ПЕСКОТЕРАПИЯ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) |
Психология | |||
Автор: Махмутова Ландыш Рамиловна | |||
11.09.2023 05:52 | |||
ПЕСКОТЕРАПИЯ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Махмутова Ландыш Рамиловна Аннотация. В статье раскрывается понятие пескотерапии, в т.ч. у детей с ЗПР, а также представлено краткое содержание этапов коррекционно-педагогической работы по его формированию. Ключевые слова: пескотерапия, задержка психического развития, воображение. Целью нашего исследования является изучение педагогических условий для развития воображения детей 5-6 лет с ЗПР с использованием пескотерапии.
Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал. Основное назначение воображения заключается в организации таких форм поведения, которые еще не встречались в опыте человека. Воображение также связано и с реализацией волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о предмете деятельности и ее результатах.. У детей дошкольного возраста, как отмечает Л. С. Выготский, знаний и представлений накоплено мало. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда они еще не знают, как бывает, а как не бывает. Это является одновременно и недостатком, и достоинством детского воображения, позволяющим объединять различные представления и некритически относиться к полученным комбинациям [1]. Согласно данным, одной из особенностей в развитии воображения у детей с задержкой психического развития является слабая выраженность положительного мотивационно — потребностного компонента в творческой деятельности. Структурные компоненты воображения на уровне эмоционально- чувственного и художественного опыта несовершенны. Такая способность, как целостное, образное видение воображаемой ситуации, у них сформирована недостаточно. Характерной особенностью воображения детей с задержкой психического развития является низкий уровень развития комбинаторных способностей. В работах Т.А. Власовой и М.С. Певзнер указывается, что у детей с задержкой психического развития отмечается недостаточность сенсомоторной координации, общая моторная неловкость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость. Особенности внимания детей с задержкой психического развития, его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения, отражаются в неверном понимании задания в связи с этим смысл происходящего утрачивается, и дети не в состоянии выразить творчески ту или иную ситуацию [2]. Использование пескотерапии создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для развития воображения у детей дошкольного возраста саморегуляции. Мы предполагаем, что у детей 5-6 лет с задержкой психического развития могут отмечаться трудности в развитии воображения, что обуславливает необходимость в использовании пескотерапии. В соответствии с обозначенной целью и предметом исследования была выдвинута следующая гипотеза исследования: мы предполагаем, что комплекс средств песочной терапии является продуктивным в развитии и коррекции воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, оказывающим позитивное влияние на развитие их познавательной сферы в целом, активизацию творческого потенциала и успешную адаптацию к условиям социальной среды. Приведем примеры видов работ, которые представлены в разработанной нами программе формирования воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. На подготовительном этапе будут проведены занятия на темы: «Чувствительные ладошки» (рисование пальчиками на песке), «Знакомство с Песочным Человечком» (рисование на песке круга и украшения его различными предметами), «В гостях у Песочной феи» (бег пальцами по песку, поглаживание песка внутренней, затем тыльной стороной ладони). В процессе этих занятий у детей будет развиваться положительная мотивация, познавательный интерес к песку, формироваться представление о том, что из песка можно создавать формы, фигуры по желанию детей. На основном этапе формирующей работы будут проведены занятия на темы: «Путешествие золотой рыбки» (рисование водорослей из цветного песка), «Солнечный мальчик» (рисование цветущего сада из цветного песка), «Колобок» (разукрашивание колобков цветным песком), «Осень в Песочной стране» (украшение деревьев желтыми, оранжевыми листочками из цветного песка, яблоками и грушами, под деревьями располагают грибы), «Волшебный цветок» (лепка из цветного песка волшебных цветов), «Сказочная страна» (нахождение в кучках песка домов, деревьев, фигурок людей и животных; создание дорог из песка), «Городок игрушек» (создание домов из песка для каждой игрушки), «Пироги пекла лиса» (лепка из песка при помощи формочек булочек, пирожков). Игра с песком помогает детям придумывать разные сюжеты в трехмерном мире, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке, а также помогает ребенку выполнять действия с песком: сухим и мокрым. Он познает его свойства и учится устанавливать причинно-следственную связь. В процессе развиваются и творческие способности – ребенок придумывает новые образы и делает их из песка. Ребенок бессознательно на образы переносит свои страхи, переживания или психологические травмы. На заключительном этапе планируется проведение занятий на темы: «Путешествие на паровозике» (рисование пальцем, палочкой на песке буквы “У”), «Сказка о гномах» (рисование пальцем, палочкой на песке буквы “С”). Таким образом, мы предоставляем детям возможность создавать из песка различные фигуры, тем самым расширять простор для фантазии и мыслительной деятельности; появляется желание поэкспериментировать с песком, выявляя свойства и связи. В результате организованной таким образом коррекционно-педагогической работы у детей 5-6 лет с ЗПР развивается воображение, мелкая моторика, обширный простор для фантазии и мыслительной деятельности, регулируется мыслительный механизм. Основной эффект от терапии песком в том, что она помогает бороться с психологическими травмами при помощи перенесения их на песок. Начинают формироваться ощущения контроля и взаимосвязи над своими внутренними ощущениями и желаниями. Ребёнок, играя в песок, выражает все свои переживания и страхи, освобождается от травм, которые не перерастают в психологические травмы. ЛИТЕРАТУРА
|