«Насыщенность образовательной среды и её психологическая безопасность»
Согласно положениям Стандарта, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием (в соответствии со спецификой образовательной программы)
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой мускулатуры, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Насыщенность образовательной среды – характеристика двойственная. Она может играть как стимулирующую, так и ограничивающую и даже сдерживающую развитие роль.
Поэтому одно из требований в отношении образовательной среды – психологическая безопасность.
Под психологической безопасностью понимается защищенность от угроз, психологического насилия, от того, что заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного и недоброжелательного обращения.
Психологическая безопасность среды обеспечивается путём формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребёнок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия.
Компоненты психологической безопасной образовательной среды:
продуманное пространственное, световое и цветовое оформление среды;
- свободный доступ к игрушкам и игровым материалом;
- реализация потребностей ребёнка, в том числе в игре, движении, познавательной активности, общении;
- ориентация на возрастные физиологические особенности ребёнка, сензитивные периоды развития и возрастные задачи развития;
- компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность ребёнка;
- компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала, творческого и продуктивного мышления ребёнка;
- поощрительное воздействие (эффективное использование педагогами всего спектра поощрений)
Психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны следующие параметры:
- отсутствие необоснованных запретов;
- продуманная, последовательная система требований и правил взаимодействия;
- отсутствие психологических манипуляций со стороны взрослых;
- субъектное личностное общение с ребёнком;
- предоставление ребёнку возможностей для самостоятельной деятельности, проявления инициативы и принятия решений (в рамках возраста);
- возможности выбора деятельности, формы активности, продолжительности занятий на основе поддержания интереса;
- возможности завершать начатое дело, реализовывать замысел, цель, игровое намерение и т.д. (среда должна обеспечивать благополучие и комфорт в ощущении времени)
- открытое, позитивное информирование ребёнка о разных сторонах жизни в соответствии с возрастным уровнем понимания, создание отношений доверия;
- поощрение собственной активности ребенка, самостоятельности и напряжения сил при сохранении взрослым функции поддержки и регуляции;
- наличие адаптивных ритуалов, вплетенных в ежедневное взаимодействие с окружающими;
- удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействия в среде.
Чувство небезопасности, эмоционального неблагополучия и психологического дискомфорта возникает у ребенка по следующим причинам:
- сверхсильная стимуляция;
- принятие за ребенка решений и выполнение за него действий; манипуляция ребенком, использование его в качестве инструмента для достижения других целей;
- ограничение детской инициативы и активности;
- неудовлетворение потребностей, в том числе движении, общении;
- формирование у ребенка неадекватных представлений о себе и мире, введение его в заблуждение, обман;
- использование неадекватной системы поощрений и наказаний;
- не предъявление ребенку позитивных ожиданий в отношении его развития;
- непредсказуемость шума (неожиданные непонятные ребенку шумы), отсутствие минимально необходимой информации о происходящих вокруг него событиях;
- непредсказуемость жизнедеятельности во времени;
Образовательная среда должна создавать у ребёнка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь расширяет границы личности и стимулирует активность ребёнка.
Негативные социальные переживания создают отрицательный фон отношения к миру.
|