Психологический аспект семейного воспитания детей в психолого-педагогической работе |
Психология | |||
Автор: Максимова Ирина Викторовна | |||
24.12.2023 19:08 | |||
Психологический аспект семейного воспитания детей в психолого-педагогической работе Максимова И.В. Педагог-психолог Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 1356 Актуальность семейного воспитания остается до тех пор, пока существует институт семьи. Исследования, проведенные по указанной теме, показывают, что психологический аспект семейного воспитания остается важнейшим и составляет основу этого процесса. Психолого-педагогическая безграмотность взрослых, тех, кто взял на себя задачу воспитания, приводит к тому, что у воспитуемых возникают проблемы психологического дискомфорта, неврозы и другие соматические заболевания. Семья является важнейшим фактором социализации, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания.
В современной литературе семья определяется как малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях, объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. Семья в своем развитии проходит разные стадии. Переход семьи на новую стадию развития предъявляет ко всем ее членам новые требования. Например, в семье с младенцем требования к родителям одни, а в семье, где растет подросток, от родителей ожидают совсем другого поведения, равно как и от ребенка [c. 43]. Семейное воспитание — целенаправленная, управляемая и открытая система взаимодействий взрослых и детей, основанных на специфике семьи, в течение которых происходит освоение социального опыта и культуры, формирование его мотивов, ценностей, способов поведения, становление ребенка как субъекта собственной жизни. Известно, что методы воспитания делятся на несколько категорий:
При деспотическом стиле воспитания трудно достичь ощутимых результатов, поскольку методы, применяемые здесь, связаны с безусловным подчинением, основаны на указаниях, приказах, строгих наказаниях за ошибку. В каждой из групп можно выделить еще дополнительные подразделения в связи с методикой воспитания, слабостью или строгостью родителей. К примеру, применение к ребенку слишком строгих, авторитарных мер обосновывают тем, что это якобы является логическим ограничением плохого поведения ребенка. Чем строже родители, тем меньше они стремятся к новаторству в своей методике воспитания. Консервативность здесь проявляется в стремлении национальные ценности и нормы трансформировать в способы воздействия на своих детей и жестко контролировать их; они, воздействуя на своих детей, требуют при этом большого послушания. Свободный же метод воспитания дает возможность для более точно спроектированного, умеренного и простого способа воспитания. Доброта и доброжелательность, искренность в отношениях с детьми должны подтверждаться на практике. К примеру, положительные нравственные качества личности родителей создают в семье положительный нравственно-психологический климат. «При высоком уровне развития общественных интересов в семье, единстве нравственных знаний и личных норм поведения родителей у детей формируются устойчивые положительные моральные убеждения». Родители, избравшие авторитарный метод воспитания, обычно сосредоточиваются не на потребностях детей, а на своих потребностях. Такие родители требуют безусловного подчинения, запрещают любое обсуждение своих воздействий, создают атмосферу безусловного подчинения. Связь между такими родителями и детьми обычно бывает односторонней, от родителей к детям. Для родителей либерального типа, в отличие от других типов, характерно создание дома непринужденной обстановки, проявление уступок. В итоге получается, что дети стремятся максимально контролировать свое поведение. Таким образом, эти родители без особого принуждения могут оказывать воздействие на своих детей. Индифферентный стиль воспитания предполагает предоставление детям полной свободы. Равнодушие к детям проявляется у родителей в том, что за детьми плохо смотрят, больше думают о своих потребностях. Безответственные родители не бывают в ответе за своих детей. Подобный подход формирует у детей равнодушие к себе и другим, приводит к приобретению дурных наклонностей, хотя главной целью родителей должно быть воспитание социально ориентированной личности, обладающей чувством собственного достоинства. Из выше сказанного можно выделить следующие факторы, которые отрицательно влияют на поведение детей:
Таким образом, беглый обзор условий, отражающихся на семейном воспитании, показывает, насколько важны экономические, социально-психологические и духовные факторы в семейном воспитании для успешного завершения периода социализации в семье. Здесь необходима совместная работа государственных органов, семьи, школы, средств массовой информации. Работа должна проводиться систематически, как с детьми, так и родителями. Влияние семейно-родительских отношений на психическое и физическое развитие ребенка огромно. Для оптимизации детско-родительских отношений и информационной помощи родителям в воспитании детей в нашей ГБОУ школе проводится психолого-педагогическая работа с детьми и их родителями. Примеры психолого-педагогической работы с детьми школьного возраста. Развитие и воспитание детей в игровой форме:
В работе с родителями: опросники.
Возможны проектировочные исследования. Такие исследования осуществляются посредством моделирования, проектирования, формирующего эксперимента. Например: Программа совместной деятельности педагогических коллективов школы и детского дошкольного учреждения «Преемственность во взаимодействии с родителями». Проект-программа работы с родителями «В школу – с радостью». Проект-программа оптимизации семейных отношений «Семейные тайны». Проект-программа повышение родительской эффективности «Вместе учимся, отдыхаем, живем» и т.д. Литература
|