Нейропсихологические игры |
Психология | |||
Автор: Соболева Юлия Николаевна Савельева Антонина Ивановна | |||
15.09.2023 09:45 | |||
Нейропсихологические игры Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно – моторной пространственной координации, активизации речи, развитию познавательной активности детей. Нейропсихологические упражнения помогают оптимизировать работу педагога, внося новые способы взаимодействия педагога и ребенка, создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют активизации нарушенных функций, также снимают психоэмоциональное напряжение. Известный советский учёный физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности Иван Петрович Павлов считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Из этого высказывания можно сделать вывод, что начало развитию мышления даёт рука.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребёнка, а так же развитию его эмоционально-волевой сферы, улучшению мозгового кровообращения, развитию новых нейронных связей в коре головного мозга, что приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности и возбудимости. Дидактическое пособие «Дорожки» Цель: развитие ловкости и координации обеих рук. Задача: провести по линиям одновременно правой и левой руками. «Двуручное рисование» Цель: повышение уровня распределения внимания, развития моторики. Задача: обвести объект сразу двумя руками одновременно. «Нейротаблицы на внимание» Цель: развивать координацию рук, внимание, память. Развитие межполушарного взаимодействия. Задача: отыскать красные звёздочки и обвести их в круг правой рукой. Одновременно с этим нужно находить жёлтые круги и зачёркивать их левой рукой. Задания можно давать разные. «Нейротаблица с геометрическими фигурами» Цель: развитие внимания, пространственной ориентировки, двигательных навыков, двуручной координации. Задача: найти заданную фигуру и показать двумя руками одновременно. Можно использовать фишки и дать ребёнку задание – поставить фишки, к примеру, справа от овала и т.д. «Расставь точки» Цель: развитие внимания, пространственной ориентировки на листе бумаги, графических и двигательных навыков Задача: расставить точки согласно образца. В дальнейшем можно усложнить задачу – расставь точки одновременно двумя руками. «Повтори узор» Цель: развитие внимания, зрительного анализатора, пространственной ориентировке на листе бумаги. Задача: перенести узор на чистое поле, согласно предложенной карточке. «Пуговицы – ходилки» Цель: развитие согласованности обеих рук, мелкой моторики, координации движений, межполушарных связей. Задача: пройти по пуговицам обеими руками одновременно. Игра «Собери блоки» Цель: развитие межполушарных связей, моторики рук, внимания, согласованности действий. Задача: на столе разложены блоки Дьенеша. Необходимо их собрать одновременно обеими руками. Правая рука, к примеру, собирает все красные, а левая все жёлтые Игра «Кристаллы» Цель: развитие способности ориентироваться на листе бумаги, закреплять счёт, развивать способность просчитывать свои действия на будущее. Задача: собрать, как можно больше кристаллов. На игровом поле расположены кристаллы. Дети, кидая кубик, определяют количество шагов и продумывают свои действия, проговаривая их. Например: «Две клетки вверх, две вправо и ещё три клетки вверх». Выигрывает тот, кто собрал больше кристаллов. Игра «Ладушки» Цель: развитие моторики, координации и согласованности движений, внимания, ловкости, развитие межполушарных связей. Задача: вначале, при обучении этой игре применяется упрощённый вариант: на раз – хлопок своими ладонями друг о друга, на два – хлопок о ладони друга. По мере освоения навыка игра усложняется: на раз – хлопок своими ладонями друг о друга, на два – хлопок о ладони друга, на три — хлопок своими ладонями друг о друга, на четыре – хлопок правой ладони о правую ладонь друга, на пять – хлопок своими ладонями друг о друга, на шесть – хлопок левой ладони о левую ладонь друга, на семь — хлопок своими ладонями друг о друга. В ходе игры используется речитатив: «Ладушки, ладушки испекли оладушки. Остывать поставили. Остынут, поедим и воробушкам дадим. Воробушки прилетели, все оладушки съели. Кыш, кыш полетели. На головку сели» «Коза и заяц» Цель: активизация умственных процессов, развитие общей и мелкой моторики Задача: одной рукой ребёнку нужнопоказать ушки зайца, подняв вверх указательный и средний пальцы. Другойрукой изобразить козу — выпрямлены только указательный палец и мизинец. Затем нужно быстро сменить руки. После нескольких тренировок можно добавить хлопок. «Классное солнышко» Задача: ребенок одной рукой показывает солнышко, растопырив пальцы рук, другая рука изображает «класс», пальцы все согнуты, выпрямлен только большой палец. Затем нужно быстро сменить руки. У любой игры есть развивающий потенциал. Дети, играя получают удовольствие от взаимодействия друг с другом, соревнуясь, стараясь победить, учитывая свои недочёты и ошибки на будущее. Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Нейроигры чаще всего полезны и необходимы тем детям, которым бывает трудно сосредоточиться на занятиях, упорядочить и запомнить информацию, тяжело переключиться с одного задания на другое. Также игры приносят пользу детям с дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной импульсивностью, с различными задержками психического развития. Это и обуславливает необходимость внедрения нейроигр в работу педагога.
|