Как наладить отношения с капризным ребенком. |
Психология | |||
Автор: Васильева Людмила Кирилловна | |||
26.09.2023 06:21 | |||
Как наладить отношения с капризным ребенком. Дети часто не слушаются и не слушают своих родителей. И иногда их непослушания и капризысоздают реальные проблемы, не говоря уже о том, что приводят к ссорам между родителями и детьми. Но есть способ избежать конфликтов! И ключевую роль здесь играют правильные слова и нужные интонации. Чтобы наладить новые отношения со своим ребенком – без крика, слез, ссор и раздражения, чтобы преуспеть в этом, возьмите на вооружение фразы, уместные в разных ситуациях, которые предлагают опытные детские психологи. Конечно, не обязательно их все заучивать, можно просто понять принцип их формирования и воздействия на ребенка и, применив творческий подход, придумать свои «волшебные» фразы. Итак, фразы для того: Чтобы ребенок выполнил то, что от него требуют нужно изменить формулировку требования и интонацию. Известно, что мало кто из детей любит убирать за собой игрушки или убираться в своей комнате. Однако приучать ребенка к порядку просто необходимо. Поэтому вместо угроз: «Не пойдешь гулять/смотреть телевизор, пока не уберешь за собой» загадочно предложите игру: «Интересно, а получится из тебя волшебник? Я сейчас выйду из комнаты, а ты попробуй наколдовать здесь порядок».
Как бывает трудно уложить ребенка спать! Ему и сказку почитали, и песенку спели, а он все вертится в постели, норовит встать. Тут нужно применить особенно интересную тактику. Вместо раздраженного: «Ляжешь ты, наконец, спать!», заинтригуйте ребенка неожиданным заданием: «Попробуй укрыться одеялом так, как ты еще ни разу не укрывался» или «Закрой глазки и посмотри, увидишь ли ты какие-нибудь картинки, если попробуешь полежать немного, не открывая глаз». Если вы куда-то торопитесь, а ребенок медленно одевается или просто отказывается идти, замените привычное: «Пойдем скорее!» и «Сколько тебя ждать!» на оптимистичное: «Давай, кто быстрее?» или «На старт, внимание, побежали!» Если ребенок не хочет надевать теплый свитер или ботинки, а требует какую-то вещь не по сезону, можно вместо недовольного: «Не капризничай, надевай то, что тебе дают!» сказать с грустью: «Ты представляешь, как свитеру обидно, что ты его не любишь! Может, ботинки даже плачут, когда ты их отодвигаешь в сторону? Давай их наденем!» Многие родители жалуются, что дети не любят какие-то продукты и блюда, а то и вовсе плохо едят. Попробуйте вместо негативного: «Ешь, иначе не будешь смотреть мультик/играть в компьютерную игру/ не пойдешь гулять» добавить позитива: «Как только исчезнет каша, сразу появится вкусный сюрприз/йогурт/десерт». Как часто мы бываем заняты домашними или какими-то другими важными делами именно тогда, когда ребенку хочется нашего внимания! Забудьте про ужасную фразу: «Не мешай!» Возьмите ребенка за руку и скажите ему по-дружески: «Поиграй, пожалуйста, немного сам. А как только я освобожусь, мы с тобой устроим праздник/пикник/посоревнуемся в игре». Если ребенок уже где-то нашкодил или находится в процессе хулиганства, вместо агрессивного: «По попе захотел?» предложите ему самому оценить степень наказания: «Ты же понимаешь, что такое поведение требует наказания. Что выберешь: в угол встать, по попе получить или ограничимся устным предупреждением?» Если же ребенок делает вид, что не слышит ваших просьб, замените нудное: «Сколько раз повторять» на таинственное предложение шепотом: «Внимание-внимание, передаю секретную информацию. Повторите, как слышали». Чтобы узнать, как дела в детском саду. Часто бывает, что на ваши вопросы «Как прошел день в детском садике?» вы получаете в ответ короткое: «Нормально» и ноль подробностей. Но вам же, действительно, важно знать, как прошел его день, что для него было интересным и не случилось ли каких-то пусть даже мелких проблем! В таком случае, вам придется стать настоящим разведчиком. Чтобы узнать новости детсадовца, заготовьте список из наводящих на нужную информацию вопросов:
Малыш открывается вам еще больше, если на вашу руку надета кукла-рукавичка. Такой «живой игрушке» он охотно доверяет свои секреты и делится с ней своими впечатлениями о прошедшем дне — ведь для него это самый настоящий друг. Чтобы ребенок был уверен в себе и знал, что его любят, чтобы ребенок рос уверенным в себе, необходимо, чтобы он чувствовал в семье любовь и поддержку. Хвалить, одобрять и поощрять ребенка нужно непременно, но и поругать необходимо, если есть за что, однако обязательно объяснить, почему то, что он сделал – неправильно, чтобы у ребенка не развился комплекс неполноценности: «Что бы я ни делал, все не так». Какие же фразы должны быть обязательными в семье? «Я тебя люблю». Ребенок должен быть уверен – что бы ни случилось в детском саду, во дворе, дома его ждут и любят. Только, когда ребенок растет в атмосфере любви и заботы, он чувствует себя в безопасности, это позитивно влияет на его самооценку и помогает расти уверенным в себе. Каждый день, когда вы провожаете ребенка в садик, укладываете спать, говорите ему: «Я тебя люблю. Я поддержу тебя всегда». Конечно, ребенок чувствует, что родители его любят, но в трудные моменты жизни он вспомнит эти слова, и они станут для него опорой. «Я верю в тебя». В садике дети бывают иногда жестоки и могут высмеять ребенка не только из-за чего-то, что ему не удается сделать, но и за малейшую оплошность. Ребенок должен знать, что даже если у него не все получается, есть родители, которые верят в него и поддержат в любой ситуации. «У тебя все получится». Такая фраза просто необходима, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным. Это особенно важно, когда он начал заниматься чем-то новым для себя, или впереди предстоят соревнования/конкурсы. Бывает, что дети любое, даже самое простое дело, начинают с нытья: «У меня ничего не получится». Тогда важно, чтобы родители не просто произносили эту «волшебную» фразу, но и верили в то, что рано или поздно у ребенка действительно все получится. И если вдруг что-то все-таки не удается, родители должны объяснить ребенку: «Ты не должен сдаваться, главное – желание, чтобы получилось, и терпение». И добавить «Мы верим в тебя». «Это пройдет, но теперь ты знаешь...» Есть родители, которые чересчур опекают свое дитя, постоянно твердя: «Не ходи, упадешь! Не трогай, обожжешься! На лезь, оцарапаешься!». Но есть и другие, которые молча наблюдают, как ребенок хватает горячую крышку кастрюли или поднимает тяжесть, которую не сможет удержать, а потом говорят: «Обжегся/уронил на ногу – теперь не будет этого делать». Хороша же, как известно, золотая середина. Нужно предупредить ребенка, что крышка кастрюли горячая и будет больно руку, что камень тяжелый и, если упадет на ногу, то будет больно. Но никогда не следует злорадствовать после неудачного опыта: «Я же тебе говорил/говорила!». Дети учатся на ошибках, поэтому достаточно в случае неудачи успокоить плачущего ребенка без ахов-охов и сюсюканья, а так: «Не плачь, давай подую/разотру/перевяжу. Это пройдет! Но теперь ты знаешь, что плита горячая/камень тяжелый/кошка царапается». Дружите со своими детьми! И вы достигнете полного взаимопонимания.
|