Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ.
Психология
Автор: Артамонова Ольга Ивановна   
21.02.2023 10:14

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ.ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ.

Артамонова Ольга Ивановна, педагог – психолог ГКУСО РМ «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда»

В настоящее время актуальным являются исследования, в которых изучаются инновационные методы социально — психологической реабилитации, позволяющие, воспитанникам учреждений социально -педагогической поддержки самостоятельно определять пути своего развития. Для развития личности огромное значение имеет психическое здоровье, то есть состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Оптимальный уровень психического здоровья во многом зависит от уровня адаптивности человека, так как умения приспособиться к различным условиям и ситуациям как физической, так и социальной среды. И не последнее место в этом ряду занимают такие психологические образования, как адекватная самооценка, отсутствие вредных привычек, коммуникативные умения, и здоровая эмоционально — волевая сфера.

 

Как правило, дети, поступающие в социозащитные учреждения, имеют отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте. В связи с этим, необходимо вести речь о проведении профилактической работы, по коррекции саморазрушающего поведения.

Результатом саморазрушающего поведения может быть как преднамеренное, так и непреднамеренное нанесение вреда своему психическому и физическому здоровью вплоть до его смерти. Разновидностями саморазрушающего поведения являются такие заболевания как алкоголизм, наркомания, токсикомания; а также неоправданный риск; асоциальное, деликвентное поведение; анозогнозическое поведение при наличии жизнеопасной соматической патологии; любые другие намеренные (или неосознанные) действия, ведущие к разрушению физического или психического здоровья. Самоубийство является крайней формой саморазрушающего поведения.

В ГКУСО РМ РСПДП «Надежда» педагогами- психологами практикуются методы работы по профилактике саморазрущающего поведения. Дети, которые попадают в приют, имеют проблемы психолого-педагогического характера. Вот некоторые из них: искаженная самооценка, низкая степень самопринятия, повышенная тревожность, агрессивность, гиперактивность, страхи, конфликтность и др.

Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста, направленного на коррекцию поведения детей, является сказкотерапия и песочная терапия. С помощью сказкотерапии педагог-психолог выявляет психическое развитие ребенка, отношение к себе и окружающим, определяются скрытые мотивы поведения. Проблемы психолого-педагогического характера решаются через проигрывание сказок, сочинение сказочных историй, обсуждение сюжетной линии и героев, разрешение конфликтных ситуаций. Одна и та же сказка по — разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что- то свое, необходимое ему в данный момент для решения его проблемы.

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не переходит в психическую травму. Песочная терапия помогает развить более позитивную Я-концепцию; стать более ответственным в своих действиях и поступках; выработать большую способность к самопринятию; в большей степени полагаться на самого себя; овладеть чувством контроля; развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих «агрессора» и его «жертву».

Основная и более глубокая работа, проводится с детьми младшего школьного и подросткового возраста. Так как, именно в этом возрасте, чаще всего, поступают дети с асоциальным и деликвентным поведением, а так же имеющие вредные привычки.

Особое место педагоги — психологи уделяют профилактике алкоголизма, табакокурения, наркомании и профилактике суицидальных наклонностей. При поступлении в приют каждый ребенок проходит ряд специализированных тестов, анкетирование, анонимный опрос, рисуночные тесты, позволяющие на ранней стадии выявить отклонения в психике ребенка. В дальнейшем идет сотрудничество с врачами — психиатрами и наркологами, которые проводят консультации и беседы с детьми по разрешению данной проблемы.

Ежеквартально проходят видео — лектории, а так же флештренинги, просмотр которых позволяет ребенку лучше осознать свою проблему, расширить ее границы, наполнить новым смыслом и содержанием свою жизнь.

Флештренинг — это инновационное направление в практической психологии, это метод использующий возможности изобразительного исскуства, сказки, художественных произведений, документальных фильмов, фотографии и компьютерных технологий для выявления в человеке «скрытых мотивов» и подсознательных установок, искажающих реальность и позволяющий безопасно наращивать практический опыт в решении своих проблем. Особо эффективны флештренинги в профилактике суицидальных наклонностей.

Немаловажную роль в профилактике асоциального поведения играют занятия с элементами тренинговых упражнений, направленные на устранение преднамеренного и непреднамеренного нанесения вреда своему психическому и физическому здоровью. Проводятся тренинги межличностного общения и коррекции эмоционально — волевой сферы.

Одной из наиболее любимых форм, которая также применяется в работе педагогами — психологами в детском приюте «Надежда», является иппотерапия. Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими заболеваниями, в том числе применяется для социальной реабилитации семей группы риска по восстановлению детско – родительских отношений. Уникальность иппотерапии заключается в гармоничном сочетании телесно- ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику детей.

Преодоление социально — психологических проблем детей и подростков в условиях учреждения социально — педагогической поддержки невозможно без арт — терапевтических техник. Арт- терапия позволяет решить ряд проблем: выявить эмоциональные проблемы и переживания детей и подростков, устранить проблемы в межличностном общении детей и подростков, способствует снижению агрессивности и тревожности.

Хотелось бы отметить, что в учреждении функционирует сенсорная комната, где педагоги — психологи проводят цикл суггестивных и релаксационных техник, направленных на стабилизацию нервной системы ребенка.

Подводя итоги работы по противодействию саморазрущающего поведения, необходимо отметить, что профилактическая работа — это процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономна по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности человека, не ставших еще устойчивыми.

В результате реализации выше названных методов психолого -педагогической работы число семей, имеющих проблемы воспитательного плана значительно уменьшилось. У воспитанников прослеживается положительная динамика в познавательной и эмоционально – волевой сферах, повышается уровень коммуникативных умений, что благополучно сказывается на процессе реабилитации несовершеннолетних.

Артамонова Ольга Ивановна, педагог – психолог ГКУСО РМ «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год