Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль родителей в формировании благоприятного социально-психологического климата в дошкольном образовательном учреждении
Психология
Автор: Степанова Светлана Михайловна Нижник Анастасия Романовна   
21.12.2023 14:49

Роль родителей в формировании благоприятного социально-психологического климата в дошкольном образовательном учрежденииРоль родителей в формировании благоприятного социально-психологического климата в дошкольном образовательном учреждении

  • Степанова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ детский сад №24 город Тула, Тульская область
  • Нижник Анастасия Романовна студент ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России город Курск, Курская область

Аннотация: В статье раскрыто понятие социально-психологического климата в дошкольном образовательном учреждении, определены субъекты педагогической системы, оказывающие влияние на формирование социально-психологического климата, среди которых значительная роль отведена родителям и их эффективному взаимодействию с воспитателями в условиях постпандемииCovid-19, мер по обеспечению антитеррористической безопасности. Представлены направления работы МБДОУ №24 города Тулы с родителями воспитанников по формированию благоприятного социально-психологического климата.

Ключевые слова: социально-психологический климат, взаимодействие с родителями, субъекты образовательного процесса в ДОУ, психологический комфорт дошкольников.

 

Интерес исследователей к изучению такого понятия, как социально-психологический климат, растет с каждым годом. Во многом это связано с научно-техническим прогрессом, который дарит людям с одной стороны чувство бытового комфорта, с другой стороны стимулирует ускоренный ритм жизни человека, повышает утомляемость, раздражительность, способствует развитию чувства неопределенности и тревоги. Именно поэтому особенно важное значение имеет изучение социально-психологического климата в дошкольном учреждении, в котором, помимо семьи, формируется восприятие окружающего мира и закладываются основы воспитания личности.

Анализ литературы показал, что в отечественной психологии встречается большое количество определений термина «социально-психологический климат», это связано с использованием различных подходов к изучению этого понятия. Зачастую вместе с понятием «социально-психологический климат» упоминают морально-психологический климат, эмоциональный настрой, моральный климат, психологический настрой, психологическая совместимость, микроклимат и другие.

Мансуров Н.С., сферой интересов которого были трудовые коллективы, впервые ввел термин «психологический климат» в отечественную социальную психологию: «психологический климат– это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей» [4, с. 104].

Раскрывая понятие социально-психологического климата, следует отметить труды В.М. Шепеля [5, с. 65], который описал три климатических зоны, входящих в понятие:

  • социальный климат (определяется осознанием коллективом общих целей и задач).
  • моральный климат (основанный на общих морально-этических ценностях)
  • психологический климат (определяется степенью сложившихся неофициальных отношений между людьми).

В Комплексном плане Всемирной Организации Здравоохранения в области психического здоровья на 2013–2030 годы[6] обозначено, что психическое здоровье имеет важнейшее значение как само по себе, так и как неотъемлемое условие общего здоровья и благополучия человека, поэтому психологическое здоровье (с учетом психических и физиологических особенностей ребенка) требует бережного и доброго отношения, а обеспечение психологического комфорта детей в дошкольном образовательном учреждении — главная задача сотрудников детского сада. Наличие психологически комфортной обстановки также определяет результативность педагогической деятельности, уровень сформированности знаний, умений и навыков дошкольников, необходимых для следующей образовательной ступени, а также общий уровень психологической грамотности ребенка, обуславливающий поэтапное и полноценное развитие его личности.

Психологически комфортное пребывание ребенка в детском саду определяется рядом факторов: удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствием напряжения психических и физиологических функций организма.

Субъектами образовательного процесса в педагогической системе дошкольного образования являются следующие группы лиц: воспитатели, администрация, родители и дети. Психологическая атмосфера и настрой в группах дошкольного учреждения определяются в первую очередь первыми тремя группами.

По мнению авторов статьи в условиях постпандемииCovid-19, мер по обеспечению антитеррористической безопасности наблюдается тенденция к ослаблению взаимодействия администрации и воспитателей дошкольных образовательных учреждений с родителями дошкольников, что может негативно влиять на социально-психологический климат в детском саду.

Так как родители воспитанников детского сада наравне с воспитателями являются полноправными участниками образовательных отношений, необходимо поддерживать их вовлеченность в педагогический процесс и учитывать их мнение при решении различных организационных вопросов, по мнению авторов в современных условиях это ключевой компонент выстраивания эффективной педагогической модели дошкольного учреждения и формирования благоприятного социально-психологического климата в группе детского сада.

Администрация и воспитатели МБДОУ № 24 «Чебурашка» города Тулы стремятся к сохранению и развитию продуктивного сотрудничества с родителями, для этого реализуются следующие направления работы с родителями.

  1. Повышение родительской компетентности и вовлеченности родителей в педагогический процесс, что делает своевременную и регулярную обратную связь в вопросах физического, психологического, умственного здоровья ребенка обязательным условием взаимодействия воспитателей и родителей. Важно повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей, поддерживать уверенность родителей в вопросах воспитания, развивать практические навыки родителей по обучению и развитию детей. Эффективным методом повышения родительской компетентности являются создание коротких печатных памяток по теме гигиены детей, особенностей психологического становления личности ребенка, развития познавательных способностей, безопасности дорожного движения.
  2. Выявление предпочтений детей и родителей в части организации пространства с целью построения среды, соответствующей их интересам, сотрудничество в области организации учебного пространства. Данное направление в детском саду реализуется посредством анкетирования, тестирования.
  3. Организация родительским комитетом совместных мероприятий группы детского сада вне стен дошкольного учреждения. Совместные прогулки, посещение музеев, открытых образовательных пространств помогают укрепить межличностные отношения как детей, так и взрослых, нацеленных на воспитание детей в благополучной социальной среде. Родители группы «Кораблик», «Капельки» организуют совместные праздники, отмечают дни рождения детей, вместе участвуют в городских спортивно-развлекательных и культурных мероприятиях, таких как «Кросс нации», ежегодный велофестиваль, день города, посещают музеи города Тулы: «Тульские древности», «Музей тульского пряника», «Музей П.Н. Крылова», «Куликово поле» и другие, в том числе в рамках реализации парциальной образовательной программы «Родной край глазами детей», разработанной ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» [3].
  4. Активное включение родителей в жизнь дошкольного учреждения, что напрямую влияет на уровень активности, уверенности и инициативности детей. Сотрудничество и позитивное отношение родителя к педагогу и дошкольному учреждению формирует доверительное общение ребенка с педагогом и эмоционально-комфортное самоощущение детей в детском саду. Родительский комитет группы «Капельки» каждый год готовит поздравительную стенгазету с фотографиями детей и воспитателей ко дню воспитателя. Воспитатели и родители помогают детям создавать тематические поделки и рисунки к праздникам и памятным датам, участвуют и занимают призовые места в городских, областных, всероссийских конкурсах. Весной дети высаживают цветы на участке группы, родители помогают благоустроить территорию детского сада, высаживают деревья.
  5. Включение родителей в образовательный процесс, объединение усилий для развития и воспитания детей, что способствует формированию общих ценностей, адаптации ребенка в обществе. Родители воспитанников информируются о программах подготовки, реализуемых в детском саду, в случае необходимости воспитатели и родители совместно прорабатывают сложные для изучения для ребенка темы.
  6. Открытость администрации дошкольного учреждения для общения с воспитателями и родителями. Открытость к взаимодействию и диалогу, возможность запросить и получить информацию у администрации дошкольного учреждения формирует доверительное и доброжелательное отношение у родителей и способствует их уверенности в конструктивном решении вопросов.
  7. Создание открытого виртуального пространства для общения воспитателей и родителей. Это обеспечивает получение своевременной обратной связи, обмен полезной информацией, ссылками на образовательные и познавательные ресурсы, обсуждение.

Реализация вышеуказанных направлений работы с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения детского сада «Чебурашка» города Тулыспособствует формированию дружеских межличностных отношений между субъектами образовательной среды, созданию благоприятного социально-психологического климата в группах детского сада, обеспечению необходимых условий работы воспитателей для развития гармоничной и психологически здоровой личности, а также реализации принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования[2] и Федеральной образовательной программы дошкольного образования [1], таких как индивидуализация дошкольного образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых; сотрудничество организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Список литературы

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». // [Электронный ресурс].URL: https: //base. garant. ru/ (дата обращения: 20. 09. 2023).
  2. Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». // [Электронный ресурс].URL: https: //base. garant. ru/ (дата обращения: 20. 09. 2023).
  3. Парциальная образовательная программа «Родной край глазами детей» ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» // [Электронный ресурс]. URL: https: //ipk-tula. ru/ (дата обращения: 20. 09. 2023).
  4. Мансуров Н.С. Морально-психологический климат и его изучение. М., 2004. 235 с.
  5. Шепель В.М. Управленческая психология. М.: Академия, 1986. 248 с.
  6. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения https: //www. who. int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response (дата обращения: 20. 09. 2023).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год