Психологическая безопасность в ДОУ |
Психология | |||
Автор: Затовка Елена Юрьевна | |||
21.11.2022 17:00 | |||
Психологическая безопасность в ДОУ
В современном мире проблема психологической защищенности, стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определения понятия «психологическая безопасность», которое обозначает положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности, ущемления ее прав. Этап дошкольного возраста- это основа обеспечения целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.
Обеспечение целостного развития личности ребенка предполагает решение основной задачи дошкольного учреждения – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность дошкольного учреждения по решению этой задачи мы видим через обеспечение психологической безопасности личности ребенка. Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «здоровье» и «угроза». В свою же очередь психологическая безопасность образовательного процесса — это состояние защищенности дошкольника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью. Психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Психологическое здоровье проявляется в разные периоды детства различным образом, но всегда – в позитивных психологических характеристиках и качествах. У дошкольника оно обнаруживается в развитой активности и любознательности, открытости взрослым, доверчивости и подражательности наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру. Исходя из этого, современный детский сад должен стать не только местом, где детей воспитывают и дают ему определенные знания, но и пространством их полноценного роста, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере благоприятного социально-психологического климата и душевного комфорта в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого, образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности. Именно поэтому в последние годы обострился интерес к определению этого важного социально-психологического феномена, проводятся исследования, позволяющие измерять психологическую безопасность образовательной среды, проектируются условия, при которых она обеспечивается, психологическая служба образования начинает позиционировать свою деятельность в этом контексте как служба психологической безопасности детского сада. В рамках концепции национальной безопасности страны, психологическая безопасность педагогов, воспитанников и их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства. Психологическая безопасность образовательной среды — как прямое продолжение психологической безопасности личности педагогов, воспитанников и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод образовательного учреждений и их нормальной деятельности. Участники образовательной среды учреждения и сама среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. К основным внутренним угрозам на личностном уровне можно отнести внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, нарушение и нестабильность ее психического здоровья и развития К внешним источникам угроз психологическойбезопасности ребенка следует отнести:
Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:
Общими же источниками угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания. А мама приходит в 19. 00 вечера. Это не допустимо. В нашем Образовательном учреждение в адаптационной группе мы честно объясняем ребёнку, что мама обязательно приедет, уже идёт, надо немножечко потерпеть, бежит-бежит и это работает. А родители оставляют детей вначале на час. Постепенно прибавляя время пока ребёнок не привыкнет. Обеспечение целостного развития личности ребенка предполагает решение основной задачи дошкольного учреждения – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность дошкольного учреждения по решению этой задачи мы видим через обеспечение психологической безопасности личности ребенка. Для этого выделяют следующие задачи:
Для решения данных задач можно проигрывать с детьми следующие ситуации: «Заблудился в лесу», «Остался дома один», «Потерялся», «На улице подошел незнакомец» и т. п. Ситуация предлагается детям как идея, а саму историю дети сочиняют сами. Знание того, что можно сделать при столкновении с опасными и страшными ситуациями, поможет ребенку преодолеть напряжение и начать действовать для того, чтобы избежать чувства страха или наказания. Родителям предлагается проигрывать дома ситуации из реальной жизни, например, откроет ли ребенок дверь по звонку. Возможно проговаривание различных ситуаций, например, «Незнакомый человек, предлагает покататься на машине». Психоэмоциональное состояние детей во многом зависит и от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня, жизнь в заданном ритме должна оказывать положительное воздействие на состояние ребенка. Режим дня в дошкольном учреждении должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, желание родителей приводить и забирать детей в удобное для них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости. Такой режим принято называть гибким, в нем продумана система быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию. В дошкольном учреждении должна быть разработана система общей и индивидуальной психологической защиты детей. Надежным показателем верно выбранных средств психологической безопасности служит хорошее, бодрое настроение детей, проявляемые ими чувства радости, уверенности. Индивидуальная программа психологической защиты выстраивается в зависимости от личностных особенностей ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье. СУЩЕСТВУЕТ НЕМАЛО ПРОГРАММ обеспечения психологической безопасности личности ребенка в детском саду. Например:
Безусловно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, — основа жизнеспособности ребенка. И ему в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Забота о психологическом здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра. 2. пройти опросник психического здоровья. АУТОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ (В. А. Ананьев) Инструкция. Постарайтесь искренне ответить на предложенные в перечне вопросы. Ответ «да» оценивается тремя баллами, ответ «нет» — одним. Надеемся, что ваши ответы помогут вам глубже заглянуть в себя, поразмышлять над тем, что в себе можно изменить, что стоит приобрести, от чего избавиться. Надо помнить, что данный опросник предназначен не столько для того, чтобы дать количественную оценку «зрелости» вашей личности, что в принципе невозможно, сколько для того, чтобы сделать тест средством самоанализа на пути самосовершенствования. Текст опросника:
стереотипам. -1 32. Вы знаете, откуда черпать силы и вдохновение, и умеете это делать. -3 33. Вы смиряетесь с неизбежным, с тем, что уже произошло. -3 34. Вы не уходите от жизни различными способами, а предпочитаете иметь дело с действительностью, какой бы она ни была. -3 35. Вы не критикуете других, не разобравшись в сути дела. -1 36. Вы терпеливы, потому что знаете: рана заживает постепенно. -3 37. Вы не выходите из себя и не «бьетесь головой о стену» по пустякам. -1 38. Мораль для вас определяется собственным опытом, а не чужим мнением. -3 39. Вы всегда просите о помощи, когда осознаете, что в ней нуждаетесь. -3 40. Вы составляете разумный план и реализуете промежуточные цели на пути к главной. -3 =88 Интерпретация; Суммируйте баллы. По сумме определите свою ступень на лестнице «взросления личности».
Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. — СПб.: Речь, 2007. — 320с. (96-97).
|