Коррекционно-развивающее занятие c использованием нейропсихологических методов для детей дошкольного возраста. |
Психология | |||
Автор: Максимова Светлана Сергеевна | |||
23.03.2023 17:00 | |||
Коррекционно-развивающее занятие c использованием нейропсихологических методов для детей дошкольного возраста. Возрастная группа: средний дошкольный возраст (4-5 лет). Форма занятия: подгрупповая (4-6 детей) Цель: Продолжать знакомить детей с дикими животными. Задачи: -Расширять представления детей о диких животных, их повадках, дать обобщающее понятие «дикие животные». -Развивать восприятие, внимание, зрительно-пространственную ориентировку, речь, общую и мелкую моторику. -Воспитывать познавательный интерес к животному миру. Оборудование и материалы: реалистичные резиновые игрушки, изображающие диких животных (ёж, лиса, заяц, волк, медведь, белка), картинки, веревочка. Продолжительность: 20-25 минут Ход занятия Ребята, хотите отправиться на прогулку в волшебный лес? Для того, чтобы отправиться в путешествие, нам надо набраться сил и энергии.
Упражнение «Брюшное дыхание» выполняем 2 раза. Положите ручки на живот. Вдохните через нос. Под вашими ручками образовался шарик. Медленно выдыхайте. Упражнение «Энергетическая зевота». Изображаем зевание, при этом плотно закрывая глаза и массируя зоны соединения челюстей. Данные действия нужно сопровождать глубоким звуком зевания. Упражнение «Силач». Покажите какими сильными мы стали. Какие у вас мускулы! И у Макара, и у Арсения! А теперь пора отправляться в путь. Звучит аудиозапись Натальи Гуляевой «По тропинке в лес идем». Педагог идет первым, показывая движения лесных жителей (ежа, зайца и медведя). А как вы думаете, кто еще живет в лесу? Давайте посмотрим по сторонам, может быть, увидим кого-нибудь! Посмотрите направо, не торопитесь, а теперь налево. Поворачиваем только голову. Еще раз вправо, еще раз влево. Что же это? Кажется, мы нашли волшебный сундучок! Хотите узнать, что в нем? Садитесь на стульчики! Сейчас мы будем опускать ручки в сундучок и попробуем угадать, что там спрятано. В «волшебном сундучке» спрятаны резиновые игрушки животных, дети по очереди на ощупь пытаются определить кто это, называют. Игра «Назови ласково». Лиса – лисичка, Белка – белочка, Заяц – зайчик. Как можно назвать этих животных? Это дикие животные. Почему они так называются? Они живут в лесу, о них никто не заботится, и они не приносят пользы человеку. Пальчиковая гимнастика. Выполняется 2 раза, поочередно на правой и левой руке. Это зайчонок, это бельчонок, Это лисенок, это волчонок (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца) А это спешит, ковыляя спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок (Вращают большим пальцем). Игра «Кто спрятался?» Посмотрите за кустом кто-то спрятался. Как вы думаете кто же это? Правильно. Как вы догадались, что это лиса? Игра «Какой? Какая? Какие?» Лиса какая? Хитрая, рыжая, пушистая. Волк какой? Зубастый, серый, страшный. Еж какой? Колючий, маленький, серый. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы это сделать надо пройти по узкой тропинке (веревочке) приставляя носок одной ноги к пятке другой (педагог показывает, а затем помогает детям правильно пройти по тропинке). Молодцы, ребята, мне очень понравилось гулять с вами по лесу. А вам понравилось? Кого мы встретили сегодня на прогулке по волшебному лесу? Как можно назвать ежа, медведя, лису одним словом? Какие это животные? Коррекционно-развивающее занятие c использованием нейропсихологических методов для детей дошкольного возраста. Возрастная группа: старший дошкольный возраст Цель: Развитие у дошкольников старшего возраста (5-6 лет) воображения. Задачи:
Оборудование и материалы: рисунки различных игрушек, животных, большая картинка, изображающая морской берег. Продолжительность -30 минут Ход занятия Приветствие: Создание доброжелательной эмоциональной обстановки, беседа о настроении, впечатлениях, с целью установления контакта. Психолог: Ребята, давайте с вами поприветствуем друг друга. Присядем и скажем тихо-тихо: «Здравствуйте». Теперь немного вырастем и поздороваемся чуть громче. А теперь поднимем руки вверх и громко поздороваемся. Молодцы! Основное занятие. 1. Дыхательная гимнастика: а) “Дыхание” Тихо-тихо мы подышим, Сердце мы свое услышим. И. п. — о. с.
б) “Надуй шарик” Исходное положение — лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза — задержка дыхания. Выдох — втянуть живот как можно сильнее. Пауза — вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух. 2. Упражнение на снятие мышечного напряжения и последующего расслабления: а) «Добрая и злая кошка». Дети на вдохе выгибают спину – показывают злую кошку, а потом на выдохе с прогибом спины показывают добрую кошку. б) «Холодно-жарко». В ходе упражнения по вашему сигналу «холодно» воспитанники сжимают кулаки и стремятся добиться максимального напряжения всех мышц до дрожи, а по сигналу «жарко» – стараются максимально расслабить тело, руки, кисти. 3. Упражнения на растяжку: а) “Сорви яблоки” Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину. б) «Качалка». Сесть на пол, обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. На этом упражнении мы часто обнаруживаем, что у ребенка проблемы с удержанием головы. В этом случае ведущий помогает ему, кладя свою руку ему под голову (на уровне сочленения шеи и затылка). 4. Глазодвигательная гимнастика: а) “Глаз – путешественник” Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем. б)“Глазки” Чтобы зоркость не терять, Нужно глазками вращать. Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз). 5. Динамический праксис: (исходная позиция — сидя на полу). а) «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. б) «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6—8 смен позиций). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций. 6. Игра «Камушки на берегу» О б о р у д о в а н и е: большая картинка, изображающая морской берег. Нарисовано несколько камешков (5—7) разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким-нибудь предметом (например, животным, птицей). Ход игры Педагог-психолог показывает детям картинку и говорит: «По этому берегу прошел волшебник и за несколько минут все, что встретилось ему на пути, превратил в камешки. Вам нужно угадать, что было на берегу, рассказать про каждый камешек, на кого или на что он похож». Камешки могут быть самые разные: похожие на мячик, волчок, птичку, рыбку, человечка, ведерко. Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Педагог-психолог помогает детям найти разные варианты ответов и предлагает придумать небольшую историю про свой камешек (по наводящим вопросам): что это такое? Как он оказался на берегу? Что с ним произойдет потом? и т. п. 7. Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…» Плачет киска в коридоре: У нее большое горе — Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски. Представьте себе, что вы киска, которая хочет стянуть сосиску со стола. Вы крутитесь возле стола, третесь спинкой о его ножку, встаете на задние лапы и с удовольствием вдыхаете приятный запах. Но вот хозяйка вышла из кухни. Вы тянетесь лапкой к сосиске, и вот она у вас в лапах. Но тут входит хозяйка. Киска бросает сосиску и прячется под диван. Дети делятся на пары: хозяйка и киска. Каждая пара предлагает свой вариант ситуации. Психолог предлагает немного переделать стихотворение. Слова «У нее большое горе» прочитать от первого лица: «У меня большое горе». Эту ситуацию дети разыгрывают также парами. —Ребята, вам жаль киску? Давайте пожалеем ее. Представьте, что левая ваша рука — это кошка, а правой вы ее гладите: —Киска, кисонька, кисуля! — Позвала котенка Юля. —Не спеши домой, постой! — И погладила рукой. (Л. П. Савина) —Кисонька успокоилась и пошла во двор. А во дворе она увидела двух ворон, которые вели между собой оживленный разговор. Психолог предлагает детям представить себя в роли ворон и разыграть разговор. Одна из ворон рассказывает, как она повеселилась на дне рождения у своей подруги, какой был чудесный торт, как они громко пели песни, танцевали. Вторая ворона слушает и очень сожалеет о том, что не попала на этот праздник. Общаются вороны карканьем. Во второй ситуации одна из ворон рассказывает о страшном случае, который с ней произошел. Во дворе, где она клевала корку хлеба, появился злой мальчишка и чуть не поймал ее. Вторая ворона сочувствует подруге и радуется, что та вовремя смогла улететь 8. Релаксация: "Снежная баба" Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле. Завершающая часть Рефлексия: Психолог с детьми сидят на ковре, психолог спрашивает о самочувствии детей после занятия, спрашивает, что им понравилось больше всего, что у них получилось лучше всего, какие упражнения вызвали сложность в выполнении? Что не понравилось? Что запомнилось? Коррекционно-развивающее занятие c использованием нейропсихологических методов для детей дошкольного возраста. Форма занятия: подгрупповая (4-6 детей) Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7 лет) Цель: Формирование энергетических ресурсов организма, развитие и коррекция исполнительных функций мозга, операционального обеспечения ВПФ, развитие управляющих функций мозга, произвольной саморегуляции. Задачи: -Развитие познавательных процессов - Развитие произвольной саморегуляции - Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия -Развитие моторики - Оптимизация и стабилизация тонуса мышц Оборудование и материалы: ручки, «костер» из цветного картона, карточки с заданиями, бинокли, игрушка Сова. Продолжительность -30 минут Ход занятия: Ритуал приветствия. - Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Давайте, скажем друг другу по кругу, что мы рады видеть друг друга. Я начну первая. Здравствуй, Петя, я очень рада тебя видеть!
Упражнения, направленные на формирование психомоторных координаций. 4. Упражнение «Приземление» — растяжки Ребенок сидит на полу, ноги согнуты, стопы стоят на полу. Ребенок опирается прямыми руками об пол за спиной, ладони прижаты к полу. Голова прямо, глаза смотрят вперёд, спина прямая. А). Ребенок поднимает правую ногу и вращает в коленном суставе вправо, затем влево. Выполнить по 5 раз Б). Ребенок поднимает левую ногу и вращает в коленном суставе влево, затем вправо. Выполнить 5 раз В). Ребенок поднимает обе ноги и вращает в коленных суставах вправо, затем влево. Выполнить по 5 раз. Г). Ребенок поднимает обе ноги и одновременно вращает в коленных суставах правой ногой вправо, левой ногой влево. Выполнить 5 раз. Д). Ребенок поднимает обе ноги и одновременно вращает в коленных суставах правой ногой влево, левой ногой вправо. Выполнить 5 раз. Необходимо следить, чтобы не было движений в голеностопных суставах и пальцах ног. При выполнении упражнений по мере накопления мышечного напряжения в ногах каждый раз необходимо опускать ноги и расслаблять их, чтобы напряжение спало. 5. Упражнение «В лесу» Вот мы и приземлились и сейчас находимся в волшебном лесу. Здесь живут самые разные звери и птицы. Сейчас мы на минутку тоже превратимся в зверят. Упражнения двигательного репертуара И.П. Ребенок встает на четвереньки, руки стоят вместе, ноги стоят вместе. Руки и ноги стоят под углом 90 градусов по отношению к туловищу, пальцы рук прижаты друг к другу. Голова поднята, неподвижна, рот открыт, язык высунут. Глаза и язык поворачиваются в сторону плеча той руки, которая делает шаг (шаг делает правая рука, глаза и язык поворачиваются вправо, шаг делает левая рука, глаза и язык поворачиваются влево). А). Ребенок идет на четвереньках боком вправо. Шаг делают одновременно правая рука и правая нога, глаза и язык поворачиваются вправо. Затем шаг делают одновременно левая рука и левая нога (ребенок приставляет левую руку к правой руке и левую ногу к правой ноге), глаза и язык поворачиваются влево и т.д. Б). Ребенок идет обратно на четвереньках боком влево. После упражнения дети опять из «зверят» «превращаются» в детей. 6. Упражнения, направленные на формирование познавательных компетентностей. А). Детям показывают 6 картинок с лесными животными, затем картинки убирают и предлагают найти их на рисунках среди других животных (раздаточный материал) Б). Упражнение «Слова по кругу». Ведущий называет слово, связанное с лесом, дети по очереди повторяют слово, затем ведущий называет второе слово, дети по очереди повторяют первое и второе слово. Постепенно количество слов увеличивается до пяти. 7. Подвижная игра «Костер» — развитие умения произвольно контролировать свою деятельность Дети сидят на ковре вокруг «костра». По слову психолога «жарко» дети должны отодвинуться от «костра», по слову «руки замерзли» — протянуть руки к «костру», по словам «ой какой большой костер» дети встают и машут руками, по словам «нам огонь принес дружбу и веселье» все берутся за руки и идут по кругу, затем хлопают в ладоши. Ритуал завершения занятия, подведение итогов, прощание. Дети возвращаются на «воздушном шаре» в детский сад и им предлагают нарисовать свое настроение во время занятия под спокойную музыку.
|