Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование прозрачных АРТ — мольбертов в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога
Психология
Автор: Андросенко Елена Викторовна   
29.11.2023 15:34

Использование прозрачных АРТ — мольбертов в коррекционно-развивающей работе педагога-психологаИспользование прозрачных АРТ — мольбертов в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога

Вопрос о психологической помощи детям дошкольного возраста с ТНР в современном мире имеет особую важность, так как в последние годы существенно растет число детей с нарушениями в развитии. Значительное место среди этих детей занимают дети с ТНР, причем их численность год от года существенно растет.

Тяжелое нарушение речи (ТНР) – это одна из самых распространенных форм психических нарушений. ТНР– это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. У детей с ТНР, в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты.

При оказании психологической помощи детям с тяжелым нарушением речи особое внимание уделяют формированию и развитию целостной личности ребенка.

Дети с ТНРне имеют тяжелых отклонений в развитии, как, например, дети с умственной отсталостью. Основные трудности, которые они испытывают, связаны с социальной адаптацией и обучением, объяснить это можно тем, что у таких детей наблюдается замедление темпов созревания психики. Но у каждого ребенка с ТНР это может проявляться по-разному и отличаться по времени, и по степени проявления.

 

Помимо отставания в общем развитии, выявляется отставание в развитии тонкой моторики. У таких детей страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), ярко выражены недостатки психомоторики. Большинство детей с ТНР не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не контролируют силу нажима, не умеют пользоваться ножницами. Уровень физического и моторного развития ниже возрастной нормы. Слабо сформированы или вообще не сформированы навыки самообслуживания.

У детей с ТНР речь состоит из нескольких лепетных слов или отдельных звукокомплексов. У некоторых может быть сформирована простая фраза, но словарный запас беден и поэтому активно использовать фразовую речь такие дети не могут.

Включение прозрачного арт-мольберта в коррекционно — развивающие занятия с детьми с ТНР является инновационной технологией. Новизна заключается в том, что в процессе занятия ребенок может рисовать стоя, тем самым может свободно двигаться, это способствует профилактики нарушений осанки и нарушения зрения, а также занятия на прозрачном арт-мольберте с детьми с ТНР стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем и доставляют радость от совместного творчества педагога и детей.

Занятия с использованием прозрачного мольберта направлены на развитие эмоционально-личностной сферы, на снятие тревожности, на коррекцию и развитие психических процессов воспитанников, на развитие мелкой моторики, на сплочение детского коллектива и развитие коммуникативных навыков у детей с ТНР.

Занятия проводятся как в индивидуальных, так и в малых подгруппах с воспитанниками. Работать с детьми комфортно в условиях кабинета и при необходимости можно выходить с мольбертами в группы и на участки для прогулок.

Можно использовать нестандартные творческие техники и материалы:

  • Рисование руками, пальцами;
  • Разнообразными кисточками и другими подручными средствами (штампами, листьями, печатками, поролоновыми валиками, ватными палочками и др.),
  • Рисование гуашью, пальчиковыми красками, маркерами, кремом, зубной пастой и т.д.

Способы рисования на прозрачном мольберте:

  • Рисуем по очереди (если ребенок не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером);
  • Рисуем с натуры. Такое рисование развивает наблюдательность, учит ребенка изображать что-либо не как захочется, а чтобы было похоже на оригинал. Для начала рассмотрите игрушку или предмет вместе, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить,
  • Рисуем в паре;
  • Рисуем портрет. Можно рисовать портреты: автопортрет, глядя на себя в зеркало, портрет друга или портрет мамы, рассматривая ее фотографию.

Это инновационное пособие помогает:

  • создать положительный эмоциональный настрой в работе с детьми
  • эмоциональному раскрепощению детей в творчестве (например, у детей с тревожностью, боязнью ошибиться, страхами)

- развитиюдля сенсорного детей младшей группы.

Таким образом, спектр возможностей применения этого методического пособия в профессиональной деятельности достаточно широк.

Коррекционно – развивающие игры и упражнения с использованием «Прозрачного мольберта»

"Прозрачный мольберт» – прекрасный дидактический материал, для рисования и развития пространственного мышления, логики. Это живопись на стекле, которая является хорошим способом творческого самовыражения детей и способствует развитию у них коммуникативных навыков. Рисуя на стекле, даже застенчивый ребенок получает возможность установить непосредственный контакт.

Игра "Дождик, дождик, кап, кап, кап".

Задачи: обучать приемам "пальцевой живописи"; развивать зрительно – двигательную координацию; формировать умения адекватно относиться к изобразительному материалу (не есть краски, не разбрызгивать воду и краски, не размазывать краски по телу или по столу), подрожать действиям педагога, принимать помощь с его стороны.

Ход игры: Обмакнем один палец в синюю краску. Нарисуем капельки дождя, используя краску синего цвета. Вместе радуемся полученному изображению

Игра "Гусеница".

Задачи: формировать умения дорисовывать изображения до целостного образа, используя традиционную технику рисования кистью (прием "примакивание", рисование кончиком кисти, рисование волнистых линий); расширять активный и пассивный словарный запас ребенка; развивать желание украсить формы узором.

Ход игры: Обмакнем ребро ладони в краску или используем кисть для окрашивания его в нужный цвет. Оттиснем отпечаток ребра ладони несколько раз на стекле мольберта. 2. Дорисуем с помощью тонкой кисточки полученное изображение, используя краски красного, зеленого и синего цвета.

Игра "Рисуем вместе".

Задачи: развивать навыки ориентирования навертикальной плоскости; сотрудничества; формировать творческую активность.

Ход игры: дети с разных сторон рисуют одинаковые предметы, после чего объединяют рисунки совместным сюжетом. Например: "у кошки день рождения" — дети рисуют шарики для кошки, а затем проводят ниточки к ее лапкам. Воспитатель, побуждает детей работать совместно, формирует у них коммуникативные навыки, развивает творческие способности.

Игра "Догони".

Задачи: формировать навыки работы в паре, по определенным правилам; развивать зрительно — моторную координацию.

Ход игры: один ребёнок рисует круги ("бутоны"), вторй ребёнок подрисовывает к ним линии (" стебли"). Выполняется в быстром темпе.

Упражнения направленные на развитие пространственной ориентировки.

Упражнение «Давай познакомимся»

Задачи: Знеакомство с пособием, со свойствами стекла; развитие коммуникативных навыков.

Ход: Взрослый и ребёнок (или дваребёнка) через стекло прикладываютсвоиладони (пальчики) друг к другу.

Упражнение «Идёт дождик»

Задачи: Развитие зрительног внимания, зрительно –моторной координации. Умение располагать штрихи в указанном направлении (сверху вниз, слеванаправо, српава налево).

Ход: Ребёнок кончиками пальцев наносит на стекло штрихи, имитирующие падающие дождевые капли.

Игра «Соедини по точкам»

Задачи: Развитие координированных движений глаз и рук.

Ход: Ребёнку предлагается провести линии через точки, нанесённые на стекло или прикреплённый собратной строны стеклалист сконтурными изображениями предметов.

Упражнение «Лабиринты», «Планы»

Задачи: Закреплять умерние ребёнка ориентироваться в пространстве с помощью условных обзначений, планов, маршрутов и схем; учить определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение.

Ход: Ребёнку предлагается найти и нарисовать самый короткий путь от объекта до выхода из лабиринта (лабиринт наносится педагогом краской или прикрепляется с обратной стороны стекла).

Упражнение «Кто скорее обведет поконтуру, трафарету»

Задачи: Рапзвитие координированных движений глаз и рук.

Ход: Ребёнку предлагается контур или трафарет, нанесенные на сткло или прикреплённый собратной стороны стекла лист с контурными изображениями предметов.

Упражнение «Ктобольше фигур заштрихует»

Задачи: Развитие зрительного внимания, зрительно – моторной координации. Умение располагать штрихи в указанном направлении (сверху вниз и др.)

Ход: Ребёнок кончиками пальцев или маркером наносит на стекло штрихи, закрашивая фигуру.

Упражнение «Кто лучше закрасит маркерами изображение»

Задачи: Развитие навыков ориентирования на вертикальной плоскости, сотрудничества; формирование творческой активности.

Ход: Перед детьми мольберт и наборцветных маркеров. Дети должны закрасить маркером изображения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год