Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Психологическая безопасность в ДОУ
Психология
Автор: Затовка Елена Юрьевна   
21.11.2022 17:00

Психологическая безопасность в ДОУПсихологическая безопасность в ДОУ

  • что такое психологическая безопасность и что ее нарушает
  • критерии оценки образовательной среды
  • роль психического здоровья в жизни, способы его сохранения и улучшения

В современном мире проблема психологической защищенности, стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определения понятия «психологическая безопасность», которое обозначает положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности, ущемления ее прав.

Этап дошкольного возраста- это основа обеспечения целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

 

Обеспечение целостного развития личности ребенка предполагает решение основной задачи дошкольного учреждения – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность дошкольного учреждения по решению этой задачи мы видим через обеспечение психологической безопасности личности ребенка.

Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «здоровье» и «угроза».

В свою же очередь психологическая безопасность образовательного процесса — это состояние защищенности дошкольника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

Психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.

Психологическое здоровье проявляется в разные периоды детства различным образом, но всегда – в позитивных психологических характеристиках и качествах. У дошкольника оно обнаруживается в развитой активности и любознательности, открытости взрослым, доверчивости и подражательности наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру. Исходя из этого, современный детский сад должен стать не только местом, где детей воспитывают и дают ему определенные знания, но и пространством их полноценного роста, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере благоприятного социально-психологического климата и душевного комфорта в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого, образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности. Именно поэтому в последние годы обострился интерес к определению этого важного социально-психологического феномена, проводятся исследования, позволяющие измерять психологическую безопасность образовательной среды, проектируются условия, при которых она обеспечивается, психологическая служба образования начинает позиционировать свою деятельность в этом контексте как служба психологической безопасности детского сада.

В рамках концепции национальной безопасности страны, психологическая безопасность педагогов, воспитанников и их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства. Психологическая безопасность образовательной среды — как прямое продолжение психологической безопасности личности педагогов, воспитанников и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод образовательного учреждений и их нормальной деятельности.

Участники образовательной среды учреждения и сама среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. К основным внутренним угрозам на личностном уровне можно отнести внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, нарушение и нестабильность ее психического здоровья и развития

К внешним источникам угроз психологическойбезопасности ребенка следует отнести:

  1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений.
  2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.
  3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.
  4. Враждебность окружающей ребенка среды, ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
  5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.
  6. Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
  7. Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.
  8. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
  9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
  10. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
  11. Неблагоприятные погодные условия.
  12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. д.

Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

  1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
  2. Осознание ребенком на фоне других детей своей не успешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
  3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
  4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
  5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

Общими же источниками угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий.

Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания. А мама приходит в 19. 00 вечера. Это не допустимо. В нашем Образовательном учреждение в адаптационной группе мы честно объясняем ребёнку, что мама обязательно приедет, уже идёт, надо немножечко потерпеть, бежит-бежит и это работает. А родители оставляют детей вначале на час. Постепенно прибавляя время пока ребёнок не привыкнет.

Обеспечение целостного развития личности ребенка предполагает решение основной задачи дошкольного учреждения – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность дошкольного учреждения по решению этой задачи мы видим через обеспечение психологической безопасности личности ребенка.

Для этого выделяют следующие задачи:

  1. Обучение дошкольников безопасному стилю жизни (умение предвидеть опасное событие, по возможности избежать его, при необходимости действовать).
  2. Упражнение в умении управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях, используя положительную сторону страха (мобилизует физические силы, ускоряет работу ума, концентрирует внимание) во благо себе.

Для решения данных задач можно проигрывать с детьми следующие ситуации: «Заблудился в лесу», «Остался дома один», «Потерялся», «На улице подошел незнакомец» и т. п. Ситуация предлагается детям как идея, а саму историю дети сочиняют сами. Знание того, что можно сделать при столкновении с опасными и страшными ситуациями, поможет ребенку преодолеть напряжение и начать действовать для того, чтобы избежать чувства страха или наказания. Родителям предлагается проигрывать дома ситуации из реальной жизни, например, откроет ли ребенок дверь по звонку. Возможно проговаривание различных ситуаций, например, «Незнакомый человек, предлагает покататься на машине».

Психоэмоциональное состояние детей во многом зависит и от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня, жизнь в заданном ритме должна оказывать положительное воздействие на состояние ребенка. Режим дня в дошкольном учреждении должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, желание родителей приводить и забирать детей в удобное для них время, карантины и периоды повышенной

заболеваемости. Такой режим принято называть гибким, в нем продумана система быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию. В дошкольном учреждении должна быть разработана система общей и индивидуальной психологической защиты детей. Надежным показателем верно выбранных средств психологической безопасности служит хорошее, бодрое настроение детей, проявляемые ими чувства радости, уверенности.

Индивидуальная программа психологической защиты выстраивается в зависимости от личностных особенностей ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье.

СУЩЕСТВУЕТ НЕМАЛО ПРОГРАММ обеспечения психологической безопасности личности ребенка в детском саду.

Например:

  1. Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов
  2. Система профилактики психоэмоционального состояния детейсредствами физического воспитания: водные процедуры, массаж, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.
  3. Арома и фитотерапия – путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения.
  4. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций. Просто мытье рук теплой водой.
  5. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на музыкальных инструментах.
  6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.
  7. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.
  8. Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция.
  9. Создание предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми

Безусловно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, — основа жизнеспособности ребенка. И ему в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».

Забота о психологическом здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра.

2. пройти опросник психического здоровья.

АУТОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ (В. А. Ананьев)

Инструкция. Постарайтесь искренне ответить на предложенные в перечне вопросы. Ответ «да» оценивается тремя баллами, ответ «нет» — одним. Надеемся, что ваши ответы помогут вам глубже заглянуть в себя, поразмышлять над тем, что в себе можно изменить, что стоит приобрести, от чего избавиться. Надо помнить, что данный опросник предназначен не столько для того, чтобы дать количественную оценку «зрелости» вашей личности, что в принципе невозможно, сколько для того, чтобы сделать тест средством самоанализа на пути самосовершенствования.

Текст опросника:

  1. Вы отваживаетесь взять на себя ответственность за собственную жизнь и поступки и не обвиняете других, когда дела идут не так -1
  2. Вы достаточно мудры, чтобы не мешать другим жить своей жизнью. -3
  3. Вы сами, без подсказок, знаете, что для вас хорошо, а что плохо. -3
  4. При принятии решений вы во многом доверяете интуиции. -3
  5. Вы понимаете, что сначала нужно быть довольным собой, а потом уже другими. -3
  6. Вы бережно относитесь к своему телу, развиваете интеллект и духовные качества для того, чтобы обрести целостность и гармоничность. -1
  7. Вы предпочитаете преодолевать собственные вершины, а не карабкаться на чужие. -3
  8. Вы способны изменить привычные схемы своего поведения в поиске новых путей общения с миром. -1
  9. Вы знаете, что свобода — это внутреннее, а не зависящее от обстоятельств состояние. -3
  10. Вы умеете создать вокруг себя состояние мира и спокойствия, когда вокруг бушует буря. -1
  11. Вы ощущаете, что ведомы высшей силой и чувствуете себя ее частью. -3
  12. Вы желаете обрести совершенство, но прощаете недостатки себе и другим. -3
  13. У вас есть силы находить жизнь прекрасной и удивительной даже во время испытаний и лишений. -1
  14. Вы понимаете, что в жизни неизбежны перемены и их не надо бояться. -1
  15. Вы способны видеть за цепочкой случайных событий целостность бытия. -3
  16. Вы умеете любить и делать добрые дела, ничего не требуя взамен. -3
  17. Вы готовы искать всегда и везде, чтобы постичь истину. -3
  18. Вы стараетесь поступать так, как подсказывает вам ваша совесть. -3
  19. Вы не возмущаетесь критикой в свой адрес, а стараетесь найти в ней полезные для совершенствования моменты. -1
  20. Вы умеете проигрывать, принимать поражения и разочарования без жалоб и злости. -1
  21. Вы способны остаться верным себе и своей цели даже перед лицом отвержения и непопулярности. -3
  22. Вы способны трансцендировать (расширять до масштабов всей Земли) среду и культуру, в которой живете. -1
  23. Вы умеете принимать комплименты достойно, без ложной скромности. -3
  24. Вы не беспокоитесь преждевременно, а также по поводу событий, не зависящих от вас. -1
  25. Вы постоянно и четко осознаете различия между целью и средствами ее достижения. -3
  26. Вы умеете устанавливать тесные эмоциональные отношения с близкими и друзьями. -3
  27. Вы не теряете чувства юмора ни при каких обстоятельствах. -1
  28. Вы живете спонтанно и естественно, синхронно с жизнью. -3
  29. Проблемы, на которых вы сфокусированы, лежат вне вас. -1
  30. Вы обладаете чувством принадлежности ко всему человечеству, хотя и видите его недостатки. -1
  31. Вы достаточно изобретательны в своей деятельности и не следуете

стереотипам. -1

32. Вы знаете, откуда черпать силы и вдохновение, и умеете это делать. -3

33. Вы смиряетесь с неизбежным, с тем, что уже произошло. -3

34. Вы не уходите от жизни различными способами, а предпочитаете иметь дело с действительностью, какой бы она ни была. -3

35. Вы не критикуете других, не разобравшись в сути дела. -1

36. Вы терпеливы, потому что знаете: рана заживает постепенно. -3

37. Вы не выходите из себя и не «бьетесь головой о стену» по пустякам. -1

38. Мораль для вас определяется собственным опытом, а не чужим мнением. -3

39. Вы всегда просите о помощи, когда осознаете, что в ней нуждаетесь. -3

40. Вы составляете разумный план и реализуете промежуточные цели на пути к главной. -3

=88

Интерпретация;

Суммируйте баллы. По сумме определите свою ступень на лестнице «взросления личности».

  • 40-70: начало «зрелости» — впереди трудная, но нужная работа над собой.
  • 70-100: умеренная зрелость — есть еще резервы к совершенствованию.
  • 100-120: уверенная зрелость — вам удалось выйти на новый виток человеческого существования.

Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. — СПб.: Речь, 2007. — 320с. (96-97).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год