Развитие у дошкольников с задержкой психического развития сенсомоторных навыков по средствам игрового набора психолога «Приоритет» |
Психология | |||
Автор: Горяинова Виктория Васильевна | |||
15.11.2022 04:45 | |||
Развитие у дошкольников с задержкой психического развития сенсомоторных навыков по средствам игрового набора психолога «Приоритет» Горяинова Виктория Васильевна, педагог – психолог МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №10 с. Таврово Белгородского района Белгородской области" «Если ребенок в детстве не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать» Л. Н. Толстой. Одной из главных задач современного мира является воспитание всесторонне развитого человека. Дошкольный возраст это важный период для того, чтобы заложить «фундамент» для формирования личности и развития всех познавательных процессов. В некоторых случаях развитие детей осложняется различными негативными влияниями, что влечет за собой задержку в психическом развитии. И ни для кого не секрет, что с каждым годом в дошкольные учреждения поступает все большее количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что задержка психического развития ограничивает, затрудняет, либо исключает возможность своевременного развития у ребенка конструктивной деятельности, что очень сказывается на ограничении развития конструктивного праксиса. Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, и развитие моторной сферы. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Для полноценного и углубленного сенсомоторного развития детей с задержкой психического развития, необходимо комплексное сопровождение сразу всеми специалистами. В нашем дошкольном учреждении так же посещают дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания выстраивается с позиции системного, комплексного подхода. В связи с этим специалисты дошкольной организации для становления психических функций создают специальные психолого – педагогические условия, необходимые для формирования познавательной деятельности в целом, так и сенсомоторных навыков в частности. Сенсомоторное развитие у дошкольников с ЗПР находиться на низком уровне и имеет следующие недостатки, связанные с особенностями их развития:
- нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Огромной помощью педагогу – психологу, учителю — дефектологу, учителю логопеду, педагогам детского учреждения, работающим с детьми с задержкой психического развития, стало включение в деятельность игрового набора психолога «Приоритет». Набор психолога предназначен для развивающей и коррекционной работы с детьми, а так же организации инклюзивной образовательной среды при работе с детьми с ОВЗ. Главное достоинство игрового набора психолога «Приоритет» заключается в его многофункциональности. Набор состоит из 7 модулей, разнообразные элементы модулей позволяют сформировать образ предмета или явления, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, кинетических). Педагогами ДОУ разработана система индивидуальных, коллективных, групповых игровых игр и упражнений. Все игры и упражнения разные по уровню сложности, обучение начинается с более легких, постепенно осуществляется переход к более сложным вариантам игр. Наиболее эффективным в организации обучения оказалось последовательное освоение разных форм — свободное конструирование, представление о геометрических формах, цвете и размере, способности к классификации. При переходе дошкольников к каждой новой форме не отменял прежние, а основывался на них и способствовал их развитию. Учитывая особенности детей с ЗПР, на первом этапе обучения, постепенно усложнялось. Для развития сенсомоторных навыков, чаще всего используются модули "Геометрические фигуры", "Схожее и различное", "Пространственные объекты", "Движение на плоскости", "Хватательные движения", «Навыки письма» которые позволяют формировать у детей представления о геометрических фигурах, способность к классификации, развивать пространственные отношения, формировать навык создания симметричных узоров, развивать содружественные движения глаз и руки, пальцев правой и левой рук, координацию внимания. Работая с игровым набором психолога «Приоритет» сложилось положительное мнение. Разработана система индивидуальных, коллективных, групповых игровых игр и упражнений. Все игры и упражнения разные по уровню сложности от более легких, к более сложным. Работать с игровым набором дошкольники могут как индивидуально, так и подгруппами. Работу с любым набором игровых средств надо начинать с изучения каждой детали, нужно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность. Важно отметить, что взаимодействие ребенка в процессе обследования с множеством красочных и приятных на ощупь игровых элементов вызывает у дошкольников интерес, повышает их познавательную и конструктивную активность. Этим самым дети учатся исследовать, сравнивать, классифицировать, учатся использовать полученный опыт. Ребенок видит результат своего труда, его самооценка повышается. Все игровые пособия находятся в зоне доступа ребенком. Дети самостоятельно могут выбрать игру. Занимаются с ней в индивидуальном темпе, сами выбирают нагрузку и решают, когда им переключиться с одного задания на другое. В результате чего дети с ЗПР становятся более самостоятельными. Важно, что мышление детей с ЗПР в процессе сенсомоторной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. В процессе развивается мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании интеллектуальных способностей. Работать с игровым набором дети с ЗПР могут как индивидуально, так и подгруппами. На начальном этапе детей знакомим с каждой деталью, важно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность. Взаимодействие ребенка в процессе обследования с множеством красочных и приятных на ощупь игровых элементов вызывает у дошкольников интерес, повышает их познавательную и конструктивную активность. На следующем этапе дети учатся сравнивать фигуры по сенсорным признакам (цвет, форма и величина), классифицировать. Переход дошкольников к каждой новой форме не отменяет использование прежних, а основывается на них и способствует их развитию. «Узнай фигуру», «Познакомимся с формами», «Сложи фигуру», «Отыщи бусину», «Продолжи бусы», «Угадай-ка», «Вспомни фигуры», «Узнай на ощупь». На заключительном этапе дети учатся понимать и выполнять инструкцию. Наиболее эффективным в организации обучения оказалось последовательное освоение разных форм конструирования — конструирование по образцу, конструирование по условиям, по теме, конструирование по замыслу. Важно также научить дошкольников с ЗПР использовать полученный опыт в сознательной, целенаправленной работе по созданию разных объектов конструирования. Самостоятельно созданные постройки, узоры, лабиринты вызывают положительные эмоции у детей, а сменяемость игрового материала позволяет детям многократно выполнять одну и туже инструкцию, не вызывая их раздражение. «Повтори узор», «Узор», «Найди лишнее», «Лабиринты на дорожке», «Построй букву», «Придумай дорогу», «Построй две пирамиды», «Распредели бусины», «Цветные узоры», «Похожи — не похожи», «Пестрые ряды», «Хоккейный матч», «Графический диктант». Таким образом, игровой набор "Приоритет" является эффективным средством развития сенсомоторных навыков у дошкольников с ЗПР, позволяет сделать коррекционные занятия интересными и увлекательными. Литература
|