Использование прозрачных АРТ — мольбертов в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога |
Психология | |||
Автор: Андросенко Елена Викторовна | |||
29.11.2023 15:34 | |||
Использование прозрачных АРТ — мольбертов в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога Вопрос о психологической помощи детям дошкольного возраста с ТНР в современном мире имеет особую важность, так как в последние годы существенно растет число детей с нарушениями в развитии. Значительное место среди этих детей занимают дети с ТНР, причем их численность год от года существенно растет. Тяжелое нарушение речи (ТНР) – это одна из самых распространенных форм психических нарушений. ТНР– это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. У детей с ТНР, в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты. При оказании психологической помощи детям с тяжелым нарушением речи особое внимание уделяют формированию и развитию целостной личности ребенка. Дети с ТНРне имеют тяжелых отклонений в развитии, как, например, дети с умственной отсталостью. Основные трудности, которые они испытывают, связаны с социальной адаптацией и обучением, объяснить это можно тем, что у таких детей наблюдается замедление темпов созревания психики. Но у каждого ребенка с ТНР это может проявляться по-разному и отличаться по времени, и по степени проявления.
Помимо отставания в общем развитии, выявляется отставание в развитии тонкой моторики. У таких детей страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), ярко выражены недостатки психомоторики. Большинство детей с ТНР не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не контролируют силу нажима, не умеют пользоваться ножницами. Уровень физического и моторного развития ниже возрастной нормы. Слабо сформированы или вообще не сформированы навыки самообслуживания. У детей с ТНР речь состоит из нескольких лепетных слов или отдельных звукокомплексов. У некоторых может быть сформирована простая фраза, но словарный запас беден и поэтому активно использовать фразовую речь такие дети не могут. Включение прозрачного арт-мольберта в коррекционно — развивающие занятия с детьми с ТНР является инновационной технологией. Новизна заключается в том, что в процессе занятия ребенок может рисовать стоя, тем самым может свободно двигаться, это способствует профилактики нарушений осанки и нарушения зрения, а также занятия на прозрачном арт-мольберте с детьми с ТНР стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем и доставляют радость от совместного творчества педагога и детей. Занятия с использованием прозрачного мольберта направлены на развитие эмоционально-личностной сферы, на снятие тревожности, на коррекцию и развитие психических процессов воспитанников, на развитие мелкой моторики, на сплочение детского коллектива и развитие коммуникативных навыков у детей с ТНР. Занятия проводятся как в индивидуальных, так и в малых подгруппах с воспитанниками. Работать с детьми комфортно в условиях кабинета и при необходимости можно выходить с мольбертами в группы и на участки для прогулок. Можно использовать нестандартные творческие техники и материалы:
Способы рисования на прозрачном мольберте:
Это инновационное пособие помогает:
- развитиюдля сенсорного детей младшей группы. Таким образом, спектр возможностей применения этого методического пособия в профессиональной деятельности достаточно широк. Коррекционно – развивающие игры и упражнения с использованием «Прозрачного мольберта» "Прозрачный мольберт» – прекрасный дидактический материал, для рисования и развития пространственного мышления, логики. Это живопись на стекле, которая является хорошим способом творческого самовыражения детей и способствует развитию у них коммуникативных навыков. Рисуя на стекле, даже застенчивый ребенок получает возможность установить непосредственный контакт. Игра "Дождик, дождик, кап, кап, кап". Задачи: обучать приемам "пальцевой живописи"; развивать зрительно – двигательную координацию; формировать умения адекватно относиться к изобразительному материалу (не есть краски, не разбрызгивать воду и краски, не размазывать краски по телу или по столу), подрожать действиям педагога, принимать помощь с его стороны. Ход игры: Обмакнем один палец в синюю краску. Нарисуем капельки дождя, используя краску синего цвета. Вместе радуемся полученному изображению Игра "Гусеница". Задачи: формировать умения дорисовывать изображения до целостного образа, используя традиционную технику рисования кистью (прием "примакивание", рисование кончиком кисти, рисование волнистых линий); расширять активный и пассивный словарный запас ребенка; развивать желание украсить формы узором. Ход игры: Обмакнем ребро ладони в краску или используем кисть для окрашивания его в нужный цвет. Оттиснем отпечаток ребра ладони несколько раз на стекле мольберта. 2. Дорисуем с помощью тонкой кисточки полученное изображение, используя краски красного, зеленого и синего цвета. Игра "Рисуем вместе". Задачи: развивать навыки ориентирования навертикальной плоскости; сотрудничества; формировать творческую активность. Ход игры: дети с разных сторон рисуют одинаковые предметы, после чего объединяют рисунки совместным сюжетом. Например: "у кошки день рождения" — дети рисуют шарики для кошки, а затем проводят ниточки к ее лапкам. Воспитатель, побуждает детей работать совместно, формирует у них коммуникативные навыки, развивает творческие способности. Игра "Догони". Задачи: формировать навыки работы в паре, по определенным правилам; развивать зрительно — моторную координацию. Ход игры: один ребёнок рисует круги ("бутоны"), вторй ребёнок подрисовывает к ним линии (" стебли"). Выполняется в быстром темпе. Упражнения направленные на развитие пространственной ориентировки. Упражнение «Давай познакомимся» Задачи: Знеакомство с пособием, со свойствами стекла; развитие коммуникативных навыков. Ход: Взрослый и ребёнок (или дваребёнка) через стекло прикладываютсвоиладони (пальчики) друг к другу. Упражнение «Идёт дождик» Задачи: Развитие зрительног внимания, зрительно –моторной координации. Умение располагать штрихи в указанном направлении (сверху вниз, слеванаправо, српава налево). Ход: Ребёнок кончиками пальцев наносит на стекло штрихи, имитирующие падающие дождевые капли. Игра «Соедини по точкам» Задачи: Развитие координированных движений глаз и рук. Ход: Ребёнку предлагается провести линии через точки, нанесённые на стекло или прикреплённый собратной строны стеклалист сконтурными изображениями предметов. Упражнение «Лабиринты», «Планы» Задачи: Закреплять умерние ребёнка ориентироваться в пространстве с помощью условных обзначений, планов, маршрутов и схем; учить определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение. Ход: Ребёнку предлагается найти и нарисовать самый короткий путь от объекта до выхода из лабиринта (лабиринт наносится педагогом краской или прикрепляется с обратной стороны стекла). Упражнение «Кто скорее обведет поконтуру, трафарету» Задачи: Рапзвитие координированных движений глаз и рук. Ход: Ребёнку предлагается контур или трафарет, нанесенные на сткло или прикреплённый собратной стороны стекла лист с контурными изображениями предметов. Упражнение «Ктобольше фигур заштрихует» Задачи: Развитие зрительного внимания, зрительно – моторной координации. Умение располагать штрихи в указанном направлении (сверху вниз и др.) Ход: Ребёнок кончиками пальцев или маркером наносит на стекло штрихи, закрашивая фигуру. Упражнение «Кто лучше закрасит маркерами изображение» Задачи: Развитие навыков ориентирования на вертикальной плоскости, сотрудничества; формирование творческой активности. Ход: Перед детьми мольберт и наборцветных маркеров. Дети должны закрасить маркером изображения.
|