Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Психологическая готовность ребенка к школе.
Психология
Автор: Петросян Карине Валериковна   
15.09.2023 11:24

Психологическая готовность ребенка к школе.Психологическая готовность ребенка к школе.

Петросян К.В. педагог-психолог МОУ СОШ №31 (дошкольное отделение) Г.о. Подольск

Поступление в школу – важное событие в жизни каждого ребенка. С началом систематического обучения сильно изменяется жизнь ребенка, появляются новые для него обязанности, резко возрастают физическая и нервно-психическая нагрузки, значительно увеличивается объем усваиваемой информации. Переход в школьный возраст также связан с серьезными изменениями в деятельности, общении, взаимоотношения с другими людьми, самоощущении. На смену игровой деятельности постепенно приходит учебная деятельность, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте. Школа – символ дальнейшего развития, она способствует приобретению ребенком нового статуса и освоению новых социальных ролей. Если будущий школьник не готов к принятию обязанностей, связанных с выполнением новой для него социальной роли, не усвоил новых форм общения и поведения, принятых в ситуации школьного обучения (даже при условии высокого общего интеллектуального развития), он будет испытывать определенные трудности в школе. Таким образом, грамотная подготовка к школе дошкольников является одной из основных задач как педагогов, так и родителей.

 

Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Это не подразумевает того, насколько хорошо умеет он читать и считать, хотя именно такие умения и навыки обычно проверяются при записи в школу. Но уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса на уроках, нарушают дисциплину, попадают в конфликтные ситуации с учителем и одноклассниками. Получается, получив определенное дошкольное образование, дети еще «не дозрели» до школы психологически.

Итак, психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Это уровень психологического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школе включает в себя: личностную, умственную и волевую готовность.

Личностная готовность и ее составляющие:

  • мотивационная готовность — сформированность социальных мотивов (потребность в социальном признании, стремление к приобретению социально значимого статуса), а также сформированность и доминирование учебных и познавательных мотивов (желание учиться и узнавать новое);
  • сформированность самооценки и Я-концепции — осознание ребенком cвоих физических возможностей, умений, переживаний, а также способность адекватно оценивать свои достижения и личностные качества;
  • коммуникативная готовность — готовность ребенка к произвольному и продуктивному общению с учителем и сверстниками, в контексте учебной деятельности, наличие коммуникативной инициативы;
  • эмоциональная зрелость — освоение ребенком социальных норм выражения своих чувств, отсутствие импульсивных реакций, сформированность высших чувств — эстетических (чувство прекрасного), интеллектуальных (радость познания), нравственных.

Интеллектуальная готовность и ее составляющие:

  • познавательная готовность — переход к понятийному интеллекту, овладение основными мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование), понимание причинности явлений, наличие определенного набора знаний, представлений и умений;
  • речевая готовность — сформированность лексической, фонематической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи; становление и развитие различных форм речи (монологическая — диалогическая; внешняя — внутренняя);
  • развитость восприятия, памяти, внимания и воображения; развитие сенсомоторной координации и мелкой моторики.

Волевая готовность и ее составляющие:

  • готовность в сфере воли — возможность целеполагания и сохранения целей, способность к осуществлению волевого усилия;
  • развитие произвольности — способность ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами, осуществление действий по предлагаемым образцам, их контроль и коррекция.

Процедура определения психологической готовности к школе.

Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает педагог-психолог. Наиболее благоприятные условия — это обследование детей в детском саду в апреле — мае. Ребенок должен уметь:

  1. воспроизводить образец;
  2. работать по правилу;
  3. выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ;
  4. различать отдельные звуки в словах, и др.

Первый этап собеседования включает методику «Домик», проводимую коллективно в группах по 5 человек, и индивидуально проводимые методики: экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника»; «Да и Нет»; «Звуковые прятки» и «Определение доминирования познавательного или игрового мотива». Существует и другие методики. Здесь перечислены наиболее популярные. Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта.

Родители часто задают вопрос о возможности определить степень готовности ребенка к школе в домашних условиях. Для этого есть несколько специальных заданий.

Задание 1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым. Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.

Задание 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.

Задание 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.

Задание 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.

Формирование психологической готовности к школе

К концу дошкольного возраста происходит интенсивное развитие тех психологических качеств и свойств, которые обеспечивают формирование психологической готовности к школе. Ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в которой формируются и закрепляются важные психологические качества и свойства. Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.

Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому нужно отвечать на многочисленные вопросы малышей, как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая и вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку поверить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что у него не сразу получается. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое дело до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку просто лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится.

Большое значение для дошкольного развития и формирования психологической готовности к школе имеют продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.), в которых развиваются высшие формы регуляции деятельности — планирование, коррекция, контроль. Создать положительную установку на учебу также помогают экскурсии с ребенком в школу; рассказы родителей о своих школьных годах; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей; семейное чтение художественной литературы.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно и не испытывал трудностей адаптации, нужно заранее, плавно подвести его к новой жизненной ступени. Начинать подготовку к школе лучше таким образом, чтобы ребенок воспринимал это как увлекательную игру и не чувствовал давления. Если ваш малыш пока не хочет идти в школу, важно помочь обрести ему уверенность в том, что он сможет хорошо выполнять свою работу, что это обязанность каждого человека, а интерес придет со временем. Дети, которые с ранних лет посещают детские развивающие центры, более привычны к занятиям, и для них вхождение в новую школьную жизнь становится более спокойным. Тем не менее, для любого ребенка — самое важное — это внимание родителей и их активное участие при переходе на новую жизненную ступень.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год