Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Психология
Автор: Шипицына Зоя Викторовна   
26.03.2023 10:19

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯРАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Шипицына Зоя Викторовна

студент, МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, Россия, Москва

Аннотация: Данная статья направлена на обобщение результатов эмпирического исследования развития социального интеллекта педагогов средствами психологического консультирования.

Ключевые слова: социальный интеллект, психологическое консультирование, развитие социального интеллекта.

DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLIGENCE BY PSYCHOLOGICAL COUNSELING

 

Скачать конспект

Zoya Shipitsyna

student of MOSCOW UNIVERSITY OF HUMANITIES AND ECONOMICS, Moscow, Russia

Annotation. This article is aimed at summarizing the results of an empirical study of the development of social intelligence of teachers by counselling methods.

Keywords: social intelligence, psychological counselling, development of social intelligence

Cегодня в различных исследованиях, как отечественных, так и зарубежных огромный интерес представляет проблема социального интеллекта, так как в условиях постоянно меняющегося общества, социальной и культурной реальности возникает проблема развития и применения потенциала человека, а также предъявляются высокие требования к достаточно быстрому освоению социальных умений и знаний, способствующих пониманию и интерпретации социальных изменений, поведения как своего, так и других [2].

Навыкам социального интеллекта может научиться каждый, так как они не зависят от генов или биологии, хотя некоторые люди могут быть более восприимчивы к их приобретению, чем другие. Социальный интеллект — это способность читать социальные сигналы и правильно реагировать на них, отслеживать, понимать собственные эмоции и управлять ими, а также вписываться в различные социальные контексты [5].

Наиболее действенным способом развития социального интеллекта является вовлечение человека в специально организованную деятельность, которая будет направлена на развитие компонентов социального интеллекта, обеспечивая развития навыков вступления в сотруднические отношения, установления контакта, развития эмпатии, навыков слушания и понимания, находить пути решения проблемы, коей является психологическое консультирование [3].

Однако несмотря на высокую степень важности проблемы, трудов, как теоретических, так и практических по потенциалу и важности применения техник психологического консультирования по развитию социального интеллекта в период взрослости представлено крайне мало, что актуализирует выбранную тему.

Была поставлена цель изучить эмпирическим путем особенности развития социального интеллекта средствами психологического консультирования на примере педагогической профессии.

В результате теоретического анализа было установлено, что социальный интеллект — это способность общаться и выстраивать отношения с проявлением сочувствия и уверенности в себе, что возможно за счет наличие знаний о себе, как о личности, а также навыками управления своими эмоциями. Социальный интеллект включает в себя понимание социальных ролей, чтение эмоций, понимание взаимоотношений, а также навыки эффективного слушания [1].

Особую актуальность социальный интеллект приобретает в период взрослости, так как личность решает множество важнейших жизненных задач в данный период, которые обеспечивают интегративную единицу анализа для анализа взаимодействия между человеком и ситуацией [6]. Какими бы ни были их особенности, они придают смысл жизни человека и служат для организации его или ее повседневной деятельности, также они реагируют на требования, структуру и ограничения социальной среды, в которой живет человек. Переходные периоды, когда человек вступает в новые жизненные этапы, — это именно то время, когда индивидуальные различия в жизненных задачах становятся наиболее очевидными [4].

Решая их, человек наметит новый путь к цели или даже выберет новую цель, совместимую с первостепенной жизненной задачей, где социальный интеллект освобождает личность от рефлексов, тропизма и инстинкта как в социальной жизни, так и во внесоциальных сферах, формируя важные социальные навыки [7].

Развитию данных процессов может способствовать вовлечение взрослой личности в деятельность, ориентированную на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении, развития социальных навыков, то есть развития социального интеллекта [8].

В данном исследовании приняло участие 60 педагогов, средний возраст 30-45 лет, среди них 30 мужчин и 30 женщин, работающих в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи «Истоки» (г. Сергиев Посад, Московская обл.).

Гипотезой исследования выступило предположение, что особенности развития социального интеллекта педагогов обусловлены набором личностных черт, а также восприятием места социального интеллекта в собственной жизни.

Также была выдвинута частная гипотеза, а именно разработка и апробация программы психологического консультирования педагогов, включающей метод социально-психологического тренинга, позволит повысить уровень социального интеллекта.

Особенности развития социального интеллекта изучались при помощи следующих методик: 1. Тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда; 2Авторский опросник «Значимость социального интеллекта в жизненном пути личности» (Шевелев В. В.); Русскоязычная версия норвежского опросника «Шкала социального интеллекта Тромсо» (The Tromso Social Intelligence Scale, TSIS); Пятифакторный личностный опросник, «Большая пятерка» ( «Великолепная пятерка») Р. МакКрае и П. Коста.

В результате проведенного исследования по методикам Дж. Гилфорда и «Шкале социального интеллекта Тромсо» был сделан вывод о том, что социальный интеллект среди исследуемых педагогов сформирован на уровне в пределах нормы, социальная осознанность на высоком уровне он выражена среди 32%, на среднем уровне среди 38% и на низком среди 30% среди исследуемых педагогов, социальные навыки выражены на высоком уровне среди 35%, на среднем уровне среди 38% и на низком среди 27%. Далее было изучено место и роль социального интеллекта, а также навыков, которые имеются у личности в аспекте социального интеллекта в аспекте жизненного пути при помощи методики Авторский опросник «Значимость социального интеллекта в жизненном пути личности» (Шевелев В. В.). было определено, что 30% опрошенных педагогов наблюдается высокая значимость применения социального интеллекта в жизни, для 42% средняя степень значимости и для 28% — низкая.

Для дальнейшего исследования группу педагогов была разделена на две, а именно с высокими и низкими показателями социального интеллекта, чтобы проанализировать какие личностные особенности обуславливают развитие социального интеллекта при помощи методики Пятифакторный личностный опросник, «Большая пятерка» ( «Великолепная пятерка») Р. МакКрае и П. Коста.

Было установлено, что педагоги с высокими показателями социального интеллекта, включая повышенные и нормальные показатели характеризуются большей экстраверсией, позитивным отношением к людям, самоконтролем поведения, эмоциональной устойчивостью и умеренной практичностью, в отличие от лиц с низкими показателями социального интеллекта, которые в большей степени интровертированы, менее ориентированы на людей, импульсивны, не обладают эмоциональной устойчивостью.

В результате корреляционного анализа были определены достоверные на уровне р≤0. 01 взаимосвязи положительного характера между социальным интеллектом, социальным осознанием и осознанностью, социальными навыками и экстраверсией, привязанностью и направленностью на людей, экспрессивностью, а также значимостью социального интеллекта в жизненном пути, а также отрицательные связи с самоконтролем и эмоциональностью, что позволяет сделать вывод о том, что чем выше показатели социального интеллекта, тем в большей степени личность характеризуется экстраверсией, позитивным отношением к людям, самоконтролем поведения, эмоциональной устойчивостью и умеренной практичностью.

Таким образом, был сделан вывод о том, что особенности развития социального интеллекта в период взрослости, а именно педагогов, обусловлены набором личностных черт, а также восприятием собственной жизни, что актуализирует важность учета личностных характеристик в разработке программ развития социального интеллекта, а именно психологическое консультирование должно быть направлено на развитие понимания значимости социального интеллекта в жизни исследуемых педагогов, повышения уровня социальной направленности, развития навыков межличностного сотрудничества, понимания других людей, развития эмпатии, принятия, уважения других и самоуважения, снижения импульсивности, развитие самоконтроля, формирования эмоциональной устойчивости, снижения тревожности.

В рамках разработки программы психологического консультирования по развитию социального интеллекта был разработан перцептивно ориентированный социально-психологический тренинг, так как:

  1. Применение социально-психологического тренинга основано на принципе деятельностной детерминации социально-психологических, психических образований, предполагая учета социальных, психологических характеристик группы, а также применения различных средств психологического воздействия.
  2. Развитие социального интеллекта должно строиться на принципе интериоризации, который будет отражать вторичность внутренних психических процессов и образований касательно внешней реальности.
  3. Социально-психологическое воздействие в процессе тренинга может быть направлено не только на мишень, а именно развитие социального интеллекта, но и затрагивать личностное, эмоциональное и поведенческое развитие.

В нашем тренинге приняло участие 44 человека, которые были разделены на 4 группы, где часть включала людей с нормальными и средними показателями социального интеллекта и часть с низкими, с целью обмена опытом и поддержки.

Всего было проведено 20 занятий по 60-80 минут.

Основными направлениями работы были развитие личностной и интеллектуальной рефлексии, а также идентификации, а основными методами воздействия выступили игры и упражнения на развитие групповой динамики и релаксацию, моделирование проблемных ситуаций, техники транзактного анализа, гештальт -терапии, психодрамы.

На организационном этапе решались следующие задачи: 1.Создание положительное установки участников тренинга на работу и процесс тренингового взаимодействия; 2.Установление условий и правил работы; 3. Обсуждение имеющихся трудностей в аспекте социального интеллекта.

На этапе идентификационного развития решались такие задачи, как: 1.Формирование представлений педагогов сути идентификации с другими людьми; 2.Расширение сферы отождествления с другими; 3. Проработка индивидуальных стратегий взаимодействия.

На этапе развития рефлексии решались такие задачи, как: 1.Изучение особенностей рефлексии и ее важности в социальном интеллекте; 2. Развитие рефлексивных механизмов; 3.Формирование умений применения рефлексии во взаимодействии.

На протяжении всего тренинга применялись такие методы и приемы, как: беседы, обсуждения дискуссии, применение игр и упражнений, включая деловые игры и упражнения, некоторые техники арт-терапии.

Также на протяжении всего тренинга мы применяли модель Карла Альбрехта «S.P.A. C. E.», которая обеспечивает четкую, последовательную и практическую основу для личной и профессиональной эффективности, командной работы и даже организационной эффективности. Модель позволяет формировать более высокий уровень самопонимания и самосознания, составить планом применения своих сильных сторон и укрепления навыков, которые нуждаются в развитии.

Эффективность проведенного тренинга оценивалась за счет сравнения динамики средних значений показателей социального интеллекта, а также применения Т-критерия Вилкоксона по результатам методик констатирующего этапа.

В результате проведения социально-психологического тренинга, направленного на развитие социального интеллекта наблюдается возрастание показателей социального интеллекта, социальной осознанности, навыков и значимости социального интеллекта среди педагогов.

Таким образом разработка и апробация программы психологического консультирования у лиц в период взрослости, включающей метод социально-психологического тренинга, позволяет повысить уровень социального интеллекта, что подтверждает гипотезу исследования.

Список литературы

  1. Глэддинг С. Психологическое консультирование. -- 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 736с: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
  2. Горчакова О. Ю., Богомаз С. А. Исследование социального интеллекта: проблемы, основные понятия и подходы //Психология когнитивных процессов. – 2015. – №. 5. – С. 44-55. Захарова Т. В. и др. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №. 4. – С. 2-2.
  3. Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение / В.Н. Куницына // Теорети­ ческие и прикладные вопросы психологии / под ред. А.А. Крылова. — СПб., 1995.
  4. Макаров Ю. В. Психологический тренинг как технология //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2013. – №. 155. – С. 61-66.
  5. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
  6. Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Психология. 2005. № 4. С. 94–101
  7. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. А. Холодная. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 334 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07365-2. — Текст: электронный // ЭБС Юр
  8. Sternberg R. Construct Validity of the Theory of Successful Intelligence. In: Sternberg R., Lautry J., Lubart T. (Eds.). Models of Intelligence: International Perspectives. Washington: American Psychological Association, 2003. PP. 55-77
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год