Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование в работе педагога-психолога пособия «Кукла Глаша» для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Психология
Автор: Ермолина Марина Викторовна   
09.09.2023 18:16

Использование в работе педагога-психолога пособия «Кукла Глаша» для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возрастаИспользование в работе педагога-психолога пособия «Кукла Глаша» для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

На протяжении многих лет дошкольное образование в нашей стране было направлено на обеспечение познавательного развития детей. Основной задачей было развитие знаний, умений и навыков воспитанников. Переход на ФГОС после опубликования Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования, само предназначение дошкольного возраста несколько изменилось. Образование в дошкольном возрасте заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-волевой сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Каждое из обозначенных направлений развития нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдающихся ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Я. 3. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.).

 

Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Большинство педагогов достаточно ясно осознает эти новые общественные тенденции и проявляет живой интерес к современным образовательным программам и технологиям.

За последнее десятилетие ученые выяснили, насколько огромную роль в нашей жизни играют эмоции. Они узнали, что успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. Это качество называют «эмоциональным интеллектом». С точки зрения воспитания оно означает, что родители должны понимать чувства своих детей, уметь им сочувствовать, успокаивать и направлять. У детей, которые получают большую часть уроков по регулированию эмоций у своих родителей, это качество означает способность контролировать импульсы, мотивировать себя, понимать социальные сигналы других людей и справляться со взлетами и падениями в своей жизни.

Понятие интеллекта было введено в науку французским психологом Альфредом Бине, который в начале XX века изобрел так называемый «коэффициентинтеллекта^ (1С)). Согласно теории Бине, интеллект — это совокупность умственных способностей, которые позволяют предсказать будущий успех человека в какой-либо области. Чем выше у человека коэффициент интеллекта, тем успешнее он должен быть.

Во второй половине XX века исследователями Йельского университетав психологию было введено новое понятие — «эмоциональный интеллект». Широко известным оно стало благодаря профессору Гарвардского университета Даниелю Гольману. Он заимствовал понятие «эмоциональный интеллект» у профессора психологии Йельского университета Петера Соловея. Речь идет освойствах человека, которые весьма близки обыденному понятию «характер». Дело не в том, чтобы противопоставлять чувства, эмоции, сердцехолодному здравому рассудку. Речь идет о взаимодополнении и равновесииобоих Полюсов, о так называемой «когерентности (гармонии) двух полушарий» (Серве-Шрайбер). Только тот, кто умеет воспринимать и идентифицировать свои чувства (гнев, печаль, страх, радость и т.п.), грамотно к нимотноситься, является человеком с развитым эмоциональным интеллектом, а это значит — с высоким самосознанием, способностью управлять собой, способностью к пониманию других людей, способностью к компромиссам.

Детский возраст является одним из самых бурных периодов в созревании эмоционального человека.

Эмоциональное развитие ребенка является фундаментом для его развития в других сферах жизни. Именно эмоциональные способности играют наибольшую роль в будущих достижениях ребенка.

Успех ребенка в школе зависит не столько от его умения читать, считать, писать или знания каких-то фактов, как от владения «набором» эмоциональных и социальных умений, таких как:

  • уверенность в себе и интерес ко всему новому
  • знание о том, какое поведение ожидается от него
  • умение ждать
  • умение подчиняться и следовать инструкциям
  • способность обратиться к учителю за помощью

- способность выражать свои потребности.

Поэтому, не достаточно иметь высокий IQ, чтобы стать успешным человеком в жизни. Нужны такие способности, которые обусловливают умелое сотрудничество в коллективе, а прежде всего – умения приспособления к запросам группы.

Эмоциональные навыки, такие как: решение межличностных проблем, настойчивость, дружба и сопереживание – это те техники, которым можно научиться и которые в будущем могут повлиять на качество жизни каждого ребенка.

Готовность к школьному обучению дошкольника рассматривается также в контексте его эмоциональной готовности, понимаемой как уровень развития эмоционального интеллекта.

Организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении с момента поступления ребёнка в дошкольное учреждение может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольника, но и благоприятно отразиться на состоянии физического и психологического здоровья детей.

В связи с этим было разработано и активно внедрено в работу педагога-психолога пособие «Кукла Глаша». Оно представляет собой мягкую куклу, которую взрослый человек может надевать на себя. У куклы есть съемные элементы (глаза, брови, губы), позволяющиевыражать основные психологические состояния человека: радость, грусть, страх, злость, удивление, самодовольство (надменность), брезгливость (отвращение).

Основные требования к кукле. Пособие выполнено на основе лекала простой куклы. Голова на твердой основе, сверху мягкий поролон, лицо выполнено из плотной белой ткани. Места крепления глаз, бровей рта выполнены из ленты велкро. Руки куклы выполнены из легкой ткани, по типу рукавов, фиксируются на руке взрослого при помощи резинок. Туловище выполнено в виде широкого платья, которое фиксируется с помощью мягких тесемок. Одежда куклы неброская, без декорирования, однотонная. Фактура материала приятная на ощупь мягкая. В комплекте к кукле идет набор съемных элементов: глаза, брови, губы. Использование куклы позволяет показать эмоции не только с помощью мимики, но и с помощью движения, походки, положения рук, плеч.

С целью эффективного использования пособия «Кукла Глаша» разработаны игры и упражнений различной направленности.

Продуктивно используется пособие в период адаптации с детьми младшего возраста. С помощью куклы разыгрываются всевозможные ситуации. В гости к детям пришла Радость, Грусть и Удивление. Удивление удивляется, видя столько деток и столько всего интересного, хочет остаться в группе и играться с детьми. В свою очередь дети рассказывают кукле, что в саду происходит интересного, во что они играют, какие в группе есть игрушки. Радость радуется встречи и знакомству с детками, а Грусть плачет и хочет уйти из детского сада. Дети рассматривают изображения эмоций на лице куклы. Говорят о том какая эмоция им понравилась больше всего. Как правило, дети всегда выбирают Радость. Вместе с детьми обсуждаем, почему радоваться, лучше, чем грустить и плакать. Жалеем и успокаиваем Грусть.

Во время прихода в детский сад утром ребёнку можно предложить показать на кукле свое настроение. Это для педагога станет экспресс-тестом для определения индивидуального подхода к ребёнку, выяснения причин, особенно в случае негативных эмоций, и принятия дифференцированных решений, как строить взаимодействие с ребёнком. «Куклу Глашу» можно использовать на музыкальных занятиях. Во время прослушивания музыкальных произведений дети в соответствии с характером музыки «показывают» с помощью подходящих элементов какую эмоцию вызывает данная композиция, тем самым символизируя возникший у них эмоциональный отклик. Использование «Куклы Глаши» в детских инсценировках, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, способствует развитию эмпатии, позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица куклы. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Используя «Куклу Глашу» в работе с детьми, мы уже наблюдаем какое впечатления они производят на малышей. Дети с большим удовольствием играют с ней, проигрывают различные ситуации, сочиняют свои истории, доверяют свои секреты.

О результативности применения опыта работы с использованием пособия стали:

  • Создание и поддержание в группах атмосферы принятия, комфорта и доверия, снижение частоты конфликтов и ссор;
  • Обеспечение эмоционального отреагирования ребёнком чувств и эмоций, связанных с негативным опытом через «Куклу Глашу»;
  • Знакомство и расширение представлений детей об эмоциональных состояниях;
  • Снижение уровня тревожности;
  • Уменьшение количества страхов;
  • Формирование адекватной самооценки;
  • Развитие эмпатии и рефлексии;
  • Формирование навыков релаксации и саморегуляции;
  • Повышение педагогической компетентности родителей и педагогов.

Без сомнения, дошкольники нуждаются в поддержке со стороны педагогов и родителей, чтобы решить проблемы, испытывая тяжелые и печальные моменты, чтобы в полной мере ощутить радость, гордость и иметь положительную самооценку. Важно, чтобы взрослые отошли от убеждения, что наиболее важным для ребенка является его когнитивное развитие. Исследования подтвердили, что ни высокий IQ, или умение читать, писать или обширные знания не определяют успешность ребенка. Поэтому важно формирование эмоционального интеллекта с раннего возраста.

Автор: Ермолина Марина Викторовна

Педагог-психолог

МОУ Ликино-Дулевская гимназия

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год