Роль сюжетно-ролевой игры в формировании социально-психологической готовности к школе |
Психология | |||
Автор: Прохорова Мария Алексеевна, Софронова Инна Сергеевна | |||
16.05.2023 17:23 | |||
Роль сюжетно-ролевой игры в формировании социально-психологической готовности к школе Прохорова Мария Алексеевна, Софронова Инна Сергеевна Проблема готовности детей седьмого года жизни к переходу от дошкольного к школьному образованию всегда представляла интерес для ученых и исследователей. Переход ребенка в школу является очень сложным периодом, прежде всего, из-за адаптации к новым условиям. Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, взрослые иногда упускают из виду эмоциональную и социальную готовность. Говоря о психологической готовности, Д.Б. Эльконин выделял, прежде всего, сформированность предпосылок к учебной деятельности, а именно – умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и др. Это характеризует переходный период от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.
Л.А. Венгер Л.А. считал, что психологическая готовность к школе предполагает наличие оптимального уровня психологического развития, который обеспечивает успешность школьного обучения, он также выделял в будущем школьнике «умение управлять своим поведением». Огромное значение для психологической готовности к школе имеет формирование сферы отношений ребенка со сверстниками, к самому себе. Это проявляется в умении строить в учебной деятельности адекватные взаимодействия со взрослыми. Так же необходимо умение общаться со сверстниками и отсутствие заниженной самооценки, страха неудачи. Самым общим показателем готовности социально-психологической сферы ребенка является отношение к школьному учению. В этом смысле очень важным оказывается то, что ребенок знает о школе, сформировалась ли положительная установка на школу, учителя, учебу. Причины затруднений ребенка часто лежат либо в сфере общения со взрослым, либо в сфере взаимодействия со сверстниками, либо в сфере собственного самосознания. Важнейшими показателями социальной готовности являются:
учебной работы;
Все эти компоненты находят отражение в такой деятельности, как сюжетно-ролевая игра. Именно она обуславливает формирование главных новообразований этого возраста, задает личностные смыслы, побуждающие к деятельности. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы, произвольности ребенка и готовности ребенка к школе. Именно игра влияет на формирование произвольности психических процессов, оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности, даёт основные навыки общения со взрослыми и сверстниками, учит взаимопониманию и взаимопомощи. Внутри игровой деятельности начинают складываться элементы учебной деятельности, которая в школе станет для ребенка ведущей. Играя, дошкольник начинает учиться, незаметно для себя овладевая элементарными учебными действиями. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач в подготовке детей к школе. Для решения этой задачи может использоваться сюжетно-ролевая игра. Проигрывая различные ситуации, которые могут ожидать будущего первоклассника, ребенок переживает их, моделирует способы их разрешения, что способствует снижению тревожности перед предстоящим обучением, что, в свою очередь сказывается на мотивации. В игре ребенок берет на себя роль и действует в соответствии с ней. Взяв на себя роль учителя, ребенок выполняет действия учителя: ведет урок, вызывает к доске, пишет на доске, заполняет журнал, спрашивает детей, ставит оценки и т.д. Таким образом, проявляется умение понимать и выполнять задания. Во время сюжетно-ролевой игры дети учатся договариваться, например, во время распределения ролей или при планировании сюжета. Дошкольники используют различные способы договариваться – могут уступить роль другому, или взять на себя ту, от которой отказались сверстники, считаются с предложениями партнеров по игре. Сюжетно-ролевая игра может возникнуть спонтанно, но ее участники действуют в соответствии с ролью и сюжетом, логически завершают игру, что способствует развитию умению доводить начатое до конца. Принимая на себя роль, дошкольник вживается в нее, перенимает непривычные для него поведение и действия. В игре дети не действуют по сценарию, сюжет в ней может меняться, могут возникать новые непредвиденные ситуации. То есть, в игре ребенок учится приспосабливаться, адаптироваться к новым условиям. Сюжет игры разворачивается и обогащается на разрешении возникающих «проблем». Например, у парикмахера закончилась нужная краска, он может предложить другую или сходить в соседний магазин. Так и в игре про школу создаются проблемные ситуации, которые могут быть и в процессе предстоящего обучения. В игре дети переживают их, ищут способы решения, получают игровой опыт, который смогут перенести в решение реальных конкретных ситуаций. Бесспорно, сюжетно-ролевая игра требует от ребенка проявление волевого поведения – придумать и организовать игру, пространство для игры, распределить роли, отыграть их, развернуть сюжет и логически закончить игру. По началу, в этом процессе участвует взрослый, отслеживает этапы игры, но со временем, дети учатся справляться с этим самостоятельно. Таким образом, целенаправленное руководство сюжетными играми позволяет наиболее эффективно формировать у дошкольников такие компоненты социально-психологической готовности к обучению, как: положительное отношение к школьному обучению, умение понимать и выполнять распоряжения и задания, умение считаться с другими, навык сотрудничества; старание довести начатую работу до конца; умение приспосабливаться и адаптироваться; способность самому решать свои простейшие проблемы, обслужить себя; элементы волевого поведения.
|