ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Психология | |||
Автор: Астраханцева Людмила Петровна | |||
02.02.2023 12:43 | |||
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Автор: Астраханцева Людмила Петровна 5 курс НТГСПИ Научный руководитель: Зубарева Елена Сергеевна доцент кафедры педагогики и психологии НТГСПИ PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF VOLITIONAL QUALITIES IN CHILDREN OF THE OLDER PRESCHOOL AGE Аннотация. В данной статье изучены особенности развития волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста, а также рассмотрены психолого-педагогические условия развития волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Annotation. In this article, the features of the development of volitional qualities in children of older preschool age are studied, as well as the psychological and pedagogical conditions for the development of volitional qualities in children of older preschool age. Ключевые слова: психолого-педагогические условия, волевые качества, развитие волевых качеств, старший дошкольный возраст. Keywords: psychological and pedagogical conditions, volitional qualities, development of volitional qualities, senior preschool age. Одной из важнейших проблем на современном этапе в дошкольной педагогике, является развития волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста. Это обусловлено клиповым мышлением детей. Опираясь на концепцию дошкольного воспитания, где отмечается особая необходимость воспитания волевой культуры личности, необходимо констатировать о важности этой проблемы, особенно у детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в первый класс. Развитие волевой сферы ребёнка старшего дошкольного возраста является одним из важных показателей в успешности освоения школьной программы. Начало развития волевых качеств происходит в раннем возрасте детей. Но более стойкое развитие волевой сферы принадлежит старшему дошкольному возрасту в силу осознанности собственных действий. Дошкольный возраст — важный этап в формировании умения выбирать. С четырех до семи лет появляются «хотения». Ребенок учится осуществлять выбор на основе уяснения значимости и ценности возможного поведения. Ребенок начинает осознавать цель, средства достижения [2]. И одной из главных задач педагога научить ребенка правильно выбирать и ставить цель. Видеть в перспективе конечный результат того, чего именно хочет достичь ребенок. Научить правильно расставлять приоритеты соотносить свои возможности и выносить на первый план наиболее значимые для него вещи. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится справляться с определёнными трудностями, контролировать свои действия, оценивать собственные результаты труда, совершать усилия воли, подчиняя себя определённым правилам и нормам [3]. Недостаточная степень волевого развития детей и наличие у них возможностей для этого развития в старшем дошкольном возрасте, показывают остроту проблемы воспитания волевых качеств старших дошкольников. При подготовке детей к школьному обучению, предъявляются требования по формированию у будущих первоклассников не только интеллектуальной активности, но и развития волевой сферы личности — концентрации внимания, трудоспособности, целеустремленности, инициативности, самостоятельности, настойчивости, упорства, выдержки, терпения [7]. Современные психологи полагают, что актуализация волевых качеств и усилий детей старшего дошкольного возраста напрямую связана с достижением ситуации успеха. Таким образом, можно определить, что если ребенок часто достигает своих целей, у него получается хорошо выполнять какую-либо деятельность, это приводит его к хорошему результату, то и организационные способности у него будут развиваться лучше, нежели если ребенок будет часто испытывать неудачи. М. А. Алиева, отмечает то, что широта и сила проявления настойчивости у детей разная, в зависимости от вида деятельности [1]. Таким образом, можно определить, что если старший дошкольник заинтересован в какой-либо деятельности, эта деятельность ему импонирует, доставляет удовольствие, то и уровень проявления волевых качеств у него выше. По мнению Л. С. Выготского, волевые качества у детей старшего дошкольного возраста проявляются самостоятельно, никем не контролируемо, без помощи и напутствий взрослых [5]. Именно в старшем дошкольном возрасте правильное воспитание может сформировать такие черты характера, как целеустремленность, самостоятельность, настойчивость. Формирование волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста позволяет сгладить негативные моменты данного периода жизни, вооружить ребенка необходимыми способами и приемами самостоятельного приобретения знаний и самостоятельной работы, развить эмоциональный интеллект, усовершенствовать интеллектуальные и волевые качества. Действия и операции по достижению намеченной цели формируются под руководством педагога и на начальных этапах требуют периодического контроля. Основываясь на исследованиях Е. П. Щербакова в области психологии старшего дошкольного возраста, можно выделить следующие особенности формирования волевых качеств личности старшего дошкольника:
Проанализированное исследование К. С. Сатункиной, позволяет определить, что в развитии волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста выделяется ряд этапов:
В современной энциклопедии по педагогике Л. С. Выготским излагается мысль о том, что волевые качества у детей старшего дошкольного возраста проявляются в потребности в знаниях, умению планировать свои действия, находить решение и выход из какой-либо сложившейся ситуации, в стремлении к лидерству, проявлении инициативы и так далее [5]. Таким образом, проанализировав особенности развития волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста, можем сделать следующие выводы. В старшем дошкольном возрасте волевые действия детей более осознанные, целенаправленные и регулируются мышлением. Это выражается обдумывании задания, в предварительной ориентировке, в решении поставленных задач, что и как делать более рационально для достижения цели. Волевые качества у детей старшего дошкольного возраста имеют возможность активно развиваться при наличии у ребенка определенной мотивации, интересов в какой-либо деятельности, то есть, чтобы развить у ребенка организационные способности, изначально его нужно заинтересовать Развитие волевых действий в дошкольном возрасте, рассматривается как система «действие-деятельность», формирование осознанности собственных действий происходит в старшем дошкольном возрасте. Мотивом деятельности в старшем дошкольном возрасте, выступает цель, которая отражает взаимосвязь представлений о том, что делать, как делать и зачем достигать поставленной цели. В старшем дошкольном возрасте происходит развитие основных элементов волевого действия — ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Воля становится компонентом психологической готовности к школе. Но все компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. И взрослым следует это учитывать, соблюдая постепенность в повышении требований к детям, опираясь на его возможности, интересы, потребности. Волевые качества детей старшего дошкольного возраста качественно и активно развиваются в комфортных и интересных для ребенка условиях. Психолого-педагогическими условиями развития волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста являются организация систематических физкультурных занятий, направленных на развитие целеустремленности, настойчивости, решительности и терпеливости, и использование в процессе физкультурных занятий методов обучения (игровой, словесный, наглядный, практический), направленных на развитие дисциплинированности, самостоятельности и инициативности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
|