Психологическое здоровьесбережение педагогического коллектива |
Психология | |||
Автор: Шовадаева Мария Ивановна Балашова Ирина Владимировна Качелкинене Лариса Александровна | |||
24.05.2023 19:30 | |||
Психологическое здоровьесбережение педагогического коллектива
Педагогический коллектив — достаточно сложная социальная система, в которой сотрудничают люди с различными индивидуальными чертами, темпераментами, характерами. Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты работы. Для любого руководителя образовательной организации проблема слаженной, четкой работы коллектива является актуальной. Командная работа более эффективна, так как способна решать разнообразные задачи, путём объединения опыта и знаний её участников. Отношения сплоченного коллектива – это один из видов мотивации педагогов.
Именно поэтому одна из важнейших задач современного руководителя – сформировать дружный коллектив, который и будет выступать неотъемлемой составляющей успешного образовательного процесса. Это творческая, слаженная, цельная, высокопрофессиональная команда, объединенная общей миссией — обучением и воспитанием детей. В ходе работы неизбежно возникают проблемы, а порой и конфликты, из которых нужно уметь достойно выходить. Для решения этих задач руководителю необходимо знать важнейшие принципы педагогической этики. Выбор правильного варианта действия требует от руководителя не только знаний, мудрости и педагогического такта, но и применение различных стилей управления. Ни один из стилей не может быть признан ни плохим, ни хорошим вне учета конкретных условий. Переход к ситуативному управлению дошкольным образовательным учреждением означает грамотное использование всех стилей в зависимости от конкретной ситуации, обстоятельств. От стиля руководства, совокупности неформализованных приемов и методов влияния руководителя на подчиненных и коллектив в целом зависит объединение коллектива для достижения общей цели. Источником этической подготовки коллектива служат материалы из жизни самого дошкольного учреждения, где существуют выработанные кодексы профессиональной этики, в которых формулируются основные принципы отношений участников педагогического процесса, правила профессионального поведения педагога и в общении с самыми различными лицами и коллективами: коллегам, администрацией, воспитанниками и их родителям, а также с социальным окружением. Очевидно, что сплочение педагогического коллектива нельзя осуществлять на одних идеях: оно реализуется, прежде всего, в деятельности профессионально-педагогической, общественной, общении. В рамках организационной и методической работы в нашем коллективе это:
Устойчивый и сплоченный коллектив базируется на традициях. Традиции есть и у нас:
Многие педагоги сначала воспринимали тренинги как хорошую возможность отдохнуть от работы. Однако, со временем все поняли, что тренинг — тоже своего рода работа.
Товарищеские контакты во время работы и по ее окончанию, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат, что очень важно для полноценного выполнения сотрудником своих непосредственных профессиональных задач. Уважительные, доверительные взаимоотношения внутри коллектива, ощущение принадлежности и единения с коллективом зависит и от корпоративной культуры, которая включает в себя:
«У нас есть, чем гордиться и, есть, к чему стремиться» – это девиз нашего коллектива. Жизнь – это движение к цели. Чтобы дойти до цели, нужно, прежде всего, идти вперед, а не стоять на месте. Сегодня одна из актуальных задач в сфере образования – профилактика профессионального застоя, снижающего эффективность педагогической деятельности. Ее решение требует инновационного подхода к работе. Мы стараемся организовать работу таким образом, чтобы развить профессиональную мобильность педагогов, раскрыть возможности для самореализации каждого из них. В коллективе создаются такие условия, чтобы ни один педагог не чувствовал себя одиноким среди своих коллег. Особо следует подчеркнуть необходимость терпимого и терпеливого отношения современного демократического руководителя к молодым сотрудникам. Действительно, молодые специалисты еще многого не умеют, но являются инициативными и творческими. Особая роль в развитии коллектива принадлежит и организации помощи со стороны зрелых педагогов молодым специалистам. Мы стараемся, чтобы пара «наставник и наставляемый» определялась не формально, не сверху, а так, чтобы люди пригляделись друг к другу, чтобы молодой специалист сам искал своего наставника, а наставник сам присматривал себе подшефного молодого коллегу. Не забываем мы и о вчерашних достижениях педагогов с большим стажем работы, создавая тем самым благоприятные психологические условия для восприятия нового и возмож-ной перестройки. Среди морально-психологических условий, определяющих скорейшее становление коллектива сада, решающим остается личный пример руководителя. Мы считаем, что в нашем ДОУ работают активные, творческие и инициативные люди. Именно поэтому в нашем учреждении 2 раза в год проходит «Ярмарка тщеславия», которая отражает стремление научить позиционировать себя, как яркую личность, формировать профессионально-педагогическую гордость, ценностное отношение к себе как к профессионалу. В этот день мы отмечаем заслуги каждого сотрудника за прошедший период, отражаем его значимый труд в общее дело. Выдвижение кандидатуры к награде и награждение происходит публично при поддержке коллектива. Этот факт побуждает сотрудников детского сада к качественной, ответственной работе. Сложившаяся система управленческих подходов, традиций и психологического сопровождения в нашем коллективе работает на его стабильность и устойчивость. Работу детского сада можно сравнить с часовым механизмом, в котором должна быть отлажена качественная непрерывная работа всех его звеньев. Детский сад — это не только педагоги, но и «Бойцы невидимого фронта» — медсестра, заведующий хозяйством, сотрудники пищеблока, машинист по стирке белья, младшие воспитатели, различные специалисты. Все они помогают обеспечить качественную работу всего дошкольного учреждения. Работая одной дружной командой мы выполняем задачи, которые слишком сложны или трудоемки для одного человека. Дружный коллектив помогает друг другу реализоваться, как в профессии, так и как члену социума, ведь одной из насущных потребностей человека является его желание принадлежать к какой-либо общности людей, группе.
|