Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Влияние темперамента ребенка на обучение».
Психология
Автор: Травинская Джамила Камаловна   
13.02.2023 19:50

«Влияние темперамента ребенка на обучение».«Влияние темперамента ребенка на обучение».

Травинская Д.К.

Аннотация. В рамках консультативного центра «Беседа с родителями» на тему: «Влияние темперамента ребёнка на обучение». В данной статье рассмотрена особенности основных видов темперамента детей дошкольного возраста, также отражено общее понятие «темперамент»

Ключевые слова: темперамент, дошкольный возраст, типы темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик.

Цель: Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам взаимодействия с ребенком с учетом проявления его индивидуальных способностей – типа темперамента.

Слово темперамент в переводе с латинского языка означает – «устойчивая смесь компонентов». Впервые это понятие ввел древнегреческий доктор Гиппократ. Его теория 4 видов личности основывается на преобладании в организме той или иной жидкости или, как назвал сам ученый, «жизненного сока».

 

Темперамент относится к числу важнейших индивидуальных особенностей личности. Он включает в себя общую психофизиологическую активность человека, его эмоциональность, которые ярко проявляются в стиле деятельности и способе поведения. Особенности темперамента отражаются не только в поведении и сфере чувств человека, но и в его побуждениях и действиях, в характере интеллектуальной деятельности, особенностях, речи и т.д.

С рождения, да что там с рождения, еще в утробе матери, каждый ребенок обладает индивидуальным природным темпераментом. То, что заложено природой, практически невозможно изменить. И в то же время темперамент можно контролировать. Психологи выделяют четыре вида темперамента:

  • сангвиник
  • флегматик
  • меланхолик
  • холерик.

Темперамент обусловлен скоростью реакции нервной системы на различные рода раздражители. Например, на интонацию голоса матери, мокрые пеленки, чувство голода, боль в желудке, собственные желания. Впоследствии одним из таких раздражителей будут выступать подвижные игры, настольно – печатные игры, а также сюжетно – ролевые игры. Правильно подобранная игра не только способствует веселому времяпрепровождению, но и вырабатывает у ребенка определенные навыки, развивает и учит малыша. Так, гиперактивных крошек с помощью игр можно научить сдерживать свои эмоции, а стеснительных – не бояться всего нового. У медлительных в процессе игры не составит труда выработать быстроту реакции и так далее. Главное – подобрать игру, которая поможет развить слабые стороны темперамента, но при этом не «задавить» сильные.

Я постараюсь, опираясь на научные исследования, помочь родителям определить тип темперамента ребенка и подобрать игровую деятельность.

1. «Ребенок – сангвиник».

Это самый «игровой» темперамент. Сангвиники обладают врожденной способностью играть и агитировать к игре всех вокруг. Этот малыш прирожденный оптимист и жизнелюб. Он невероятно любопытен, постоянно нуждается в новых впечатлениях, любит рисковать и в ответственные моменты умеет собираться, концентрировать свое внимание. Ребенок – сангвиник проявляет огромный интерес ко всему, что его окружает. Он прекрасно сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте и мгновенно усваивает новую информацию. Такой ребенок не злопамятен, быстро прощает и забывает обиду.

Рассмотрим проблемы такого типа темперамента.

Увлекшись каким – либо делом, ребенок не может правильно рассчитать силы, быстро устает от однообразия и часто меняет надоевшие занятия. Он не способен длительное время удерживать свое внимание на одной игре. Если у сангвиника что – то не получается, он не будет расстраиваться и добиваться поставленной цели. Он поступит проще – сменит цель. Сангвиник не способен бороться, ему не хватает упорства. Он берет только то, что дается ему без особого труда.

Во что играть?

Чтобы оптимизм и жизнерадостность сангвиника не переросли в легкомыслие и непостоянство, надо учить его терпеливо добиваться поставленных целей. Для этого подойдут игрушки – трансформеры, которые имеют множество вариаций и требуют длительной концентрации внимания. Самым маленьким подойдут погремушки и пирамидки, на которые можно надевать и, с которых можно снимать детали. Детям постарше подходят манипуляторные игры:

  • различные виды конструкторов
  • игрушки, представляющие собой уменьшенные копии взрослых вещей (инструменты, модели бытовой техники).
  • электронные игрушки.

Задача родителей постоянно «подливать масла в огонь», подогревая тем самым интерес к игрушке, подавая ему новые идеи, открывая новый взгляд на старую игрушку. Как только родитель обратит внимание на то, что ребенок собирается оставить игру, показать ему ее новые возможности. Задача взрослого – научить сангвиника как можно дольше играть с одной игрушкой.

2. «Ребенок – флегматик».

С этим ребенком обычно родители не знают проблем. Он много спит, умеет играть один, редко закатывает истерики и практически не требует к себе внимания. Ребенок – флегматик медлителен, сдержан, рассудителен, не часто демонстрирует окружающим свои эмоции и не любит рисковать. Флегматик обожает спокойные игры и старается всегда держаться в тени. Он особо не нервничает из – за проигрыша и не радуется бурно выигрышу. Дети этого типа обожают фантазировать. Зачастую они играют в своем воображении.

Возможные проблемы.

Ребенок – флегматик играет в любые игры, которые ему предлагают сверстники или родители, практически он никогда не проявляет живого интереса к игре и не увлекается процессом. Его вообще сложно чем – то увлечь. Создается впечатление, что он как бы плывет по течению и живет так, как ему навязывают окружающие. В душе флегматик может протестовать против такого положения вещей, но у него не хватает смелости высказать свое мнение и пойти наперекор.

Во что играть?

Нам надо добиться повышения самооценки такого ребенка. Для этого следует с особой осторожностью относиться к играм, в которых ребенка может ожидать поражение. Прежде чем научить флегматика проигрывать, надо возбудить в нем интерес к играм вообще. Выработать быстроту реакции. Помогут игры, требующие движение. Для этих целей подойдут любые крупномасштабные игрушки, кубы – вкладыши, большие машинки, большие куклы, тележки, спортивные снаряды. Такие крупные, образующие среду, предметы в игре ребенка полезны не только как средство свободной фантазийной организации игрового пространства, но и как средство, побуждающее ребенка к большей подвижности, разнообразию движений. Научить флегматика открыто выражать свои эмоции можно при помощи игр – диалогов. Ценность этих игр заключается в том, что они предъявляют требования к активизации эмоционально – мыслительных процессов:

  • единства слова
  • действия
  • мысли
  • воображения.

Игра – диалог воспитывает умение слушать и слышать, умение сосредоточивать внимание на содержание разговора, дополнять сказанное, высказывать свое мнение и выражать эмоции. Игра – диалог может быть, как подвижной, так и спокойной. Самым распространенным ее примером являются различные сюжетно – ролевые игры.

3. «Ребенок – меланхолик».

Отличительной особенностью детей этого типа является замкнутость, нерешительность, мнительность. Этот ребенок прирожденный пессимист, он постоянно чем – то недоволен и редко выдает положительные эмоции.

Меланхолик настойчиво требует внимания к своей персоне и проявляет недовольство, если родители просят его поиграть самостоятельно, часто ноет, хнычет или кричит во весь голос. Дети этого типа не испытывают потребности в играх. Они вполне комфортно себя чувствуют в обществе родителей, бабушек, дедушек.

Возможные проблемы.

Ребенок – меланхолик не любит нововведений. Новую игру он воспринимает настороженно. Ему требуется время, чтобы привыкнуть к изменениям и принять их. Такой ребенок не умеет проигрывать. Потерпев поражение, он обязательно закатит «концерт». Кроме того, после проигрыша он потеряет интерес к игре и больше не захочет в нее играть.

Во что играть?

Меланхолику нужно научиться самостоятельности, смелости. Для этого как нельзя лучше подойдут игры «с секретом», которые дают мощный импульс к получению новой информации и достижению цели. Самым распространенным примером игр «с секретом» являются матрешки, игрушки, издающие различные звуки и трансформеры. Поощряйте стремление меланхолика разобрать игрушку, посмотреть, что у нее внутри, сделать из нескольких игрушек одну. Ребенку такого склада нельзя приказывать. Отрицательные оценки того, что он делает, приведут к тому, что ребенок замкнется и «выйдет» из игры. Не настаивайте на том, чтобы меланхолик соблюдал правила. Пусть играет так, как ему нравится. Все нововведения вносите постепенно, демонстрируя ребенку новые возможности знакомой ему игрушки. В умеренных дозах положительный эффект дают агрессивные игрушки (пистолеты, танки, пушки). Меланхолику желательно покупать игрушки, доступные возрасту, но с расчетом «на ближайшее будущее».

1. «Ребенок – холерик».

С первых дней жизни холерик постоянно напоминает о себе громким плачем и ни на минуту не дает родителям расслабиться. Он легко возбуждается и долго не может успокоиться. Холерик предпочитает шумные игры и баловство. Все это сопровождается шумовым оформлением, которое он сам и издает. Даже складывая пазлы или мозаику, холерик будет громко комментировать свои действия (или действия персонажей на картинке). Холерика слышно издалека, он говорит много, быстро и громко. С раннего детства он умеет работать на публику и постоянно нуждается в зрителях.

Возможные проблемы.

Ребенок – холерик часто нарушает правила игры. Он быстро схватывает новую информацию и так же быстро ее забывает. Он не любит и не умеет играть в одиночестве. Ему важно, чтобы кто- то видел, как у него хорошо получается. Холерик вспыльчив, он часто провоцирует конфликтные ситуации со сверстниками и родителями.

Во что играть?

Научить такого ребенка играть самостоятельно можно при помощи вымышленных зрителей – кукол, мягких игрушек. А снизить возбудимость, успокоить и направить его бьющую через край энергию в мирное русло при помощи интеллектуальных игр, требующих принятия решения. Примером таких игр для самых маленьких являются всевозможные фигурки – вкладыши. Научить ребенка запоминать и выполнять определенные правила можно при помощи игр с ярким финалом. Холерику неинтересно просто так катать машинку или качать куклу. Ему в любой игре важен не процесс, а конечный результат. Ребенок должен знать, ради чего он соблюдает правила. Дети этого типа проявляют к игре интерес только в том случае, если знают к чему стремятся. Кроме того, холерик, как правило, равнодушен к играм, целью которых является созидание чего – либо. Кубики и конструктор он в лучшем случае раскидает по комнате. А вот настольный футбол или хоккей могут надолго увлечь такого ребенка.

Одна из ярких тенденций нашего времени – это признание важности личности человека. Особое внимание и учет «человеческого фактора» наблюдается во всех сферах общества, будь то бизнес, производство или политика. И если в прошлом человек воспринимался как «винтик» общества, государства, то теперь набирает силу тенденция, согласно которой необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах жизни. В создании условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно дать образование, в том числе и дошкольное, и начальное. Если не учитывать темперамент ребенка в учебно – воспитательном процессе, то ему будет сложнее раскрыть особенности и таланты своей личности.

Список использованных источников.

  • «Возрастная психология: учебное пособие» Г.С. Абрамова. – М.: Просвещение, 2008. – 542с.
  • «Подготовка ребенка к школе: психологические аспекты» Бардин К.В. – М.: Знание, 2008. – 96с.

Джамила Травинская

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год