Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Психология
Автор: Степина Ирина Юрьевна   
11.11.2023 22:30

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург)

Аннотация. Целью статьи является изучение разработанных и апробированных моделей психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Описана модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, формы и методы работы с семьей. Данная модель может использоваться психологами, педагогами-психологами, МДОУ и иными учреждениями, осуществляющими психолого-педагогическую деятельность с семьями, воспитывающими дошкольников с ОВЗ.

 

Ключевые слова: дети с ОВЗ, дошкольное образовательное учреждение, психолого-медико-педагогический консилиум, семья ребенка с нарушением развития.

К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности.

Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, каждодневно сталкиваются с рядом ограничений и проблем: трудности принятия и осознавания родителями ограничений возможностей здоровья своего ребенка, трудности во взаимоотношениях с членами семьи, не адекватные установки и родительские позиции, сложности с переживанием болезни ребенка и другие. В практической деятельности возникает необходимость организации психолого-педагогического сопровождения с учетом взаимодействия смежных специалистов: психологов, педагогов, дефектологов, логопедов. [1].

Противоречие между потребностью дошкольных учреждений в эффективной модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, и недостаточного методического обеспечения в данной области. [ 9]. На современном этапе принято организовывать работу с семьей, воспитывающей ребенка с особенностями здоровья посредством таких форм, которые позволяют обучить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком с ОВЗ в бытовых и образовательных ситуациях (Баенская Е.Р., Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Екжанова Е.А., Леонгард Э.И., Либлинг М.М., Мишина Г.А., Никольская О.С., Приходько О.Г., РазенковаЮ. А., Солнцева Л.И., Стребелева Е.А., Шматко Н.Д. и др.) [4, 11]. Глевицкая В.С., Полякова Н.А. определили условия эффективности психолого-педагогического сопровождения: комплексность, последовательность, дифференцированность и своевременность [2]. Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Хаидов С.К. определили формы работы с родителями детей с нарушениями развития: индивидуальные и групповые занятия, домашние задания, самостоятельная работа[8]. Можно выделить такие мероприятия в рамках приведенных форм работы: -занятия, направленные на освоение родителями приемов воздействия, направленных на коррекцию дефектов развития, формирование навыков целесообразного поведения, гармонизацию личности ребенка с ОВЗ; -занятия, направленные на обучение родителей приемам организации развивающих занятий с детьми (возможно участие педагога-психолога в качестве руководителя в совместной деятельности родителя и ребенка); -выполнение родителями домашних заданий совместно со своим ребенком; -самостоятельная работа родителей с литературой, позволяющей ознакомиться с методикой работы с детьми, имеющими ОВЗ, на доступном для родителей уровне. Григоренко Н. Ю. выделяет информационное образовательной пространство как одну из современных форм работы в рамках психологопедагогического сопровождения родителей.

Интерактивная поддержка родителей осуществляется посредством специальных сайтов для родителей, Skype-консультаций, ответов на вопросы родителей на сайте образовательной организации, индивидуальная переписка с семьей посредством электронной почты и других современных программных приложений [3]. Ряд авторов: Мирошниченко Е.В., Корженевская Е.А., Шипунова Н.А., — выделяют в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, следующие формы и методы работы [7]: групповые беседы, классные родительские собрания, общие родительские собрания на уровне всего образовательного учреждения, групповые консультации и другие. При этом ими было определено, что наиболее эффективны в работе с родителями активные методы социально-психологического обучения: тренинг, дискуссия, круглый стол, практикум и прочие. Именно активные методы обучения позволяют наладить взаимоотношения педагогов и родителей, изменить негативные родительские установки, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей и сформировать адекватное отношение родителей к 264 психологическим особенностям своего ребенка. Ряд авторов (Метляева С.А., Мирошниченко И.И., Загарских Д.А.) выделяют следующую интегративную форму работы с участниками воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: неделя психологии [6]. Данная форма работы позволяет повысить интерес субъектов образовательного процесса к психологии, показать реальные формы работы, возможности детского учреждения, сформировать интерес взрослых к развитию ребенка и желание содействовать в его развитии.

С целью оптимизации самосознания родителя, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, Ткачева В.В. предлагает специальную форму организации занятий: обсуждение с родителями специально написанных рассказов, представляющих литературную обработку типичных «житейских». В процессе реализации описанной выше формы работы с родителями используются психокоррекционные приемы, позволяющие достигнуть инсайт и катарсис: уровень экспансии и уровень эмоционального контроля (Лебединский В.В.). Уровень аффективной экспансии осуществляется в процессе рассказа (проживания) неизвестной (проблемной) ситуации историй родителей больных детей [9]. Данный уровень позволяет сформировать новое знание о себе в аффективной памяти. В процессе реализации психолого-педагогического сопровождения родителей и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья используются методы и техники практической психологии, психотерапии и социальной работы.

Выделяют следующие методы работы в процессе осуществления психологического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

  1. Семейное консультирование. Осуществляется по запросу одного или нескольких членов семьи и соответствует всем требованиям. Ткачева В.В. выделяет организационную форму консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья [9]. Так ей были выделены следующие этапы консультирования: 265 1.1. Знакомство и установление контакта с семьей. На данном этапе формируются необходимые для дальнейшей работы доверие и взаимопонимание. 1. 2.Определение проблемы семьи. На данном этапе оказывается поддержка для формулирования родителями проблемы. 1.3. Психолого-педагогическое изучение психофизических особенностей ребенка. 1.4. Определение психолого-педагогической проблемы в семье. 1.5. Определение способов решения проблемы семьи. 6.Подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.
  2. Тренинговые занятия. Данные мероприятия могут осуществляться как по запросу семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, так и в соответствии с планом (программой) сопровождения семьи. Тренинговые мероприятия направлены в первую очередь на развитие коммуникативных навыков, коррекцию неадекватных стилей взаимоотношений, формирование навыков решения конфликтов и др. Велиева С.В. определила направленность тренинговых занятий с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья: во-первых, занятия направлены на формирование определенных навыков (тренинг эффективных коммуникаций, адаптационный тренинг, тренинг межличностных отношений и др.); во-вторых, занятия, направленные на решение определенной проблемы (терапевтические, развивающие, обучающие и др.). Также Велиева С.В. предложила классификацию тренинговых групп родителей, воспитывающих детей с ограничением возможностей здоровья [10]. Необходимо отметить об использовании в тренингах информационных ресурсов: видеотренинги, компьютерные коррекционно-диагностические программы и др.

При организации психолого-педагогической помощи родителям детей с нарушениями здоровья Мазурова Н.В. и Подольская Т.А. выделяют групповую работу. Данная работа организованна как правило в форме 266 тематических встреч-бесед, где родитель получает в первую очередь поддержку от других родителей, что способствует включенности родителей в социум и снижению концентрации проблемы здоровья ребенка [12].

3. Психокоррекционные занятия направлены на коррекцию психического развития как ребенка с ОВЗ, так и родителей (или лиц их замещающих).

4. Психопрофилактические занятия направлены на повышение психолого-педагогической компетентности родителей (или лиц их замещающих), воспитывающих ребенка с ОВЗ.

5. Занятия в группах взаимопомощи (клубах общения и поддержки). Данные занятия осуществляются по запросу семей и несут характер неформальной помощи и поддержки. На данных занятиях родитель получает помощь и поддержку в атмосфере уважения и доверия от родителей со схожими проблемами.

6. Досуговая деятельность. Совместная досуговая деятельность родителей и детей позволяет выработать навыки взаимоподдержки, коммуникативных умений, а также сплотить семью, сформировать позитивный семейные климат. Походы, развлечения, конкурсы, совместные прогулки с учетом особенностей развития детей, выставки детско-родительского художественного творчества, совместные с детьми детско-родительские субботники, трудовые десанты, дни открытых дверей, все это является примером совместной досуговой деятельности родителей с детьми [10]. Результат психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеет большую эффективность, если в модели сопровождения семьи будет учтено условие взаимосвязи сопровождения с личностными взаимоотношениями детей и родителей. Также на результат психолого-педагогического сопровождения оказывает влияние учет индивидуальных семейных проблем, влияющих на процесс развития и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В целом, современной процесс психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, основывается на раскрытии личностно-развивающего потенциала семьи, где потенциал семьи представляет собой внутренние ресурсы семьи (детско-родительские, супружеские и другие) позволяющие эффективно решать возникающие трудности, а также личностно расти и развиваться членам семьи в любых сферах жизнедеятельности.

Список литературы.

  1. Архипова В.А., Токаева Т.Э. Аспекты психологопедагогического сопровождения детей с задержками психического развития в процессе взаимодействия с семьей (на материале модели «Виртуальный детский сад» // Альманах научно-исследовательских работ студентов факультета педагогики и психологии детства ПГГПУ. Выпуск 3 / под ред. О.В. Прозументик, О.Р. Ворошнина, Л.Р. Лизунова; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. -Пермь, 2015. –С. 100 –106.
  2. Велиева С.В. Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного сопровождения // Детский сад ОТ А ДО Я. 2009. №3 (39). -С. 50 -58.
  3. Глевицкая В.С., Полякова Н.А. Алгоритм и модели психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. No5. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/algoritm-i-modelipsihologicheskogo-soprovozhdeniya-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-doshkolnoyorganizatsii (дата обращения: 09. 10. 2018).
  4. Григоренко Н. Ю. Вариативная организация ранней психологопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе междисциплинарного подхода / Григоренко Наталья Юрьевна // Педагогическое образование в России. —2017. —№ 11. —С. 132-138.
  5. Дюпина М.В. Применение Арт-терапевтических методов и приёмов в психолого-педагогическом сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Культура инклюзии: проблемы, условия, факторы реализации материалы всероссийской научно-практической конференции, 2016. –С. 76-78.
  6. Калачина И.В. Организация психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018. №1 (64). –С. 164-169.
  7. Метляева С.А., Мирошниченко И.И., Загарских Д.А. Неделя психологии в ДОУ как интерактивная форма взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. –Т. 1. –С. 154-157.
  8. Мирошниченко Е.В., Корженевская Е.А., Шипунова Н.А. Использование активных методов при организации психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. Т. 1. –С. 118-121.
  9. Савельева А. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОВЗ // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции под редакцией О.А. Карабановой, Н.Н. Васягиной. –Екатеринбург, 2018. –С. 656 –659.
  10. Велиева С.В. Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного сопровождения // Детский сад ОТ А ДО Я. 2009. No3 (39). -С. 50 -58.
  11. Югова О.В. Вариативная модель ранней коррекционноразвивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям// Специальное образование. 2017. No1 (45). –С. 53-67.
  12. Мазурова Н.В., Подольская Т.А. Психолого-педагогическая помощь родителям детей с тяжелыми нарушениями здоровья: основные 269 направления и возможности // Национальный психологический журнал, 2016. – No 1 (21). –С. 70-77. ОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год