Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация учебно — воспитательной работы детей с РАС в группе компенсирующей направленности
Психология
Автор: Хорошок Яна Игоревна   
29.11.2022 22:41

Организация учебно — воспитательной работы детей с РАС в группе компенсирующей направленностиОрганизация учебно — воспитательной работы детей с РАС в группе компенсирующей направленности

Ранний детский аутизм – это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушение внутриутробного развития и истощающее болезни раннего детства. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена.

Проектируя развивающую среду, как основу реализации индивидуального подхода к ребенку с ограниченными возможностями, учитывались потребности детей в общении, движении, познании. Пространство, в том числе помещения группы, кабинеты индивидуальных занятий, условно делится на зоны. Зоны оборудованы в соответствии с их функциональным назначением. Определенные виды деятельности выполняются в соответствующих зонах. Среди оборудования и материалов, доступных для наших детей, имеются их любимые игрушки и предметы, т. к. они являются положительными стимулами, чтобы наши ребята занимались.

 

Коррекционно-развивающая программа подбирается индивидуально для каждого ребенка, имеет свою цель и свои упражнения. Оценка состояния ребенка с РАС, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и послужила основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий.

Важным при обучении ребёнка с расстройствами аутистического спектра является установление эмоционального контакта. Это требует от специалистов тщательной подготовки, терпения, гибкости и интуиции. Изначально мы работаем в тесном контакте с родителями: изучаем привычки детей, манеру общения родителей с детьми, режимные моменты и т.д. Вместе с ними мы определяем предметы или деятельность, которые вызывают у ребенка интерес.

Обучение воспитанников на занятиях проходит в позитивной атмосфере. Иногда нашим детям необходима физическая помощь в организации действия. Мы, в буквальном смысле, «работаем» руками ребенка, пишем или рисуем вместе с ним, держа один карандаш. Обязательно хвалим ребенка за любой, незначительный успех. Эта похвала повышает уверенность ребенка в себе. Даже если реакция на слова не проявляется внешне, доброжелательный тон и поддержка создают положительную эмоциональную атмосферу, которая со временем делает взаимодействие с детьми

более эффективным. Если ребенок не принимает инструкции и правила, которые ему предлагаются, их ни в коем случае мы не навязываем насильно. Мы присматриваемся к тому, что и как он хочет делать сам, подыгрываем ему, занимаемся тем, что ему интересно. Это помогает наладить контакт с ребенком. Планируя занятия, мы всегда готовы к гибким изменениям своих планов.

Дети с РАС видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: они должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Поэтому в нашей группе существует распорядок дня. Мы используем визуальное расписание (карточки PECS) в виде картинок и других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь.

В период адаптации дети столкнулись с проблемой освоения режимных моментов, таких как дневной сон, еда, мытье рук, посещение туалета. С целью помочь нашим воспитанникам, мы разместили так называемые пооперационные карты, на которых в виде картинок обозначена четкая последовательность действий. Так, например, схему последовательности действий ребенка при сборах на прогулку мы помещаем на шкафчике, схему «Моем руки» — в ванной комнате (например, чтобы помыть руки, нужно зайти в ванную комнату, закатать рукава, открыть кран, взять мыло, намылить руки, положить мыло, смыть мыло, закрыть кран, вытереть руки о полотенце, откатать рукава обратно). Первый и основной пример показывали детям мы, педагоги, затем оказывали помощь (например, чтобы научить наших детей кушать ложкой, мы становились сзади или сбоку, затем клали столовый предмет ребенку в руку, и, обхватив ее своей рукой, подносили ко рту).

У детей с РАС трудности с укладыванием в постель и сном выражены гораздо серьезнее, чем у обычных детей. Наши дети с трудом засыпают, и спят непродолжительный период времени. Мы разработали воспринимаемый порядок отхода ко сну: перед дневным сном используем специальную картинку — подсказку, чтобы предупредить ребенка о времени сна; если ребенок нервничает и вскакивает с постели, мы тихо и спокойно кладем его обратно в кровать, иногда это приходится делать много раз; если ребенок тревожный, гиперактивный — используется утяжеленное одеяло, которое способствует расслаблению и улучшению сна.

Одним из режимных моментов в ДОУ является прогулка. Она проводится 2 раза в день с соблюдением всех необходимых мер безопасности. Во время прогулки присутствует младший воспитатель, узкие специалисты, т.к. нашим детям требуется особое внимание (некоторые проявляют стремление покинуть границы участка). Осуществляя прогулки с детьми в группе компенсирующей направленности, я

поняла, что при календарном планировании очень сложно спланировать прогулку так, чтобы все, что задумано, было выполнено: это погодные и природные условия; возраст детей (разновозрастная группа); настроение детей, их потребности в тех или иных играх и занятиях, в зависимости от физических и умственных возможностей группы. Ведущее место на прогулке мы отводим подвижным играм. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически.

Подводя итоги, я хочу сделать вывод: при правильно организованной среде обучения мы получаем положительные результаты развития, обучения и воспитания детей с РАС. Коррекционная работа с аутичными детьми требует от специалистов не только терпения, но и понимания природы этого нарушения, проводится совместно с родителями по одной программе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год