«Влияние темперамента ребенка на обучение». |
Психология | |||
Автор: Травинская Джамила Камаловна | |||
13.02.2023 19:50 | |||
«Влияние темперамента ребенка на обучение». Травинская Д.К. Аннотация. В рамках консультативного центра «Беседа с родителями» на тему: «Влияние темперамента ребёнка на обучение». В данной статье рассмотрена особенности основных видов темперамента детей дошкольного возраста, также отражено общее понятие «темперамент» Ключевые слова: темперамент, дошкольный возраст, типы темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Цель: Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам взаимодействия с ребенком с учетом проявления его индивидуальных способностей – типа темперамента. Слово темперамент в переводе с латинского языка означает – «устойчивая смесь компонентов». Впервые это понятие ввел древнегреческий доктор Гиппократ. Его теория 4 видов личности основывается на преобладании в организме той или иной жидкости или, как назвал сам ученый, «жизненного сока».
Темперамент относится к числу важнейших индивидуальных особенностей личности. Он включает в себя общую психофизиологическую активность человека, его эмоциональность, которые ярко проявляются в стиле деятельности и способе поведения. Особенности темперамента отражаются не только в поведении и сфере чувств человека, но и в его побуждениях и действиях, в характере интеллектуальной деятельности, особенностях, речи и т.д. С рождения, да что там с рождения, еще в утробе матери, каждый ребенок обладает индивидуальным природным темпераментом. То, что заложено природой, практически невозможно изменить. И в то же время темперамент можно контролировать. Психологи выделяют четыре вида темперамента:
Темперамент обусловлен скоростью реакции нервной системы на различные рода раздражители. Например, на интонацию голоса матери, мокрые пеленки, чувство голода, боль в желудке, собственные желания. Впоследствии одним из таких раздражителей будут выступать подвижные игры, настольно – печатные игры, а также сюжетно – ролевые игры. Правильно подобранная игра не только способствует веселому времяпрепровождению, но и вырабатывает у ребенка определенные навыки, развивает и учит малыша. Так, гиперактивных крошек с помощью игр можно научить сдерживать свои эмоции, а стеснительных – не бояться всего нового. У медлительных в процессе игры не составит труда выработать быстроту реакции и так далее. Главное – подобрать игру, которая поможет развить слабые стороны темперамента, но при этом не «задавить» сильные. Я постараюсь, опираясь на научные исследования, помочь родителям определить тип темперамента ребенка и подобрать игровую деятельность. 1. «Ребенок – сангвиник». Это самый «игровой» темперамент. Сангвиники обладают врожденной способностью играть и агитировать к игре всех вокруг. Этот малыш прирожденный оптимист и жизнелюб. Он невероятно любопытен, постоянно нуждается в новых впечатлениях, любит рисковать и в ответственные моменты умеет собираться, концентрировать свое внимание. Ребенок – сангвиник проявляет огромный интерес ко всему, что его окружает. Он прекрасно сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте и мгновенно усваивает новую информацию. Такой ребенок не злопамятен, быстро прощает и забывает обиду. Рассмотрим проблемы такого типа темперамента. Увлекшись каким – либо делом, ребенок не может правильно рассчитать силы, быстро устает от однообразия и часто меняет надоевшие занятия. Он не способен длительное время удерживать свое внимание на одной игре. Если у сангвиника что – то не получается, он не будет расстраиваться и добиваться поставленной цели. Он поступит проще – сменит цель. Сангвиник не способен бороться, ему не хватает упорства. Он берет только то, что дается ему без особого труда. Во что играть? Чтобы оптимизм и жизнерадостность сангвиника не переросли в легкомыслие и непостоянство, надо учить его терпеливо добиваться поставленных целей. Для этого подойдут игрушки – трансформеры, которые имеют множество вариаций и требуют длительной концентрации внимания. Самым маленьким подойдут погремушки и пирамидки, на которые можно надевать и, с которых можно снимать детали. Детям постарше подходят манипуляторные игры:
Задача родителей постоянно «подливать масла в огонь», подогревая тем самым интерес к игрушке, подавая ему новые идеи, открывая новый взгляд на старую игрушку. Как только родитель обратит внимание на то, что ребенок собирается оставить игру, показать ему ее новые возможности. Задача взрослого – научить сангвиника как можно дольше играть с одной игрушкой. 2. «Ребенок – флегматик». С этим ребенком обычно родители не знают проблем. Он много спит, умеет играть один, редко закатывает истерики и практически не требует к себе внимания. Ребенок – флегматик медлителен, сдержан, рассудителен, не часто демонстрирует окружающим свои эмоции и не любит рисковать. Флегматик обожает спокойные игры и старается всегда держаться в тени. Он особо не нервничает из – за проигрыша и не радуется бурно выигрышу. Дети этого типа обожают фантазировать. Зачастую они играют в своем воображении. Возможные проблемы. Ребенок – флегматик играет в любые игры, которые ему предлагают сверстники или родители, практически он никогда не проявляет живого интереса к игре и не увлекается процессом. Его вообще сложно чем – то увлечь. Создается впечатление, что он как бы плывет по течению и живет так, как ему навязывают окружающие. В душе флегматик может протестовать против такого положения вещей, но у него не хватает смелости высказать свое мнение и пойти наперекор. Во что играть? Нам надо добиться повышения самооценки такого ребенка. Для этого следует с особой осторожностью относиться к играм, в которых ребенка может ожидать поражение. Прежде чем научить флегматика проигрывать, надо возбудить в нем интерес к играм вообще. Выработать быстроту реакции. Помогут игры, требующие движение. Для этих целей подойдут любые крупномасштабные игрушки, кубы – вкладыши, большие машинки, большие куклы, тележки, спортивные снаряды. Такие крупные, образующие среду, предметы в игре ребенка полезны не только как средство свободной фантазийной организации игрового пространства, но и как средство, побуждающее ребенка к большей подвижности, разнообразию движений. Научить флегматика открыто выражать свои эмоции можно при помощи игр – диалогов. Ценность этих игр заключается в том, что они предъявляют требования к активизации эмоционально – мыслительных процессов:
Игра – диалог воспитывает умение слушать и слышать, умение сосредоточивать внимание на содержание разговора, дополнять сказанное, высказывать свое мнение и выражать эмоции. Игра – диалог может быть, как подвижной, так и спокойной. Самым распространенным ее примером являются различные сюжетно – ролевые игры. 3. «Ребенок – меланхолик». Отличительной особенностью детей этого типа является замкнутость, нерешительность, мнительность. Этот ребенок прирожденный пессимист, он постоянно чем – то недоволен и редко выдает положительные эмоции. Меланхолик настойчиво требует внимания к своей персоне и проявляет недовольство, если родители просят его поиграть самостоятельно, часто ноет, хнычет или кричит во весь голос. Дети этого типа не испытывают потребности в играх. Они вполне комфортно себя чувствуют в обществе родителей, бабушек, дедушек. Возможные проблемы. Ребенок – меланхолик не любит нововведений. Новую игру он воспринимает настороженно. Ему требуется время, чтобы привыкнуть к изменениям и принять их. Такой ребенок не умеет проигрывать. Потерпев поражение, он обязательно закатит «концерт». Кроме того, после проигрыша он потеряет интерес к игре и больше не захочет в нее играть. Во что играть? Меланхолику нужно научиться самостоятельности, смелости. Для этого как нельзя лучше подойдут игры «с секретом», которые дают мощный импульс к получению новой информации и достижению цели. Самым распространенным примером игр «с секретом» являются матрешки, игрушки, издающие различные звуки и трансформеры. Поощряйте стремление меланхолика разобрать игрушку, посмотреть, что у нее внутри, сделать из нескольких игрушек одну. Ребенку такого склада нельзя приказывать. Отрицательные оценки того, что он делает, приведут к тому, что ребенок замкнется и «выйдет» из игры. Не настаивайте на том, чтобы меланхолик соблюдал правила. Пусть играет так, как ему нравится. Все нововведения вносите постепенно, демонстрируя ребенку новые возможности знакомой ему игрушки. В умеренных дозах положительный эффект дают агрессивные игрушки (пистолеты, танки, пушки). Меланхолику желательно покупать игрушки, доступные возрасту, но с расчетом «на ближайшее будущее». 1. «Ребенок – холерик». С первых дней жизни холерик постоянно напоминает о себе громким плачем и ни на минуту не дает родителям расслабиться. Он легко возбуждается и долго не может успокоиться. Холерик предпочитает шумные игры и баловство. Все это сопровождается шумовым оформлением, которое он сам и издает. Даже складывая пазлы или мозаику, холерик будет громко комментировать свои действия (или действия персонажей на картинке). Холерика слышно издалека, он говорит много, быстро и громко. С раннего детства он умеет работать на публику и постоянно нуждается в зрителях. Возможные проблемы. Ребенок – холерик часто нарушает правила игры. Он быстро схватывает новую информацию и так же быстро ее забывает. Он не любит и не умеет играть в одиночестве. Ему важно, чтобы кто- то видел, как у него хорошо получается. Холерик вспыльчив, он часто провоцирует конфликтные ситуации со сверстниками и родителями. Во что играть? Научить такого ребенка играть самостоятельно можно при помощи вымышленных зрителей – кукол, мягких игрушек. А снизить возбудимость, успокоить и направить его бьющую через край энергию в мирное русло при помощи интеллектуальных игр, требующих принятия решения. Примером таких игр для самых маленьких являются всевозможные фигурки – вкладыши. Научить ребенка запоминать и выполнять определенные правила можно при помощи игр с ярким финалом. Холерику неинтересно просто так катать машинку или качать куклу. Ему в любой игре важен не процесс, а конечный результат. Ребенок должен знать, ради чего он соблюдает правила. Дети этого типа проявляют к игре интерес только в том случае, если знают к чему стремятся. Кроме того, холерик, как правило, равнодушен к играм, целью которых является созидание чего – либо. Кубики и конструктор он в лучшем случае раскидает по комнате. А вот настольный футбол или хоккей могут надолго увлечь такого ребенка. Одна из ярких тенденций нашего времени – это признание важности личности человека. Особое внимание и учет «человеческого фактора» наблюдается во всех сферах общества, будь то бизнес, производство или политика. И если в прошлом человек воспринимался как «винтик» общества, государства, то теперь набирает силу тенденция, согласно которой необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах жизни. В создании условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно дать образование, в том числе и дошкольное, и начальное. Если не учитывать темперамент ребенка в учебно – воспитательном процессе, то ему будет сложнее раскрыть особенности и таланты своей личности. Список использованных источников.
Джамила Травинская
|