Развитие эмоционального интеллекта с помощью арт-терапии |
Психология | |||
Автор: Свойкина Алеся Владимировна | |||
19.11.2022 13:59 | |||
Развитие эмоционального интеллекта с помощью арт-терапии В настоящее время растет количество детей с эмоциональными нарушениями, прежде всего это связано с нестабильной экологической обстановкой, негативным воздействием средств массовой информации, разобщенностью детей, их неумением общаться между собой. Современные дети стали менее восприимчивы к чувствам и эмоциям других людей. Исследования показывают, что успех в жизни не зависит от одного показателя IQ. Чтобы состояться как личность, нужны хорошие эмоциональные способности. Эмоционально-личностная стабильность способствует успеху, физическому и психическому здоровью и более высокому качеству взаимоотношений. Было выявлено, что люди с высоким IQ не способны выполнять задачи из-за того, что ими управляют чувства, а не разум. Так появился термин «эмоциональный интеллект».
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решений практических задач. Его подразделяют на низкий и высокий ЭИ. Дети с низко развитым эмоциональным интеллектом проявляют агрессию, низкая успеваемость и концентрация внимания, отсутствует интерес к учёбе, затруднение в осознании и определении собственных эмоций, повышение риска возникновения психосоматических заболеваний. Дети же с высоко развитым эмоциональным интеллектом проявляют эмпатию и понимают чувства других, более успешно протекает адаптация, в большей степени удовлетворены своей школьной жизнью, низкий уровень тревожности, могут управлять эмоциями. Низкий ЭИ отражается в неуверенности в себе, чрезмерной самокритике и сложностях в общении с людьми — всем том, что мешает людям эффективно работать. Высокий же уровень ЭИ выражается в четырех признаках.
Высокий уровень ЭИ помогает во многих жизненных ситуациях: сдать сложный экзамен, найти общий язык с одноклассниками в трудном возрасте, закончить школу, поступить в вуз. Он помогает не поддаваться стрессу, а значит и не «терять» из-за него знания во время контрольных, ЕГЭ и сессий. Если у детей младшего возраста относительно простые эмоциональные задачи (что такое хорошо, что плохо, что делать, если я расстроен, почему я грущу или злюсь), то у подростков все сложнее. В «трудном» возрасте их эмоции меняются, а каждая ситуация кажется новой. Подростки предпочитают занятия, которые не нагружают мозг, предпочитают виртуальное общение, заботятся о своем здоровье, не читают книг. Если подросток не читает книги, то у него не развивается воображение, наблюдается низкий уровень словарного запаса, а также недостаточно формируется умение понять свои эмоции, управлять ими, правильно их выражать, понимать чувства окружающих, проявлять сочувствие. Исходя из результатов исследований, можно сделать акцент на необходимость развития эмоционального интеллекта подростков. Методики диагностики эмоционального интеллекта
Хорошим инструментом для развития ЭИ является арт-терапия. Арт-терапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Арт-терапия с её принципами формами работы вполне соответствует концепции сопровождения, а потому она легко «вписывается» в систему работы с детьми из неблагополучных семей. Ценность применения арт-терапии в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д.. Наиболее часто используются следующие виды арт-терапии в зависимости от характера творческой деятельности и её продукта: рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве, сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия. РИСУНОЧНАЯ ТЕРАПИЯ Основанная на изобразительном искусстве. Типы изображений, значимых для формирования эмоционального поведения школьника:
Выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности ребенка, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Ребенку должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Как правило, в начале работы дети предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. Выбор этих средств может быть связан с потребностью в психологической защищённости Краски смешиваются и создают разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний пациента и различных аспектов его опыта. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение. БИБЛИОТЕРАПИЯ Литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.
ДРАМАТЕРАПИЯ Метод использующий разнообразные формы драматического самовыражения: ✓сценические; ✓ролевые; ✓ актерские; ✓импровизационные техники. Только во взаимодействии-диалоге ребенок может реально осознать значимость своей личности и свое влияние на другого человека. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности. Мы живем и учимся, и одна из вещей, которой мы научаемся — уравновешивать эмоции и разум. Управление собой – это умение человека выбрать среди возможных эмоций ту, которая поможет ему эффективно взаимодействовать с людьми. Список литературы:
|