Проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС к условиям реализации ООПДОУ и АОПДОУ «Маленькая страна»
Разработчик проекта: Педагог-психолог Таджибова Э.А. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад г.п. Рощино» Выборгский район
Пояснительная записка:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад г.п. Рощино» (филиал на ул. Детская 12) был сдан в эксплуатацию в 2015 году. Проектная мощность здания рассчитана на 155 мест и бассейн. В трёхэтажном здании детского сада расположены: восемь групповых помещений для детей разного возраста; бассейн; спортивный зал; музыкальный зал; методический кабинет; кабинет педагога-психолога; три кабинета учителей-логопедов; кабинет учителя-дефектолога; два лестничных марша; служебные помещения (медицинский блок, пищеблок, прачечная, подсобные помещения). Внутренняя отделка стен и полов соответствуют требованиям пожарной и санитарной безопасности. Территория детского сада имеет ограждение, восемь прогулочных участков, зелёную зону с деревьями и кустарниками, метеостанцию. По периметру здания проложена асфальтированная дорожка.
Скачать конспект
Учреждение посещают 150 детей в возрасте от 1.6 до 8 лет. В настоящее время функционируют 8 возрастных групп. В связи с введением в практику работы ФОП был проведён анализ предметно-развивающей среды, существующих условий для деятельности детей в учреждении, который показал некоторые недостатки. Созданная несколько лет назад развивающая среда в ДОУ отвечает не всем требованиям ФГОС, не всегда учитываются психолого-педагогические принципы её построения, страдает качественный и количественный состав предметной и игровой среды. Также выявлена проблема неэффективности существующей среды в группах детского сада: присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений (наглядные пособия, материалы и оборудование для ручного труда, конструктивной деятельности) и недостаточность в другом (физкультурное оборудование, детская художественная литература, оборудование для экспериментирования, центре уединения), то есть наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми. Есть небольшие нарушения в отношении доступности расположения игрового оборудования.
Таким образом, возникает противоречие: В детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям ФГОС и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести. Построение развивающей предметно-пространственной среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Цель проекта: Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей на уровне самостоятельности в конкретно заданных условиях МБДОУ «Детский сад г.п. Рощино».
Задачи проекта:
- Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС), обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках основной и адаптированной общеобразовательных программ ДОУ.
- Разработать рекомендации по созданию РППС в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей.
- Организовать РППС, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
- Создать условия для возможности реализации разных видов деятельности дошкольников (двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы).
- Содействовать сотрудничеству детей педагогов и родителей для создания комфортной РППС.
- Приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере групповых помещений ДОУ, музыкального и физкультурного зала. Побуждать детей и родителей делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, развивать способность принимать и осуществлять самостоятельные решения — идти по пути творческого саморазвития.
Этапы реализации проекта:
I этап – организационный 2023-2024 учебный год (первое полугодие).
Разработка проекта, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий.
На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ РППС, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.
Задачи:
- Изучение проблем и постановка цели проекта;
- Изучение санитарно-технических норм и требований;
- Составление плана и схемы проекта;
- Обзор литературы по организации РППС в ДОУ; изучение литературы на тему: «Современные требования к созданию РППС в ДОУ»;
- Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта;
- Разработка дизайн — проекта оформления помещения группы как единого пространства.
II этап – практическая реализация проекта 2023-2024 учебный год (второе полугодие).
На этом этапе вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проекта для деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ.
Задачи:
- Модернизация среды группы, создание компонентов единого индивидуализированного пространства с учётом мнения детей, педагогов и родителей, которые будут менять её в соответствии со своими потребностями, интересами, целями, и задачами взаимодействия;
- Оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности с учётом интеграции образовательных областей;
- Последовательное изменение РППС в соответствии с возрастом детей;
- Оформление центра сюжетно-ролевых игр «Мы играем»;
- Создание центра по детскому экспериментированию: «Юные исследователи»;
- Создание РППС по развитию речи детей, оформление центра «Будем говорить правильно»;
- Пополнение групповой библиотеки «Здравствуй, книжка!»;
- Переоборудование физкультурно-оздоровительного центра «Мы — спортсмены»;
- Оборудование центра сенсомоторного развития «Мир под рукой»;
- Оформление уголков дежурства «Маленькие помощники»;
- Создать возможность детям находить удобное место для индивидуальной деятельности, уединения «Мой маленький домик»;
- Модернизация театрального уголка, пополнение театрального центра различными видами театра «Играем в театр»;
- Опрос родителей «Что окружает, то развивает»;
- Оформление центра развивающих игр «Эрудиты»;
- Оформление уголка краеведения «Мой край»;
- Оформление центра безопасности «ПДД и ОБЖ»;
- Модернизация игрового центра с крупными и мелкими конструкциями (блоки, домики, тоннели) для лёгкого изменения игрового пространства и конструирования «Маленькие строители»
- Оформление участка; изготовление и установка стационарных кормушек для птиц;
- Проведение конкурса детских работ на тему «Моя особенная группа»;
- Модернизация и оборудование центра творчества «Талантливые пальчики»;
- Оформление декоративных стендов для детских работ «Наше творчество»;
- Модернизация и пополнение музыкального центра «Мир музыки и звуков»;
- Модернизация и пополнение мини-музея «Русская изба»;
- Дизайн и оборудование материалов для организации закаливания детей: «тропы здоровья», массажёры, сухой бассейн и т. п.;
- Провести конкурс на самый лучший участок детского сада (самый лучший развивающий центр в группе);
- Изучение опыта работы по модернизации РППС в других ДОУ посредством Интернет-ресурсов;
III этап — завершающий 2023-2024 (второе полугодие) 2024-2025 (первое полугодие)
Подводятся итоги проекта «Маленькая страна». Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги творческого проекта оформляются в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.
Задачи:
- Завершение создания РППС в ДОУ, отвечающей современным требованиям;
- Подведение итогов – определение задач для новых проектов;
- Изготовление фотоколлажа «Было — стало» по РППС в ДОУ;
- Презентация проекта.
IV этап — защита проекта.
Требования к созданию предметно-развивающей среды:
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна обеспечивать реализацию ООП ДОУ и АОП ДОУ. Оборудование помещений МБДОУ «Детский сад г.п. Рощино» (филиал по ул. Детская 12) должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Необходимо избавляться от загромождения пространства малофункциональными и не сочетаемыми друг с другом предметами. РППС должна удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребёнка, развития его творчества, с учётом возрастных особенностей. В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.
Нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методи-ческих и игровых материалов явились:
- Требования к развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ в соответствии с ФОГС ДОО;
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17. 06. 2003;
- Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46 ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4. 1. 3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15. 05. 2013 № 26;
- Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
- Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.);
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-синтез, 2014.
- Новоселова С.Л., “Развивающая предметная среда”. М., 2001г.
- Железнова С.В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2001 г.
- Ананьев Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004г.
- Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. — №4.
- Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006г.
- Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003г.
- Дыбина О. В., Пенькова Л. А., Рахманова Н. П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Изд. СФЕРА. — 2015г.
- Нищева Н. В. Предметно — пространственная развивающая среда в детском саду. — Детство-Пресс, 2010.
- Пантелеев Г.Н. Детский дизайн 2006 г.
- Полякова М. Н.: Создание моделей предметно- развивающей среды в ДОУ. Методические рекомендации. Изд. Центр педагогического образования. – 2008г.
Для того чтобы развивающая предметно-пространственная среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования необходимо чтобы педагоги придерживались следующих принципов:
- Дистанции, позиции при взаимодействии –ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;
- Активности, самостоятельности, творчества– возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
- Стабильности – динамичности, предусматривающей создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
- Комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
- Эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
- Эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
- Открытости – закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");
- Половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
- Создание РППС с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Таким образом, в ДОУ построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечит воспитанникам чувство психологической защищенности, поможет формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызовет у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогатит новыми впечатлениями и знаниями, побудит к активной творческой деятельности, способствующей интеллектуальному развитию.
|