Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ способом арт-терапии в группах компенсирующей направленности»
Психология
Автор: Налиткина Татьяна Ивановна   
09.01.2023 00:40

Статья «Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ способом арт-терапии в группах компенсирующей направленности»Статья «Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ способом арт-терапии в группах компенсирующей направленности»

Педагог-психолог МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка» Налиткина Татьяна Ивановна

Арт-терапия — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве и активно используемый мною в работе с детьми с ОВЗ групп компенсирующей направленности. Для наших детей это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.

Чаще всего я использую арт – терапию в узком смысле слова — рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве. Используя техники арт-терапии с детьми дошкольного возраста старших и подготовительных к школе групп компенсирующей направленности, я сформулировала для себя те условия, соблюдение которых делает арт-терапию более успешной и интересной. Во-первых, работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально.

Во-вторых, занятия рисованием с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования, так как ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Поэтому я подбираю техники и приемы по принципу простоты и эффективности, чтобы ребенок не испытывал затруднений при создании изображения с помощью предлагаемой техники. В результате, усилия в ходе работы интересны, оригинальны, приятны нашим детям. В-третьих, детям интересны и привлекательны и процесс создания изображения, и его результат. В-четвертых, я подбираю нетрадиционные изобразительные техники и способы, ведь они мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание, дают ребенку необычный опыт. Необычность опыта помогает снизить контроль сознания, ослабить механизмы защиты. А раз так, то в таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток. Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором, трубочками и т.д.

Я использую такие изобразительные техники, как марания, штриховка, каракули, рисование пальцами, монотипия, рисование трубочками, раскрашивание мандал.

При марании дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения в детском саду. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо — плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку, в результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения. Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям. Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу.

Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта. Часто с помощью штриховки мы раскрашиваем мандалы восковыми мелками или цветными карандашами. Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия. Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка.

Рисунок на стекле позволяет детям почувствовать новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. В процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.

Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности ( «боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями родителей, непомерными требованиями.

Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью. Ребенок незаметно для себя может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Мой опыт работы позволяет сделать вывод, что дети очень охотно занимаются различными техниками рисования. Занятия всегда проходят в очень положительной эмоциональной атмосфере, дети увлечены, время летит незаметно. Итог таких занятий: дети становятся более уверенными в себе, гиперактивные дети успокаиваются, сосредотачиваются, появляются положительные эмоции, чувство удовлетворенности. Дети с моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью быстрее адаптируются в новом пространстве, арт-терапия дарит им чувство успешности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год