Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие эмоционального интеллекта с помощью арт-терапии
Психология
Автор: Свойкина Алеся Владимировна   
19.11.2022 13:59

Развитие эмоционального интеллекта с помощью арт-терапииРазвитие эмоционального интеллекта с помощью арт-терапии

В настоящее время растет количество детей с эмоциональными нарушениями, прежде всего это связано с нестабильной экологической обстановкой, негативным воздействием средств массовой информации, разобщенностью детей, их неумением общаться между собой. Современные дети стали менее восприимчивы к чувствам и эмоциям других людей.

Исследования показывают, что успех в жизни не зависит от одного показателя IQ. Чтобы состояться как личность, нужны хорошие эмоциональные способности. Эмоционально-личностная стабильность способствует успеху, физическому и психическому здоровью и более высокому качеству взаимоотношений. Было выявлено, что люди с высоким IQ не способны выполнять задачи из-за того, что ими управляют чувства, а не разум. Так появился термин «эмоциональный интеллект».

 

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решений практических задач. Его подразделяют на низкий и высокий ЭИ.

Дети с низко развитым эмоциональным интеллектом проявляют агрессию, низкая успеваемость и концентрация внимания, отсутствует интерес к учёбе, затруднение в осознании и определении собственных эмоций, повышение риска возникновения психосоматических заболеваний. Дети же с высоко развитым эмоциональным интеллектом проявляют эмпатию и понимают чувства других, более успешно протекает адаптация, в большей степени удовлетворены своей школьной жизнью, низкий уровень тревожности, могут управлять эмоциями.

Низкий ЭИ отражается в неуверенности в себе, чрезмерной самокритике и сложностях в общении с людьми — всем том, что мешает людям эффективно работать. Высокий же уровень ЭИ выражается в четырех признаках.

  1. Общение. Умеете ли вы и ваш ребенок слушать и ясно выражать свои мысли? Положительные ответы на эти вопросы — признаки хорошо развитой стороны эмоционального интеллекта. Если эта сторона ЭИ близится к идеалу, вы должны не только говорить и слышать, но и уметь объяснить свои ожидания, улаживать конфликты и вдохновлять других.
  2. Понимание или эмпатия. Насколько хорошо вы улавливаете настроение других? Часто ли у вас возникает недопонимание в общении? Специалисты в области эмоционального интеллекта утверждают, что люди с высоким ЭИ отлично ощущают себя в группе и быстро понимают эмоциональные посылы других ее участников. Поэтому ни конфликтов, ни недопонимания при работе в коллективе у них не возникает.
  3. Самопознание. Признаком высокого эмоционального интеллекта является и знание сильных и слабых сторон своего «я» и умение уживаться с ними.
  4. Управление эмоциями. Преодоления ситуаций, в которых эмоции берут верх. Вершина ЭИ — это не только знать свои эмоции, но и уметь ими управлять.

Высокий уровень ЭИ помогает во многих жизненных ситуациях: сдать сложный экзамен, найти общий язык с одноклассниками в трудном возрасте, закончить школу, поступить в вуз. Он помогает не поддаваться стрессу, а значит и не «терять» из-за него знания во время контрольных, ЕГЭ и сессий.

Если у детей младшего возраста относительно простые эмоциональные задачи (что такое хорошо, что плохо, что делать, если я расстроен, почему я грущу или злюсь), то у подростков все сложнее. В «трудном» возрасте их эмоции меняются, а каждая ситуация кажется новой.

Подростки предпочитают занятия, которые не нагружают мозг, предпочитают виртуальное общение, заботятся о своем здоровье, не читают книг. Если подросток не читает книги, то у него не развивается воображение, наблюдается низкий уровень словарного запаса, а также недостаточно формируется умение понять свои эмоции, управлять ими, правильно их выражать, понимать чувства окружающих, проявлять сочувствие. Исходя из результатов исследований, можно сделать акцент на необходимость развития эмоционального интеллекта подростков.

Методики диагностики эмоционального интеллекта

  1. Методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта.
  2. Методики, основанные на самоотчете и самооценке испытуемых.
  3. Методики «мульти-оценщики»: тесты, которые должен заполнить не только испытуемый, но и 10-15 знакомых ему людей, проставляющих баллы его эмоциональному интеллекту.

Хорошим инструментом для развития ЭИ является арт-терапия.

Арт-терапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Арт-терапия с её принципами формами работы вполне соответствует концепции сопровождения, а потому она легко «вписывается» в систему работы с детьми из неблагополучных семей.

Ценность применения арт-терапии в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д..

Наиболее часто используются следующие виды арт-терапии в зависимости от характера творческой деятельности и её продукта: рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве, сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия.

РИСУНОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Основанная на изобразительном искусстве.

Типы изображений, значимых для формирования эмоционального поведения школьника:

  • каракули: бесформенные и хаотические линии, примитивные незавершенные формы;
  • схемы и полусхемы: стереотипные изображения;
  • пиктограммы: схемы, обогащенные выражением индивидуальности ребенка, его позиции по отношению к миру;
  • художественные образы, обладающие эмоциональной ценностью, обеспечивающие переживания без дополнительных разъяснений.

Выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности ребенка, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Ребенку должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Как правило, в начале работы дети предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. Выбор этих средств может быть связан с потребностью в психологической защищённости

Краски смешиваются и создают разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний пациента и различных аспектов его опыта. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение.

БИБЛИОТЕРАПИЯ

Литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.

  • дает возможность активизировать чувства;
  • учит преодолевать неблагоприятные установки и отношения;
  • помогает улучшать эмоциональное состояние;
  • является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

ДРАМАТЕРАПИЯ

Метод использующий разнообразные формы драматического самовыражения: ✓сценические; ✓ролевые; ✓ актерские; ✓импровизационные техники. Только во взаимодействии-диалоге ребенок может реально осознать значимость своей личности и свое влияние на другого человека.

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

  • выражение своих эмоции через танец;
  • способствует развитию мышц, позволяя школьнику тратить энергию, которой у него просто в избытке;
  • движения под музыку оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие;
  • движения под музыку создают благоприятную основу для совершенствования эмоционального интеллекта.

Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности.

Мы живем и учимся, и одна из вещей, которой мы научаемся — уравновешивать эмоции и разум. Управление собой – это умение человека выбрать среди возможных эмоций ту, которая поможет ему эффективно взаимодействовать с людьми.

Список литературы:

  1. Андреева И.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта в процессе психологического тренинга.: СПб: СПбИУиП, 2019.
  2. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 2007
  3. Бредберри Т., Гривз Д. Эмоциональный интеллект: Самое важное. М.: ACT., 2018.
  4. Вачков И. В. Еще раз о месте психолога в школе / И. В. Вачков // Школьный психолог. – 2018.
  5. ГоулманД. Эмоциональный интеллект. М.: ACT, 2018.
  6. Зарипова Ю. Р. Поверь в себя: Программа психологической помощи подросткам / Ю. Р. Зарипова. – М.: Чистые пруды, 2017
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Т. М. Грабенко. — СПб.: Речь, 2013
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год