Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании социально-психологической готовности к школе
Психология
Автор: Прохорова Мария Алексеевна, Софронова Инна Сергеевна   
16.05.2023 17:23

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании социально-психологической готовности к школеРоль сюжетно-ролевой игры в формировании социально-психологической готовности к школе

Прохорова Мария Алексеевна, Софронова Инна Сергеевна

Проблема готовности детей седьмого года жизни к переходу от дошкольного к школьному образованию всегда представляла интерес для ученых и исследователей. Переход ребенка в школу является очень сложным периодом, прежде всего, из-за адаптации к новым условиям.

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, взрослые иногда упускают из виду эмоциональную и социальную готовность. Говоря о психологической готовности, Д.Б. Эльконин выделял, прежде всего, сформированность предпосылок к учебной деятельности, а именно – умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и др. Это характеризует переходный период от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.

 

Л.А. Венгер Л.А. считал, что психологическая готовность к школе предполагает наличие оптимального уровня психологического развития, который обеспечивает успешность школьного обучения, он также выделял в будущем школьнике «умение управлять своим поведением».

Огромное значение для психологической готовности к школе имеет формирование сферы отношений ребенка со сверстниками, к самому себе. Это проявляется в умении строить в учебной деятельности адекватные взаимодействия со взрослыми. Так же необходимо умение общаться со сверстниками и отсутствие заниженной самооценки, страха неудачи. Самым общим показателем готовности социально-психологической сферы ребенка является отношение к школьному учению. В этом смысле очень важным оказывается то, что ребенок знает о школе, сформировалась ли положительная установка на школу, учителя, учебу. Причины затруднений ребенка часто лежат либо в сфере общения со взрослым, либо в сфере взаимодействия со сверстниками, либо в сфере собственного самосознания.

Важнейшими показателями социальной готовности являются:

  • желание ребенка учиться, получать новые знания, мотивация к началу

учебной работы;

  • умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые;
  • умение считаться с другими, уступать и подчиняться им при необходимости;
  • навык сотрудничества;
  • старание довести начатую работу до конца;
  • умение приспосабливаться и адаптироваться;
  • способность самому решать свои простейшие проблемы, обслужить себя;
  • элементы волевого поведения – поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия.

Все эти компоненты находят отражение в такой деятельности, как сюжетно-ролевая игра. Именно она обуславливает формирование главных новообразований этого возраста, задает личностные смыслы, побуждающие к деятельности. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы, произвольности ребенка и готовности ребенка к школе. Именно игра влияет на формирование произвольности психических процессов, оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности, даёт основные навыки общения со взрослыми и сверстниками, учит взаимопониманию и взаимопомощи. Внутри игровой деятельности начинают складываться элементы учебной деятельности, которая в школе станет для ребенка ведущей. Играя, дошкольник начинает учиться, незаметно для себя овладевая элементарными учебными действиями.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач в подготовке детей к школе. Для решения этой задачи может использоваться сюжетно-ролевая игра. Проигрывая различные ситуации, которые могут ожидать будущего первоклассника, ребенок переживает их, моделирует способы их разрешения, что способствует снижению тревожности перед предстоящим обучением, что, в свою очередь сказывается на мотивации.

В игре ребенок берет на себя роль и действует в соответствии с ней. Взяв на себя роль учителя, ребенок выполняет действия учителя: ведет урок, вызывает к доске, пишет на доске, заполняет журнал, спрашивает детей, ставит оценки и т.д. Таким образом, проявляется умение понимать и выполнять задания.

Во время сюжетно-ролевой игры дети учатся договариваться, например, во время распределения ролей или при планировании сюжета. Дошкольники используют различные способы договариваться – могут уступить роль другому, или взять на себя ту, от которой отказались сверстники, считаются с предложениями партнеров по игре.

Сюжетно-ролевая игра может возникнуть спонтанно, но ее участники действуют в соответствии с ролью и сюжетом, логически завершают игру, что способствует развитию умению доводить начатое до конца.

Принимая на себя роль, дошкольник вживается в нее, перенимает непривычные для него поведение и действия. В игре дети не действуют по сценарию, сюжет в ней может меняться, могут возникать новые непредвиденные ситуации. То есть, в игре ребенок учится приспосабливаться, адаптироваться к новым условиям.

Сюжет игры разворачивается и обогащается на разрешении возникающих «проблем». Например, у парикмахера закончилась нужная краска, он может предложить другую или сходить в соседний магазин. Так и в игре про школу создаются проблемные ситуации, которые могут быть и в процессе предстоящего обучения. В игре дети переживают их, ищут способы решения, получают игровой опыт, который смогут перенести в решение реальных конкретных ситуаций.

Бесспорно, сюжетно-ролевая игра требует от ребенка проявление волевого поведения – придумать и организовать игру, пространство для игры, распределить роли, отыграть их, развернуть сюжет и логически закончить игру. По началу, в этом процессе участвует взрослый, отслеживает этапы игры, но со временем, дети учатся справляться с этим самостоятельно.

Таким образом, целенаправленное руководство сюжетными играми позволяет наиболее эффективно формировать у дошкольников такие компоненты социально-психологической готовности к обучению, как: положительное отношение к школьному обучению, умение понимать и выполнять распоряжения и задания, умение считаться с другими, навык сотрудничества; старание довести начатую работу до конца; умение приспосабливаться и адаптироваться; способность самому решать свои простейшие проблемы, обслужить себя; элементы волевого поведения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год