Роль родителей в формировании благоприятного социально-психологического климата в дошкольном образовательном учреждении |
Психология | |||
Автор: Степанова Светлана Михайловна Нижник Анастасия Романовна | |||
21.12.2023 14:49 | |||
Роль родителей в формировании благоприятного социально-психологического климата в дошкольном образовательном учреждении
Аннотация: В статье раскрыто понятие социально-психологического климата в дошкольном образовательном учреждении, определены субъекты педагогической системы, оказывающие влияние на формирование социально-психологического климата, среди которых значительная роль отведена родителям и их эффективному взаимодействию с воспитателями в условиях постпандемииCovid-19, мер по обеспечению антитеррористической безопасности. Представлены направления работы МБДОУ №24 города Тулы с родителями воспитанников по формированию благоприятного социально-психологического климата. Ключевые слова: социально-психологический климат, взаимодействие с родителями, субъекты образовательного процесса в ДОУ, психологический комфорт дошкольников.
Интерес исследователей к изучению такого понятия, как социально-психологический климат, растет с каждым годом. Во многом это связано с научно-техническим прогрессом, который дарит людям с одной стороны чувство бытового комфорта, с другой стороны стимулирует ускоренный ритм жизни человека, повышает утомляемость, раздражительность, способствует развитию чувства неопределенности и тревоги. Именно поэтому особенно важное значение имеет изучение социально-психологического климата в дошкольном учреждении, в котором, помимо семьи, формируется восприятие окружающего мира и закладываются основы воспитания личности. Анализ литературы показал, что в отечественной психологии встречается большое количество определений термина «социально-психологический климат», это связано с использованием различных подходов к изучению этого понятия. Зачастую вместе с понятием «социально-психологический климат» упоминают морально-психологический климат, эмоциональный настрой, моральный климат, психологический настрой, психологическая совместимость, микроклимат и другие. Мансуров Н.С., сферой интересов которого были трудовые коллективы, впервые ввел термин «психологический климат» в отечественную социальную психологию: «психологический климат– это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей» [4, с. 104]. Раскрывая понятие социально-психологического климата, следует отметить труды В.М. Шепеля [5, с. 65], который описал три климатических зоны, входящих в понятие:
В Комплексном плане Всемирной Организации Здравоохранения в области психического здоровья на 2013–2030 годы[6] обозначено, что психическое здоровье имеет важнейшее значение как само по себе, так и как неотъемлемое условие общего здоровья и благополучия человека, поэтому психологическое здоровье (с учетом психических и физиологических особенностей ребенка) требует бережного и доброго отношения, а обеспечение психологического комфорта детей в дошкольном образовательном учреждении — главная задача сотрудников детского сада. Наличие психологически комфортной обстановки также определяет результативность педагогической деятельности, уровень сформированности знаний, умений и навыков дошкольников, необходимых для следующей образовательной ступени, а также общий уровень психологической грамотности ребенка, обуславливающий поэтапное и полноценное развитие его личности. Психологически комфортное пребывание ребенка в детском саду определяется рядом факторов: удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствием напряжения психических и физиологических функций организма. Субъектами образовательного процесса в педагогической системе дошкольного образования являются следующие группы лиц: воспитатели, администрация, родители и дети. Психологическая атмосфера и настрой в группах дошкольного учреждения определяются в первую очередь первыми тремя группами. По мнению авторов статьи в условиях постпандемииCovid-19, мер по обеспечению антитеррористической безопасности наблюдается тенденция к ослаблению взаимодействия администрации и воспитателей дошкольных образовательных учреждений с родителями дошкольников, что может негативно влиять на социально-психологический климат в детском саду. Так как родители воспитанников детского сада наравне с воспитателями являются полноправными участниками образовательных отношений, необходимо поддерживать их вовлеченность в педагогический процесс и учитывать их мнение при решении различных организационных вопросов, по мнению авторов в современных условиях это ключевой компонент выстраивания эффективной педагогической модели дошкольного учреждения и формирования благоприятного социально-психологического климата в группе детского сада. Администрация и воспитатели МБДОУ № 24 «Чебурашка» города Тулы стремятся к сохранению и развитию продуктивного сотрудничества с родителями, для этого реализуются следующие направления работы с родителями.
Реализация вышеуказанных направлений работы с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения детского сада «Чебурашка» города Тулыспособствует формированию дружеских межличностных отношений между субъектами образовательной среды, созданию благоприятного социально-психологического климата в группах детского сада, обеспечению необходимых условий работы воспитателей для развития гармоничной и психологически здоровой личности, а также реализации принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования[2] и Федеральной образовательной программы дошкольного образования [1], таких как индивидуализация дошкольного образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых; сотрудничество организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Список литературы
|