Основные причины нарушений детско-родительских отношений.
Семейные взаимоотношения, в которых, так или иначе, задействован ребенок, являются детско-родительскими отношениями.
Важную роль в системе детско — родительских отношений занимают взрослые, а именно родители.
Детско-родительские отношения представляют собой подструктуру семейных отношений, включающих в себя неравнозначные отношения, отношение родителя к ребенку, а так же ребенка к родителю.
Особенность детско — родительских отношений состоит в том, что они двусторонние, и родитель и ребёнок активно формируют систему этих отношений. Отношение «ребёнок -родитель» изначально неравноправные, однако данные отношения должны стремится к равноправию. Продуктом этих отношений является сформированная личность ребенка. Смирнова, считает, что детско-родительские отношения обладают сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя. Так же в семейных взаимоотношениях, возможно присутствие двойственности отношении родителей и ребенка.
Родитель должен заботиться о ребенке, но при этом, научить его самостоятельности. Во время общения родителя и ребенка происходит одновременно развитие и становление личности каждой участвующей стороны. Семья – это один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В каждой семье очень тесно переплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения, поэтому дети остро реагируют на все изменения в семье.
Особенностью детско-родительских отношений является наличие двух подсистем отношений: «отношения ребенка к родителю» и «отношения родителя к ребенку». Отношения родителя включают отношение к себе, как к родителю, отношение к своему ребенку и стиль семейного воспитания. Отношения ребенка включают в себя отношение к самому себе, отношения к своим родителям и социальную адекватность поведения.
Интегративными показателями детско-родительских отношений являются:
- родительская позиция
- тип семейного воспитания
- образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка.
1. Если рассматривать детско – родительские отношения со стороны родительской позиции, можно выделить следующие типы нарушений детско – родительских отношений:
- Отвергающая позиция, когда родители воспринимают ребенка как «тяжелую обязанность», и всячески стремятся освободиться от этой «обузы», постоянно порицая и критикуя недостатки ребенка, совершенно не проявляя терпения.
- Позиция уклонения, когда родители, по отношению к ребенку, проявляют эмоционально холодность и равнодушие, а контакты с ребенком носят случайный и редкий характер. При этом, ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность.
- Позиция доминирования, когда родители по отношению к ребенку, проявляют непреклонность и даже суровость. При этом прослеживаются тенденции к ограничению потребностей ребенка, а так же, его социальной свободы и независимости. Ведущими методами такого семейного воспитания являются дисциплина, режим, угрозы и наказания.
- Отвергающе — принуждающая позиция, когда родители приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу поведения, не беря в расчет его индивидуальные
особенности. Родители при этом, не признают прав ребенка на самостоятельность, к нему предъявляются завышенные требования, и навязывается собственный авторитет.
2. Если же рассматривать детско – родительские отношения с позиции типов семейного воспитания, то можно выделить следующие варианты дисгармоничного типа воспитания:
- Гипопротекция – тип семейного воспитания, который характеризуется недостатком опеки и контроля. В таких семьях отсутствие необходимого внимания и тепла не дают ребенку возможность осознать значение семьи.
- Гиперпротекция — тип семейного воспитания, который характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем протекции.
- Авторитарность — стиль воспитания (выделен Баумрингом Д.), отличающийся низким уровнем принятия и участия в жизни ребенка. Родители, в отношениях с ребенком, склонны к отвержению, проявляют холодность и зачастую унижают его, высмеивая и подавляя.
- Противоречивое воспитание — тип семейного воспитания, обусловленный реализацией разными членами семьи одновременно разных типов воспитания или сменой образцов воспитания по мере взросления ребенка.
- Воспитание по типу повышенной моральной ответственности — тип отклоняющегося поведения (выделен Личко А.Е. и Эйдемиллером Э.Г.), в основе которого лежит чрезмерная требовательность, предъявляемая к ребенку, которая не соответствуют его возрасту и индивидуальным особенностям.
- Гиперсоциализирующее воспитание — тип семейного воспитания (выделен Гарбузовым В.И.), выражающийся в тревожно — мнительной концентрации родителей на социальном статусе ребенка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе, а так же, на состоянии здоровья ребенка, без учета его реальных психофизических особенностей и возможностей.
- Жестокое обращение с ребенком — тип семейного воспитания, характеризующийся применением родителями самого широкого спектра наказаний, при практически полном отсутствии поощрений. При этом наблюдается несоразмерность проступка ребенка с тяжестью наказания и импульсивная враждебность родителя.
3. Если рассматривать семью, с позиции нарушения родительско – детских отношений (по А. С. Спиваковской), можно выделить следующие категории семей:
- Внешне спокойная семья – семья, события в которой протекают гладко, и со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочены и согласованы. Однако, за внешне благополучным «фасадом», скрываются сильно подавляемые в течение длительного времени чувства друг к другу.
- «Вулканическая» семья – семья, в которой отношения изменчивы и открыты, а спонтанность и эмоциональная непосредственность преобладают над чувством ответственности. Родители постоянно выясняют отношения, при этом, часто расходятся, чтобы вскоре снова нежно любить и опять относиться друг к другу искренне и нежно. Специфическая эмоциональная атмосфера такой семьи оказывает постоянное воздействие на личность ребенка, хотят того родители или нет.
- Семья — «санаторий» — это характерный тип семейной дисгармонии, где характерные признаки отношения к детям становятся мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей. Поведение супругов принимает
вид санаторных, они все время проводят вместе и стараются удержать около себя детей, достигая это при помощи постоянной фиксации внимания на здоровье, подчеркиванию всевозможных опасностей и запугиванию. Все это приводит к чрезмерной перегрузке нервной системы ребенка, при которой возникают невротические срывы.
- Семья — «крепость» — это семья с ограниченными рамками семейного круга и дисгармоничными внутренними связями. Отношение к детям в такой семье жестко регламентируется, а любовь к ребенку все более приобретает условный характер — он любим, когда оправдывает возложенные на него семейным кругом требования. Все это приводит к повышению неуверенности ребенка в себе, к безынициативности, что иногда вызывает протестные реакции и поведение ребенка в виде упрямства и негативизма.
- Семья — «театр» — это семья, в которой стабильность удерживается путем специфического «театрализованного» образа жизни и где отношения всегда строятся на игре и эффекте. Как правило, в подобных семьях один из супругов испытывает сильную потребность в признании, в постоянном внимании и поощрении, а также остро ощущает дефицит любви. Любовь же и забота о ребенке, которую родители постоянно демонстрируют посторонним, не спасает самого ребенка от ощущения, что родителям не до него, а выполнение отцом и матерью своих родительских обязанностей — это всего лишь формальная необходимость, навязываемая социальными нормами. В такой семье родители стремятся скрыть недостатки и несовершенства своего ребенка, что в итоге приводит к ослаблению самоконтроля и потере ребенком внутренней дисциплины. А отсутствие подлинной близости с родителями формирует у него эгоистическую направленность.
- Семья — «третий лишний» — это семья, которая возникает в тех случаях, когда личностные особенности супругов, стиль их взаимоотношений составляют особую значимость, а ребенок бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью. В такой семье у родителей вырабатывается скрытая неприязнь к собственному ребенку, что приводит к формированию у него неуверенности себе, безынициативности, фиксации на слабостях. В таких семьях детям свойственны мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости и подчиняемости родителям, у них часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят даже временное разлучение с ними и плохо адаптируются в детских коллективах.
- Семья «с кумиром» — семья, которая возникает тогда, когда забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом. Ребенок оказывается как бы центром семьи, становится объектом повышенного внимания и опеки и завышенных ожиданий родителей. Желание родителей уберечь ребенка от жизненных трудностей, приводит к бессознательной тенденции замедлить взросление ребенка, поскольку уменьшение опеки угрожает нарушению семейной группы. Все это приводит к ограничению самостоятельности. При таком воспитании дети становятся несамостоятельными, а вместе с этим у них возрастает потребность в позитивных оценках. Требование признания любой ценой, порождает демонстративность поведения, а критичное осознание собственных личностных качеств заменяется негативными оценками других, ощущениями несправедливости и жестокости окружающих.
- Семья — «маскарад», это семья, которая порождается несогласованностью жизненных целей и планов супругов. Воспитание ребенка приобретает черты непоследовательности, а несогласованность действий родителей (например, повышенная требовательность при гиперопеке и всепрощении матери) вызывает растерянность ребенка и расщепление его самооценки.
4. Итак, нарушения в детско — родительских отношениях проявляются в ряде показателей: характере эмоциональной связи (дискомфорт в отношениях, тревожность, отсутствии заботы и внимания, крайние степени привязанности и пр.); мотивах воспитания и родительства; неудовлетворении потребностей ребенка, к нему родителя; стилях общения и взаимодействия с ребенком; непризнании автономии ребенка; чрезмерных требованиях и запретах; способах контроля; степени последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
К крайним формам нарушения детско — родительских отношений относят: физическое насилие; сексуальное насилие или развращение; психологическое (эмоциональное) насилие; моральная жестокость (игнорирование нужд детей).
5. Изучение дисгармоничных детско-родительских взаимоотношений, указывают на возможность коррекции как родительских установок, так и стилей семейного воспитания.
6. Методы стабилизации детско-родительских отношений многозадачны, отличаются установками, уровнем сложности, преодолеваемыми проблемами. Общим среди всех методов является ориентация на установление демократических детско-родительских взаимоотношений, гармонизации взаимодействия внутри семьи
Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что знание даже этих типичных особенностей семейного воспитания, может оказать родителям значительную помощь в избежание многих недоразумений при взаимоотношениях с собственными детьми.
Литература:
- Дружинин В.И. Психология семьи: 3-е изд. — СПБ.: Питер, 2007. — 175 с.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие/ О.А. Карабанова — М.: Гардарика, 2007 – 320 с.
- Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. – СПб.: Речь, 2005 — 240 с.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под редакцией Силяевой Е.Г., Артамоновой Е.И., Екжановой Е.В. и др. – М.: ИЦ «Академия», 2002 — 192 с.
- Смирнова Е.О., Соколова М.В.. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка. //Психолог в детском саду. — 2003 — №4
- Хоменко И.А. Философско-психологические модели взаимодействия детей и родителей — СПБ: Издательство «Образование», 1995. — С 11- 31.
- Целуйко В.М. Психология современной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Издательство «ВЛАДОС- ПРЕСС» 2006.
|