Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКИ В ЦЕЛЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Психология
Автор: Дементьева Евгения Алексеевна Зеликова Ксения Владимировна   
28.06.2023 14:16

ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКИ В ЦЕЛЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКИ В ЦЕЛЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается влияние музыки на психологическое развитие ребенка. Обозначается важность психологического здоровья и эмоционального благополучия детей на ранних этапах его жизни, где музыка выступает как терапевтический инструмент. Рассмотрены примеры по использованию музыкальных композиций в различных случаях при работе с детьми

Ключевые слова: музыка, пение, дети, психологическое развитие, эмоциональное благополучие

 

На протяжении всей истории человечества музыка была полезным инструментом обучения, способствующим обучению и развитию детей. На протяжении тысячелетий создание музыки помогало детям развивать социальные, эмоциональные, когнитивные и эмоциональные навыки. Культурные ритуалы, праздники и истории, передаваемые из поколения в поколение, способствовали расширению опыта обучения детей.

Благодаря внедрению технологий, от граммофона до iPhone, музыка продолжает оставаться неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Музыка и игры, включающие игровые движения и вызывающие различные эмоции, являются естественным условием жизни детей. Как писал ЗолтанКодай, «пение ˗ это инстинктивный, естественный язык детей, и чем они младше, тем больше они хотят сопровождать его движением» [1].

Музыка стимулируется все сферы развития ребенка и навыки подготовки к школе, включая интеллектуальные, социально-эмоциональные, двигательные, языковые и общую грамотность. Она помогает телу и разуму работать вместе. Воздействие музыки позволяет молодому мозгу впитывать диапазон нот, тонов и слов, которые они будут использовать позже, и при этом выстраивать нейронные пути, которые могут влиять и улучшать когнитивные способности на всю жизнь. Музыка выстраивает нейронные пути по всему мозгу, но особенно в мозолистом теле, полосе ткани, соединяющей два полушария мозга. Неврологи считают, что это дает целый ряд преимуществ, включая повышенную способность решать проблемы и большую эмоциональную устойчивость.

Музыкальная терапия может включать в себя множество различных занятий, от пения и игры на музыкальных инструментах до простого прослушивания музыки или танцев. Танцы и пение могут укрепить эмоциональное здоровье, улучшить двигательные навыки и дать возможность творческому, эмоциональному самовыражению.

Дошкольники находятся на решающем этапе развития тела и мозга. Связывая их эмоциональную реакцию на музыку с физическими движениями и изучая безопасные способы самовыражения, музыка, пение и танцы могут помочь укрепить эмоциональное здоровье ребенка [2].

Приоритетное внимание к психическому здоровью и эмоциональному благополучию с раннего возраста имеет решающее значение для подготовки детей к счастливой, успешной жизни. Одним из инструментов, который может быть использован, чтобы помочь всем детям дошкольного возраста укрепить свое психическое и эмоциональное здоровье, является музыка. Музыкальная терапия имеет много преимуществ для маленьких детей практически без сопутствующих рисков.

О положительном эффекте воздействия музыки писали многие ученые: О. А. Ворожцова, Г. В. Иванченко, В. И. Петрушин, Е. В. Свистунова, Е. В. Шипилова. Правильно подобранная мелодия способна оказывать положительной воздействие на организм ребенка, у него улучшается самочувствие, повышается работоспособность и поднимается настроение. Также применение музыки позволяет снять напряжение, утомление, повысить эмоциональный тонус, а также способствует коррекции отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии[3].

Рассмотрим примеры по использованию музыкальных композиций в различных случаях при работе с детьми.

  1. Гиперактивным детям, для снижения нервного возбуждения необходимо включать спокойную, тихую музыку. Например, произведения знаменитых классиков: «Канта 2» Баха, «Лунная соната» и «Симфония ля-минор» Бетховена.
  2. Преодолеть чувство тревоги и неуверенности могут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Также ощущение безопасности может дать народная и детская музыка. Чувство спокойствия вызывает музыка Шопена, знаменитые вальсы Штрауса.
  3. Большое влияние на психоэмоциональный фон ребенка также оказывают звуки музыкальных инструментов, например, флейты, скрипки, фортепиано, а также звуки природы (шум моря, леса). Успокаивающим эффектом обладают также произведения Вивальди, «Симфония 6»», «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, «Лунный свет» Дебюсси.
  4. Уменьшить агрессию поможет прослушивание таких произведений классики «Итальянский концерт» Баха и «Лунная соната» Бетховена.

Для психологического развития ребенка необязательно использовать классическую музыку, можно выбирать и другие стили. Но опыт психологов показывает, что классическая музыка — это фундамент, который помогает добиться необходимого эффекта при обычном «домашнем» применении.

Музыка может быть важным компонентом улучшения психического и эмоционального здоровья детей неинвазивным способом. Она может помочь успокоить перевозбужденных детей или тех, у кого проблемы с регулированием своих эмоций. Хотя она, скорее всего, не сможет удовлетворить все потребности ребенка в области психического здоровья, но может стать важным дополнительным инструментом, который принесет значительную пользу.

Музыка как терапевтический инструмент доступна и может оказать значительную помощь большинству детей. Люди веками использовали музыку для выражения и пробуждения эмоций, установления связи с другими людьми. Ранее знакомство с музыкой может кардинально изменить жизнь маленьких детей, независимо от проблем, с которыми они сталкиваются.

Список литературы:

  1. Ворожцова, О. А. Музыка и игра в детской психотерапии / О. А. Ворожцова. – Москва: Изд-во ин-та, 2044. – 158 с.
  2. Свистунова, Е.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. – Москва:. Форум, 2015. – 254 с.
  3. Хубиева, Л. Н. Музыкотерапия как средство личностного и эмоционального развития детей / Л. Н. Хубиева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2022. — №5 (207). – С.145-151.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год