Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Как отучить ребёнка от вредных привычек инновационными средствами песочной терапии (кинетический песок)
Психология
Автор: Ключникова Ольга Васильевна   
28.06.2023 23:26

Как отучить ребёнка от вредных привычек инновационными средствами песочной терапии (кинетический песок)Как отучить ребёнка от вредных привычек инновационными средствами песочной терапии (кинетический песок)

Педагог — психолог Ключникова О.В.

Древнеримский мудрец Лукиан говорил: "Когда надо давать советы другим, каждый — кладезь мудрости. Когда надо самому следовать этим советам, то и мудрец не умнее дурака". Тем не менее, хочу сказать о наболевшем.

У каждого человека есть или была хоть одна вредная привычка. Возникают они очень рано. Именно с этой проблемой чаще всего обращаются родители к специалистам и сетуют, что быстро не помогли. Привычка формируется, закрепляется не сразу, поэтому и для её устранения нужно время, а ещё любовь и терпение, понимание, готовность к саморазвитию, многое изменить в своей жизни, во взаимоотношениях с ребёнком. Обо всём по порядку.

 

Скачать конспект

Различают два типа вредных привычек у детей: навязчивые (не имеют ярко выраженной негативной окраски, кажутся взрослым безобидными) и патологические (патологически повторяющиеся стереотипные, ритмичные действия).

Привычка формируется, если ребёнок напряжён, боится, находится в состоянии длительного стресса, испытывает стыд.

Навязчивые привычки: хруст костяшками пальцев, теребление краёв одежды, раскачивание туловища, раскачивание на стуле, стук ногой, сутулость, втягивание головы в плечи при хождении, обгрызание кожи с губ и мн. др.

Патологические привычки: раскачивание телом и головой (или яктация), кусание ногтей (или онихофагия), младенческий онанизм, сосание пальцев и языка и др.

Механизм формирования каждой привычки не прост и происходит это в семье. Узнав об этом родители удивляются, мы пришли к вам за быстрым решением нашей проблемы, а вы... Но уподобившись страусу, который прячет голову в песок, оставив тело беззащитным, мы не решим проблему.

Будем помнить, что вредные привычки являются для малыша защитной реакцией от негативных факторов, которые надо проанализировать и устранить по возможности. Родителям необходимо почитать литературу о привычке, сформировавшейся у ребёнка.

Во всех источниках говорится, что родителям надо начинать с себя, с анализа собственного воспитания, которое они получили от своих родителей и окружающей среды (все мы родом из детства) "Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя" (английская пословица). Многие способы по преодолению вредных привычек у детей устарели, а то и вредны.

Очень важно посоветоваться с педиатром, он может направить на обследование, на консультации к специалистам (детскому урологу, невропатологу, психотерапевту, дерматологу и т.д.)

Для борьбы с привычками кроме гармонизации взаимоотношений с ребёнком, оптимизации обстановки в семье, желательны изменения в планировке и меблировке жилья (свои ритуалы малыш осуществляет в определённой обстановке, месте)

Ещё нам в помощь существует много "волшебных помощников", так называемая бытовая психотерапия. Это и старые веками проверенные способы (различные виды рукоделия: плетение, вырезание из дерева, вязание и т.д.) и инновационные средства, например, кинетический песок, у которого много названий: лунный, нео песок, космический, радужный. Цена его высока, но существуют уже эконом варианты собственного изготовления, в интернете можно найти рецепты (например, песок — 4 части, крахмал — 2 части, вода — 1 часть)

Поскольку причиной появления вредной привычки является наличие у ребёнка психического дискомфорта, с которым он не может самостоятельно справиться, лучше (особенно вначале), если вы будете заниматься вместе. Вместе купите или сделайте волшебный космический песок любимых цветов и приступайте к увлекательному и очень полезному времяпрепровождению. Ваша совместная творческая деятельность будет ресурсом для любимого ребёнка и для вас на всю оставшуюся жизнь, т.к. "Детство каждого человек имеет свои радости, которые бросают светлый блеск на всю его жизнь" (Г. Х. Андерсен)

Станьте напарником в играх своему ребенку.

Кинетический пластичный песок воздушный, вызывает очень необычные и приятные тактильные ощущения у людей любого возраста, способен отвлечь, переключить ребёнка с вредной привычки, неприятных переживаний на занятие более приятное и полезное, улучшает настроение даже неулыбе. Кроме того развивает мышцы рук, мелкую моторику и суставы, познавательную, мыслительную активность, творческий потенциал, аккуратность, снимает напряжение и стресс, проявления синдрома гиперактивности. Да и непроизвольный массаж пальчиков очень полезен человеку любого возраста. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом. Как играть? Можно на столе, постелив клеёнку, или на разносе... Лучше начать с "выпечки" с помощью формочек. Смешные человечки в песочнице живут

И без горячей печки куличики пекут.

Затем, разровняв поверхность песка скалкой, можно "пописать "друг другу письма — пожелания, комплименты, или порисовать смайлики, с изображением той эмоции, которую бы хотели чаще видеть друг у друга.

На песке, я всё смогу и вам улыбку подарю!

А помните всеми любимую игру "Секретики" или "Записочки", "Поиски клада", сколько радости творчества, поиска и чуда несут они в себе. Для неё как раз пригодятся все детские да и ваши "сокровища", карты — схемы и т.п. Да и в друг дуге вы сделаете много неожиданных открытий!

Можно поиграть в игры на развитие памяти и внимания "Запомни, что было и отгадай, что изменилось", причём роль ведущего переходит от взрослого к ребёнку и наоборот.

Далее попробовать вместе или каждый у себя создать новую картину мира, используя и подручные средства...

Я сегодня занят делом: не грублю, не лезу в драку.
Создаю свою картину: солнце, дом, забор, собаку…
Создаю я море, голубые дали.
Вы такого моря просто не видали!

Думаю, принцип понятен, дальше уже не остановить. "Того, кто действительно решил измениться, остановить нельзя" (Гиппократ). Счастья вам с детьми, сегодня, сейчас, не смотря ни на что!

Литература:

  1. Кризисы детского возраста: навязчивые привычки у детей/ Ю.В. Потапова, М.П. Шаталина. — Ростов н/Д: Феникс, 2015
  2. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: конспекты занятий. Картотека игр. — СПб.: ООО "Издательство "Детство-Пресс", 2015
  3. Материалы Всероссийского вебинара «Особенности организации познавательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья средствами песочной терапии (ФГОС ДО)», 23. 09. 2016 г.. издательство "Учитель", г. Волгоград
  4. Интернет ресурсы:
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год