Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие у дошкольников с задержкой психического развития сенсомоторных навыков по средствам игрового набора психолога «Приоритет»
Психология
Автор: Горяинова Виктория Васильевна   
15.11.2022 04:45

Развитие у дошкольников с задержкой психического развития сенсомоторных навыков по средствам игрового набора психолога «Приоритет»Развитие у дошкольников с задержкой психического развития сенсомоторных навыков по средствам игрового набора психолога «Приоритет»

Горяинова Виктория Васильевна, педагог – психолог МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №10 с. Таврово Белгородского района Белгородской области"

«Если ребенок в детстве не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать»

Л. Н. Толстой.

Одной из главных задач современного мира является воспитание всесторонне развитого человека. Дошкольный возраст это важный период для того, чтобы заложить «фундамент» для формирования личности и развития всех познавательных процессов. В некоторых случаях развитие детей осложняется различными негативными влияниями, что влечет за собой задержку в психическом развитии.

 Скачать конспект

И ни для кого не секрет, что с каждым годом в дошкольные учреждения поступает все большее количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что задержка психического развития ограничивает, затрудняет, либо исключает возможность своевременного развития у ребенка конструктивной деятельности, что очень сказывается на ограничении развития конструктивного праксиса.

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, и развитие моторной сферы. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Для полноценного и углубленного сенсомоторного развития детей с задержкой психического развития, необходимо комплексное сопровождение сразу всеми специалистами.

В нашем дошкольном учреждении так же посещают дети с задержкой психического развития.

Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания выстраивается с позиции системного, комплексного подхода. В связи с этим специалисты дошкольной организации для становления психических функций создают специальные психолого – педагогические условия, необходимые для формирования познавательной деятельности в целом, так и сенсомоторных навыков в частности.

Сенсомоторное развитие у дошкольников с ЗПР находиться на низком уровне и имеет следующие недостатки, связанные с особенностями их развития:

  • нечеткость структуры образа
  • нечеткость и неустойчивость замысла
  • нечеткое представление о цвете, форме, размере
  • нечеткое положение в пространстве

- нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать.

Огромной помощью педагогу – психологу, учителю — дефектологу, учителю логопеду, педагогам детского учреждения, работающим с детьми с задержкой психического развития, стало включение в деятельность игрового набора психолога «Приоритет». Набор психолога предназначен для развивающей и коррекционной работы с детьми, а так же организации инклюзивной образовательной среды при работе с детьми с ОВЗ. Главное достоинство игрового набора психолога «Приоритет» заключается в его многофункциональности. Набор состоит из 7 модулей, разнообразные элементы модулей позволяют сформировать образ предмета или явления, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, кинетических). Педагогами ДОУ разработана система индивидуальных, коллективных, групповых игровых игр и упражнений. Все игры и упражнения разные по уровню сложности, обучение начинается с более легких, постепенно осуществляется переход к более сложным вариантам игр.

Наиболее эффективным в организации обучения оказалось последовательное освоение разных форм — свободное конструирование, представление о геометрических формах, цвете и размере, способности к классификации. При переходе дошкольников к каждой новой форме не отменял прежние, а основывался на них и способствовал их развитию. Учитывая особенности детей с ЗПР, на первом этапе обучения, постепенно усложнялось.

Для развития сенсомоторных навыков, чаще всего используются модули "Геометрические фигуры", "Схожее и различное", "Пространственные объекты", "Движение на плоскости", "Хватательные движения", «Навыки письма» которые позволяют формировать у детей представления о геометрических фигурах, способность к классификации, развивать пространственные отношения, формировать навык создания симметричных узоров, развивать содружественные движения глаз и руки, пальцев правой и левой рук, координацию внимания.

Работая с игровым набором психолога «Приоритет» сложилось положительное мнение. Разработана система индивидуальных, коллективных, групповых игровых игр и упражнений. Все игры и упражнения разные по уровню сложности от более легких, к более сложным.

Работать с игровым набором дошкольники могут как индивидуально, так и подгруппами. Работу с любым набором игровых средств надо начинать с изучения каждой детали, нужно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность. Важно отметить, что взаимодействие ребенка в процессе обследования с множеством красочных и приятных на ощупь игровых элементов вызывает у дошкольников интерес, повышает их познавательную и конструктивную активность. Этим самым дети учатся исследовать, сравнивать, классифицировать, учатся использовать полученный опыт. Ребенок видит результат своего труда, его самооценка повышается.

Все игровые пособия находятся в зоне доступа ребенком. Дети самостоятельно могут выбрать игру. Занимаются с ней в индивидуальном темпе, сами выбирают нагрузку и решают, когда им переключиться с одного задания на другое. В результате чего дети с ЗПР становятся более самостоятельными.

Важно, что мышление детей с ЗПР в процессе сенсомоторной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. В процессе развивается мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании интеллектуальных способностей.

Работать с игровым набором дети с ЗПР могут как индивидуально, так и подгруппами. На начальном этапе детей знакомим с каждой деталью, важно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность. Взаимодействие ребенка в процессе обследования с множеством красочных и приятных на ощупь игровых элементов вызывает у дошкольников интерес, повышает их познавательную и конструктивную активность.

На следующем этапе дети учатся сравнивать фигуры по сенсорным признакам (цвет, форма и величина), классифицировать. Переход дошкольников к каждой новой форме не отменяет использование прежних, а основывается на них и способствует их развитию. «Узнай фигуру», «Познакомимся с формами», «Сложи фигуру», «Отыщи бусину», «Продолжи бусы», «Угадай-ка», «Вспомни фигуры», «Узнай на ощупь».

На заключительном этапе дети учатся понимать и выполнять инструкцию. Наиболее эффективным в организации обучения оказалось последовательное освоение разных форм конструирования — конструирование по образцу, конструирование по условиям, по теме, конструирование по замыслу. Важно также научить дошкольников с ЗПР использовать полученный опыт в сознательной, целенаправленной работе по созданию разных объектов конструирования. Самостоятельно созданные постройки, узоры, лабиринты вызывают положительные эмоции у детей, а сменяемость игрового материала позволяет детям многократно выполнять одну и туже инструкцию, не вызывая их раздражение. «Повтори узор», «Узор», «Найди лишнее», «Лабиринты на дорожке», «Построй букву», «Придумай дорогу», «Построй две пирамиды», «Распредели бусины», «Цветные узоры», «Похожи — не похожи», «Пестрые ряды», «Хоккейный матч», «Графический диктант».

Таким образом, игровой набор "Приоритет" является эффективным средством развития сенсомоторных навыков у дошкольников с ЗПР, позволяет сделать коррекционные занятия интересными и увлекательными.

Литература

  1. Особенности игровой деятельности у дошкольников с ЗПР / Алпатикова С.В. // Молодой ученый. 2018. №50. С. 309-310. Источник: https: //moluch. ru/archive/236/54721/ (дата обращения: 05. 04. 2020).
  2. Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Российская Газета // Источник: https: //rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html.
  3. Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича / Отдел по образованию Кобринского РИК // Источник: http://kobrin.edu. by/ru/main. aspx? guid=64401.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год