ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ. |
Психология | |||
Автор: Артамонова Ольга Ивановна | |||
21.02.2023 10:14 | |||
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ. Артамонова Ольга Ивановна, педагог – психолог ГКУСО РМ «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда» В настоящее время актуальным являются исследования, в которых изучаются инновационные методы социально — психологической реабилитации, позволяющие, воспитанникам учреждений социально -педагогической поддержки самостоятельно определять пути своего развития. Для развития личности огромное значение имеет психическое здоровье, то есть состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Оптимальный уровень психического здоровья во многом зависит от уровня адаптивности человека, так как умения приспособиться к различным условиям и ситуациям как физической, так и социальной среды. И не последнее место в этом ряду занимают такие психологические образования, как адекватная самооценка, отсутствие вредных привычек, коммуникативные умения, и здоровая эмоционально — волевая сфера.
Как правило, дети, поступающие в социозащитные учреждения, имеют отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте. В связи с этим, необходимо вести речь о проведении профилактической работы, по коррекции саморазрушающего поведения. Результатом саморазрушающего поведения может быть как преднамеренное, так и непреднамеренное нанесение вреда своему психическому и физическому здоровью вплоть до его смерти. Разновидностями саморазрушающего поведения являются такие заболевания как алкоголизм, наркомания, токсикомания; а также неоправданный риск; асоциальное, деликвентное поведение; анозогнозическое поведение при наличии жизнеопасной соматической патологии; любые другие намеренные (или неосознанные) действия, ведущие к разрушению физического или психического здоровья. Самоубийство является крайней формой саморазрушающего поведения. В ГКУСО РМ РСПДП «Надежда» педагогами- психологами практикуются методы работы по профилактике саморазрущающего поведения. Дети, которые попадают в приют, имеют проблемы психолого-педагогического характера. Вот некоторые из них: искаженная самооценка, низкая степень самопринятия, повышенная тревожность, агрессивность, гиперактивность, страхи, конфликтность и др. Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста, направленного на коррекцию поведения детей, является сказкотерапия и песочная терапия. С помощью сказкотерапии педагог-психолог выявляет психическое развитие ребенка, отношение к себе и окружающим, определяются скрытые мотивы поведения. Проблемы психолого-педагогического характера решаются через проигрывание сказок, сочинение сказочных историй, обсуждение сюжетной линии и героев, разрешение конфликтных ситуаций. Одна и та же сказка по — разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что- то свое, необходимое ему в данный момент для решения его проблемы. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не переходит в психическую травму. Песочная терапия помогает развить более позитивную Я-концепцию; стать более ответственным в своих действиях и поступках; выработать большую способность к самопринятию; в большей степени полагаться на самого себя; овладеть чувством контроля; развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; развить самооценку и обрести веру в самого себя. Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих «агрессора» и его «жертву». Основная и более глубокая работа, проводится с детьми младшего школьного и подросткового возраста. Так как, именно в этом возрасте, чаще всего, поступают дети с асоциальным и деликвентным поведением, а так же имеющие вредные привычки. Особое место педагоги — психологи уделяют профилактике алкоголизма, табакокурения, наркомании и профилактике суицидальных наклонностей. При поступлении в приют каждый ребенок проходит ряд специализированных тестов, анкетирование, анонимный опрос, рисуночные тесты, позволяющие на ранней стадии выявить отклонения в психике ребенка. В дальнейшем идет сотрудничество с врачами — психиатрами и наркологами, которые проводят консультации и беседы с детьми по разрешению данной проблемы. Ежеквартально проходят видео — лектории, а так же флештренинги, просмотр которых позволяет ребенку лучше осознать свою проблему, расширить ее границы, наполнить новым смыслом и содержанием свою жизнь. Флештренинг — это инновационное направление в практической психологии, это метод использующий возможности изобразительного исскуства, сказки, художественных произведений, документальных фильмов, фотографии и компьютерных технологий для выявления в человеке «скрытых мотивов» и подсознательных установок, искажающих реальность и позволяющий безопасно наращивать практический опыт в решении своих проблем. Особо эффективны флештренинги в профилактике суицидальных наклонностей. Немаловажную роль в профилактике асоциального поведения играют занятия с элементами тренинговых упражнений, направленные на устранение преднамеренного и непреднамеренного нанесения вреда своему психическому и физическому здоровью. Проводятся тренинги межличностного общения и коррекции эмоционально — волевой сферы. Одной из наиболее любимых форм, которая также применяется в работе педагогами — психологами в детском приюте «Надежда», является иппотерапия. Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими заболеваниями, в том числе применяется для социальной реабилитации семей группы риска по восстановлению детско – родительских отношений. Уникальность иппотерапии заключается в гармоничном сочетании телесно- ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику детей. Преодоление социально — психологических проблем детей и подростков в условиях учреждения социально — педагогической поддержки невозможно без арт — терапевтических техник. Арт- терапия позволяет решить ряд проблем: выявить эмоциональные проблемы и переживания детей и подростков, устранить проблемы в межличностном общении детей и подростков, способствует снижению агрессивности и тревожности. Хотелось бы отметить, что в учреждении функционирует сенсорная комната, где педагоги — психологи проводят цикл суггестивных и релаксационных техник, направленных на стабилизацию нервной системы ребенка. Подводя итоги работы по противодействию саморазрущающего поведения, необходимо отметить, что профилактическая работа — это процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономна по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности человека, не ставших еще устойчивыми. В результате реализации выше названных методов психолого -педагогической работы число семей, имеющих проблемы воспитательного плана значительно уменьшилось. У воспитанников прослеживается положительная динамика в познавательной и эмоционально – волевой сферах, повышается уровень коммуникативных умений, что благополучно сказывается на процессе реабилитации несовершеннолетних. Артамонова Ольга Ивановна, педагог – психолог ГКУСО РМ «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда»
|