Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПЕСКОТЕРАПИЯ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
Психология
Автор: Махмутова Ландыш Рамиловна   
11.09.2023 05:52

ПЕСКОТЕРАПИЯ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)ПЕСКОТЕРАПИЯ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

Махмутова Ландыш Рамиловна

Аннотация. В статье раскрывается понятие пескотерапии, в т.ч. у детей с ЗПР, а также представлено краткое содержание этапов коррекционно-педагогической работы по его формированию.

Ключевые слова: пескотерапия, задержка психического развития, воображение.

Целью нашего исследования является изучение педагогических условий для развития воображения детей 5-6 лет с ЗПР с использованием пескотерапии.

 

Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал. Основное назначение воображения заключается в организации таких форм поведения, которые еще не встречались в опыте человека. Воображение также связано и с реализацией волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о предмете деятельности и ее результатах..

У детей дошкольного возраста, как отмечает Л. С. Выготский, знаний и представлений накоплено мало. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда они еще не знают, как бывает, а как не бывает. Это является одновременно и недостатком, и достоинством детского воображения, позволяющим объединять различные представления и некритически относиться к полученным комбинациям [1].

Согласно данным, одной из особенностей в развитии воображения у детей с задержкой психического развития является слабая выраженность положительного мотивационно — потребностного компонента в творческой деятельности. Структурные компоненты воображения на уровне эмоционально- чувственного и художественного опыта несовершенны. Такая способность, как целостное, образное видение воображаемой ситуации, у них сформирована недостаточно. Характерной особенностью воображения детей с задержкой психического развития является низкий уровень развития комбинаторных способностей.

В работах Т.А. Власовой и М.С. Певзнер указывается, что у детей с задержкой психического развития отмечается недостаточность сенсомоторной координации, общая моторная неловкость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость. Особенности внимания детей с задержкой психического развития, его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения, отражаются в неверном понимании задания в связи с этим смысл происходящего утрачивается, и дети не в состоянии выразить творчески ту или иную ситуацию [2].

Использование пескотерапии создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для развития воображения у детей дошкольного возраста саморегуляции.

Мы предполагаем, что у детей 5-6 лет с задержкой психического развития могут отмечаться трудности в развитии воображения, что обуславливает необходимость в использовании пескотерапии.

В соответствии с обозначенной целью и предметом исследования была выдвинута следующая гипотеза исследования: мы предполагаем, что комплекс средств песочной терапии является продуктивным в развитии и коррекции воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, оказывающим позитивное влияние на развитие их познавательной сферы в целом, активизацию творческого потенциала и успешную адаптацию к условиям социальной среды.

Приведем примеры видов работ, которые представлены в разработанной нами программе формирования воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.

На подготовительном этапе будут проведены занятия на темы: «Чувствительные ладошки» (рисование пальчиками на песке), «Знакомство с Песочным Человечком» (рисование на песке круга и украшения его различными предметами), «В гостях у Песочной феи» (бег пальцами по песку, поглаживание песка внутренней, затем тыльной стороной ладони). В процессе этих занятий у детей будет развиваться положительная мотивация, познавательный интерес к песку, формироваться представление о том, что из песка можно создавать формы, фигуры по желанию детей.

На основном этапе формирующей работы будут проведены занятия на темы: «Путешествие золотой рыбки» (рисование водорослей из цветного песка), «Солнечный мальчик» (рисование цветущего сада из цветного песка), «Колобок» (разукрашивание колобков цветным песком), «Осень в Песочной стране» (украшение деревьев желтыми, оранжевыми листочками из цветного песка, яблоками и грушами, под деревьями располагают грибы), «Волшебный цветок» (лепка из цветного песка волшебных цветов), «Сказочная страна» (нахождение в кучках песка домов, деревьев, фигурок людей и животных; создание дорог из песка), «Городок игрушек» (создание домов из песка для каждой игрушки), «Пироги пекла лиса» (лепка из песка при помощи формочек булочек, пирожков). Игра с песком помогает детям придумывать разные сюжеты в трехмерном мире, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке, а также помогает ребенку выполнять действия с песком: сухим и мокрым. Он познает его свойства и учится устанавливать причинно-следственную связь. В процессе развиваются и творческие способности – ребенок придумывает новые образы и делает их из песка. Ребенок бессознательно на образы переносит свои страхи, переживания или психологические травмы.

На заключительном этапе планируется проведение занятий на темы: «Путешествие на паровозике» (рисование пальцем, палочкой на песке буквы “У”), «Сказка о гномах» (рисование пальцем, палочкой на песке буквы “С”). Таким образом, мы предоставляем детям возможность создавать из песка различные фигуры, тем самым расширять простор для фантазии и мыслительной деятельности; появляется желание поэкспериментировать с песком, выявляя свойства и связи.

В результате организованной таким образом коррекционно-педагогической работы у детей 5-6 лет с ЗПР развивается воображение, мелкая моторика, обширный простор для фантазии и мыслительной деятельности, регулируется мыслительный механизм. Основной эффект от терапии песком в том, что она помогает бороться с психологическими травмами при помощи перенесения их на песок. Начинают формироваться ощущения контроля и взаимосвязи над своими внутренними ощущениями и желаниями. Ребёнок, играя в песок, выражает все свои переживания и страхи, освобождается от травм, которые не перерастают в психологические травмы.

ЛИТЕРАТУРА

  • Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург: Союз, 2014.
  • Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М. С. Певзнер // Дефектология. – 1980. – №3. – С. 38 – 41.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год