Организация учебно — воспитательной работы детей с РАС в группе компенсирующей направленности |
Психология | |||
Автор: Хорошок Яна Игоревна | |||
29.11.2022 22:41 | |||
Организация учебно — воспитательной работы детей с РАС в группе компенсирующей направленности Ранний детский аутизм – это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушение внутриутробного развития и истощающее болезни раннего детства. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Проектируя развивающую среду, как основу реализации индивидуального подхода к ребенку с ограниченными возможностями, учитывались потребности детей в общении, движении, познании. Пространство, в том числе помещения группы, кабинеты индивидуальных занятий, условно делится на зоны. Зоны оборудованы в соответствии с их функциональным назначением. Определенные виды деятельности выполняются в соответствующих зонах. Среди оборудования и материалов, доступных для наших детей, имеются их любимые игрушки и предметы, т. к. они являются положительными стимулами, чтобы наши ребята занимались.
Коррекционно-развивающая программа подбирается индивидуально для каждого ребенка, имеет свою цель и свои упражнения. Оценка состояния ребенка с РАС, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и послужила основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий. Важным при обучении ребёнка с расстройствами аутистического спектра является установление эмоционального контакта. Это требует от специалистов тщательной подготовки, терпения, гибкости и интуиции. Изначально мы работаем в тесном контакте с родителями: изучаем привычки детей, манеру общения родителей с детьми, режимные моменты и т.д. Вместе с ними мы определяем предметы или деятельность, которые вызывают у ребенка интерес. Обучение воспитанников на занятиях проходит в позитивной атмосфере. Иногда нашим детям необходима физическая помощь в организации действия. Мы, в буквальном смысле, «работаем» руками ребенка, пишем или рисуем вместе с ним, держа один карандаш. Обязательно хвалим ребенка за любой, незначительный успех. Эта похвала повышает уверенность ребенка в себе. Даже если реакция на слова не проявляется внешне, доброжелательный тон и поддержка создают положительную эмоциональную атмосферу, которая со временем делает взаимодействие с детьми более эффективным. Если ребенок не принимает инструкции и правила, которые ему предлагаются, их ни в коем случае мы не навязываем насильно. Мы присматриваемся к тому, что и как он хочет делать сам, подыгрываем ему, занимаемся тем, что ему интересно. Это помогает наладить контакт с ребенком. Планируя занятия, мы всегда готовы к гибким изменениям своих планов. Дети с РАС видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: они должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Поэтому в нашей группе существует распорядок дня. Мы используем визуальное расписание (карточки PECS) в виде картинок и других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь. В период адаптации дети столкнулись с проблемой освоения режимных моментов, таких как дневной сон, еда, мытье рук, посещение туалета. С целью помочь нашим воспитанникам, мы разместили так называемые пооперационные карты, на которых в виде картинок обозначена четкая последовательность действий. Так, например, схему последовательности действий ребенка при сборах на прогулку мы помещаем на шкафчике, схему «Моем руки» — в ванной комнате (например, чтобы помыть руки, нужно зайти в ванную комнату, закатать рукава, открыть кран, взять мыло, намылить руки, положить мыло, смыть мыло, закрыть кран, вытереть руки о полотенце, откатать рукава обратно). Первый и основной пример показывали детям мы, педагоги, затем оказывали помощь (например, чтобы научить наших детей кушать ложкой, мы становились сзади или сбоку, затем клали столовый предмет ребенку в руку, и, обхватив ее своей рукой, подносили ко рту). У детей с РАС трудности с укладыванием в постель и сном выражены гораздо серьезнее, чем у обычных детей. Наши дети с трудом засыпают, и спят непродолжительный период времени. Мы разработали воспринимаемый порядок отхода ко сну: перед дневным сном используем специальную картинку — подсказку, чтобы предупредить ребенка о времени сна; если ребенок нервничает и вскакивает с постели, мы тихо и спокойно кладем его обратно в кровать, иногда это приходится делать много раз; если ребенок тревожный, гиперактивный — используется утяжеленное одеяло, которое способствует расслаблению и улучшению сна. Одним из режимных моментов в ДОУ является прогулка. Она проводится 2 раза в день с соблюдением всех необходимых мер безопасности. Во время прогулки присутствует младший воспитатель, узкие специалисты, т.к. нашим детям требуется особое внимание (некоторые проявляют стремление покинуть границы участка). Осуществляя прогулки с детьми в группе компенсирующей направленности, я поняла, что при календарном планировании очень сложно спланировать прогулку так, чтобы все, что задумано, было выполнено: это погодные и природные условия; возраст детей (разновозрастная группа); настроение детей, их потребности в тех или иных играх и занятиях, в зависимости от физических и умственных возможностей группы. Ведущее место на прогулке мы отводим подвижным играм. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически. Подводя итоги, я хочу сделать вывод: при правильно организованной среде обучения мы получаем положительные результаты развития, обучения и воспитания детей с РАС. Коррекционная работа с аутичными детьми требует от специалистов не только терпения, но и понимания природы этого нарушения, проводится совместно с родителями по одной программе.
|