Статья «Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ способом арт-терапии в группах компенсирующей направленности» |
Психология | |||
Автор: Налиткина Татьяна Ивановна | |||
09.01.2023 00:40 | |||
Статья «Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ способом арт-терапии в группах компенсирующей направленности» Педагог-психолог МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка» Налиткина Татьяна Ивановна Арт-терапия — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве и активно используемый мною в работе с детьми с ОВЗ групп компенсирующей направленности. Для наших детей это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Чаще всего я использую арт – терапию в узком смысле слова — рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве. Используя техники арт-терапии с детьми дошкольного возраста старших и подготовительных к школе групп компенсирующей направленности, я сформулировала для себя те условия, соблюдение которых делает арт-терапию более успешной и интересной. Во-первых, работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Во-вторых, занятия рисованием с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования, так как ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Поэтому я подбираю техники и приемы по принципу простоты и эффективности, чтобы ребенок не испытывал затруднений при создании изображения с помощью предлагаемой техники. В результате, усилия в ходе работы интересны, оригинальны, приятны нашим детям. В-третьих, детям интересны и привлекательны и процесс создания изображения, и его результат. В-четвертых, я подбираю нетрадиционные изобразительные техники и способы, ведь они мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание, дают ребенку необычный опыт. Необычность опыта помогает снизить контроль сознания, ослабить механизмы защиты. А раз так, то в таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток. Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором, трубочками и т.д. Я использую такие изобразительные техники, как марания, штриховка, каракули, рисование пальцами, монотипия, рисование трубочками, раскрашивание мандал. При марании дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения в детском саду. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо — плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку, в результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения. Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям. Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу. Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта. Часто с помощью штриховки мы раскрашиваем мандалы восковыми мелками или цветными карандашами. Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия. Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. Рисунок на стекле позволяет детям почувствовать новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. В процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности ( «боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями родителей, непомерными требованиями. Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью. Ребенок незаметно для себя может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности. Мой опыт работы позволяет сделать вывод, что дети очень охотно занимаются различными техниками рисования. Занятия всегда проходят в очень положительной эмоциональной атмосфере, дети увлечены, время летит незаметно. Итог таких занятий: дети становятся более уверенными в себе, гиперактивные дети успокаиваются, сосредотачиваются, появляются положительные эмоции, чувство удовлетворенности. Дети с моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью быстрее адаптируются в новом пространстве, арт-терапия дарит им чувство успешности.
|