Особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития |
Психология | |||
Автор: Туркина Юлия Сергеевна Соломатина Валерия Валерьевна | |||
04.12.2022 07:35 | |||
Особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития В настоящее время проблема социализации детей с задержкой психического развития приобретает все большую значимость. Для успешной адаптации в социокультурной среде ребенок должен знать, как вести себя в обществе, соблюдать установленные нормы и правила, понимать людей и общаться с ними. Существенную роль в успешности протекания процессов социализации и социальной адаптации играет социальный интеллект. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Г. Айзенк, Ю.Н. Емельянов, Г. Оллпорт, Э.Л. Торндайк, Д.В. Ушаков, О.Б. Чеснокова, А.Л. Южанинова и др.) отмечается роль социального интеллекта в успешной адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям и требованиям общества, для взаимодействия с окружающими, понимания мотивов их поведения, выстраивания положительных взаимоотношений и прогнозировании их.
Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов), приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а также является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия. В старшем дошкольном возрасте у детей складываются субъективные и объективные предпосылки для активного развития социального интеллекта: наличие определенного социального опыта, сложившегося в дошкольном детстве, потребность в новых отношениях. Своеобразие детей с задержкой психического развития состоит в замедленном темпе развития всех психических функций, в том числе и в функции общения. Это отражается в том, что их социальные представления фрагментированы и нестабильны, что отражает недостатки усвоения знаний и навыков, а также развитие и формирование социального интеллекта. Опираясь на показатели социального интеллекта: знания о нормах и правилах поведения; понимание эмоциональных состояний других людей по особенностям их вербального и невербального поведения, регулирование собственных эмоций, эмпатия; мотивация взаимодействия; социальное поведение, рассмотрим особенности социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Знания о нормах правилах поведения являются поликомпонентным личностным образованием, включающим в себя культуру деятельности: поведение ребенка в различных видах деятельности, регуляция своих действий, активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к ситуациям, проявления волевых усилий и культуру общения: выполнение норм при общении с взрослыми и сверстниками, вежливое поведение, соблюдение этики общения. Дети с задержкой психического развития не могут полноценно выразить свое эмоциональное состояние, в связи с чем возникают трудности с пониманием состояния сверстников, находящихся рядом, а также с регулированием своего поведения на основе усвоенных норм и правил в детском саду. Одним из условий развития социального интеллекта у детей с задержкой психического развития является осознание эмоциональных состояний, то есть понятие ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими, способность сопереживать, сочувствовать, т.е. проявлять эмпатию. Они не умеют выражать свои чувства, просить помощи, выслушивать другого, проявлять сочувствие, не понимают, как можно порадоваться за другого. Таким образом, особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития обусловлены спецификой их психического развития. Знания о нормах и правилах поведения недостаточно четкие и не дифференцированные, наблюдается размытость моральной мотивации, представления о «добре» и «зле», о том, что такое хорошо, а что плохо еще достаточно поляризованы, присутствует нестабильность в нравственном выборе и отношении, наблюдается общая нравственная недифференцированность. Дети с задержкой психического развития могут выявлять эмоции, обладающие яркой выраженностью, различать противоположные и разные по смыслу эмоциональные состояния, однако затрудняются в названии эмоций, близких по своим эмоциональным проявлениям, недостаточно осознают свои и чужие эмоции, не различают причины и последствия их состояния. Неадекватность оценки и прогноза поведения собеседника, несформированность вербальных и невербальных средств общения приводит к повышенной тревожности и избеганию контактов с окружающими, т.е. к низкой мотивации к социальному взаимодействию и т.д. Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития плохо выделяют и не всегда осознают различные уровни и виды социальных отношений, не могут произвольно отражать (моделировать) и регулировать эти отношения в разных видах совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. Все показатели социального интеллекта у детей с задержкой психического развития снижены по сравнению со сверстниками с нормативным развитием, что ограничивает возможности успешного вхождения ребенка в общество, искажает процесс социальной адаптации, придает ему выраженную специфику. Список литературы:
|