Семья как важное звено в формировании самооценки у детей старшего дошкольного возраста |
Психология | |||
Автор: Сафаралиева Разият Айнудиновна | |||
14.11.2022 11:39 | |||
Семья как важное звено в формировании самооценки у детей старшего дошкольного возраста Сафаралиева Разият Айнудиновна Педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 30 «Кораблик» Корсаковского городского округа Сахалинской области Аннотация: В статье представлены результаты исследования влияния родителей на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. Дана характеристика теоретических подходов к исследованию самооценки у детей дошкольного возраста. Определены проблемы влияния семейного воспитания на самооценку личности ребенка. Предложены рекомендации для формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования – на основании изученных материалов выявить проблемы формирования самооценки детей, обусловленные стилем семейного воспитания. Задачи исследования: изучить работы, посвященные самооценке детей и семейному воспитанию; определить наиболее значимые аспекты исследования; провести анализ существующих научных позиций, на основании чего сделать собственные выводы и внести предложения для решения выявленных проблем. Новизна исследования заключается в формировании авторской позиции на спорные вопросы самооценки детей и семейного воспитания, в предложении макета психолого-педагогической программы по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста, который может послужить основой для разработки подобных программ в дошкольных учреждениях.
Ключевые слова: самооценка, дети дошкольного возраста, типы самооценки, уровень самооценки, адекватность самооценки, формирование самооценки, родители, стили семейного воспитания, проблемы семейного воспитания, психолого-педагогическая программа. Актуальность темы исследования заключается в том, что старшему дошкольному возрасту принадлежит особая роль в психическом развитии ребенка. В данный жизненный период происходит формирование новых психологических механизмов деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, происходит осознание возможностей своих действий, т.е. начало формирования самооценки. Наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители, однако не всегда родители занимают правильную позицию в воспитании своих детей, что может сказаться на всей дальнейшей жизни ребенка. Поскольку формирование самооценки имеет значение для успешности жизни человека, как в профессиональном, так и в личном плане, а ее основы закладываются в детстве, необходимо изучение существующих проблемных вопросов для совершенствования деятельности в данной области. В психолого-педагогической литературе, посвященной изучению вопроса самооценки, даются разные определения ее понятия и факторов ее формирования и развития. На основании анализа научных трудов по данной теме можно выделить основные подходы в рассматриваемой области:
Имеется множество работ, посвященных семейному воспитанию и его влиянию на самооценку ребенка. При изучении подобных работ определены следующие важные аспекты:
В целом, среди ученых уже общепризнанным является признание семьи, как важного места формирования самооценки ребенка. Многие авторы обращаются к проблемам семейного воспитания, влияющим на самооценку личности ребенка. Однако в литературе по данному поводу встречаются различные позиции, что требует проведения их критического анализа и формирования своей авторской позиции о роли родителей в формировании самооценки детей дошкольного возраста. Проблемы влияния семейного воспитания на самооценку личности ребенка Ребенок оценивает себя так, как оценивают его окружающие, и прежде всего родители. Именно от родителей зависит формирование у ребенка определенных личностных ценностей, идеалов, эталоны, на которые следует равняться. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа «Я» [4, с. 49]. В определении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают три основных типа: 1) дети с положительной самооценкой, для которой характерно самоуважение, положительное отношения ко всему, что входит в круг представлений о самом себе; 2) дети с отрицательной самооценкой, что находит выражение в неприятии себя, самоотрицании, плохом отношении к собственной личности; 3) дети с неадекватно завышенной самооценкой, которые не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, не осознают своих неудач, склонны к демонстративности и доминированию [3, с. 322]. Большинство ученых сходятся во мнении, что адекватная (положительная) самооценка дает детям возможность раскрывать свои способности, стремиться к успеху, тогда как дошкольники с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малоинициативны, выбирают заранее простые задачи, чтобы избежать неудач [3; 20]. Что касается детей с завышенной самооценкой, то здесь учеными высказываются различные мнения. Так, например, Т.Н. Кочеткова считает, что завышенная самооценка, как и адекватная, является наиболее благоприятной для развития старшего дошкольника, поскольку ребенок чувствует свою значимость в семье, в то время как заниженная самооценка формируется в ситуации эмоциональной отстраненности, сложного психологического климата в семье [8, с. 96]. Высказывается и противоположная точка зрения о том, что при завышенной самооценке ребенок не может найти общий язык со сверстниками, потому что считает себя выше и лучше других. В общении с взрослыми такой ребенок также не может найти компромисс, поскольку считает, что все вокруг должны отодвинуть свои желания на последний план и заняться его персоной. Ученые, придерживающиеся данной позиции, считают, что из такого ребенка вырастает эгоист, который никогда не будет считаться с мнением других людей, всегда будет действовать лишь в своих интересах [14, с. 162]. Некоторые авторы, в целом критически относясь к завышенной самооценке ребенка, признают, что на практике, когда малыш получает лишь только негативные оценки своих поступков, к нему предъявляются излишне завышенные притязания со стороны взрослых, то завышенное самомнение может выполнять защитную функцию [3, с. 323]. Оценив различные мнения, следует признать, что для ребенка вредны, как и отсутствие критики со стороны родителей, так и чрезмерная строгость, когда замечания родителей носят исключительно негативный характер. В первом случае происходит формирование неадекватно завышенной, а во втором случае заниженной самооценки. И в том, и в другом примере у ребенка не развивается способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки. Что говорит о важности формирования именно адекватной положительной самооценки. Поскольку самооценка ребенка в значительной степени зависит от стиля семейного воспитания, то следует дать характеристику различных типов данного стиля и их влияние на самооценку детей. Наиболее часто используемой считается классификация Д. Баумринд [1], включающая следующие типы:
Данная классификация была дополнена такими учеными, как Э. Маккоби и Дж. Мартин, которые выделили еще один тип стиля семейного воспитания – индифферентный [9, с. 17]. Введение данного стиля воспитания в классификацию следует признать целесообразным, поскольку в нем характеризуется самое неблагоприятное поведение родителей, когда полностью отсутствует контроль со стороны родителей, по отношению к ребенку проявляется родительское отчуждение, а не любовь. В семьях с подобным стилем воспитания со стороны родителей происходит преимущественно удовлетворение первичных потребностей ребенка (еда, одежда, крыша над головой). Поскольку родители не принимают участия в жизни ребенка, то о его проблемах они узнают от посторонних людей (учителей, инспекторов по делам несовершеннолетних). В то же время в ходе изучения стилей семейного воспитания родителей старших дошкольников данный стиль семейного воспитания не был выявлен [12, с. 156]. Думается, что это не свидетельствует об отсутствии данного стиля воспитания, поскольку его негативные последствия проявятся позднее, в большей степени в подростковом возрасте, хотя началом влияния на личность ребенка будет являться именно дошкольный возраст. Опасность подобного стиля воспитания том, что у ребенка формируется низкая самооценка, чрезмерная эмоциональность или, наоборот, холодность, появляются предпосылки к асоциальному поведению. Данную классификацию на основании работ зарубежных авторов можно добавить еще одним стилем семейного воспитания – сверхвключенное родительство, при котором родители чрезмерно сконцентрированы на своих детях, они берут на себя значительную часть ответственности за опыт своих детей, в частности, за их успехи и неудачи. Такие родители чрезмерно защищают своих детей и излишне стараются сделать их самих и их жизнь лучше [15, с. 16]. По данным зарубежных исследований феномен родительской включенности в первую очередь оценивается положительно в силу благоприятного воздействия на когнитивные и психосоциальные показатели развития ребенка [25, с. 396]. Психологи подчеркивают ценность поддержки детского обучения именно родителями, однако сходятся во мнении, что не всякая родительская вовлеченность благоприятно влияет на психологическое состояние ребенка. В последние годы феномен «сверхвключенности» ( «overparenting») подвергался неоднократному анализу, при этом состав его характеристик до конца не определен. Несмотря на то, что в большинство исследований посвящено изучению этого феномена в среде американских родителей, можно говорить о его глобальности. «Overparenting» — широкий термин, имеющий аналоги в разных языках, а различия терминов обусловлены местными культурными особенностями. В англоязычных странах для описания сверхвключенного стиля родительства чаще всего используется «helicopter parenting» (дословно – вертолетное родительство). Подобно вертолетам, такие родители «парят» над своими детьми, в любой момент готовы броситься им на помощь и решить любую проблему, с которой может столкнуться их ребенок [15, с. 17]. Изучение данного феномена, проведенного группой зарубежных исследователей, показало, что при проявлении со стороны родителей повышенного участия в жизни детей, при применении неподходящих и малоадаптивных тактик воспитания не учитывается правомерная для конкретного возраста степень детской автономии [24, с. 251]. Большинство исследователей пришло кмвыводу о том, что повышенная включенность может быть полезной и адаптивной в малых дозах, но в больших дозах может быть разрушительна для развития ребенка, отсюда и термин «overparenting» (чрезмерное родительство) [21; 22]. Некоторые исследователи отмечают, что сверхвключенный тип родительства похож на каждый из трех перечисленных стилей: авторитарный (жесткие ограничения и правила; отсутствие автономности; родители преследуют свои цели), авторитетный (выражение любви и поддержки; гордость за успехи детей) и либеральный (низкий уровень спроса, но чуткое реагирование на потребности ребенка (со слов родителей) [23, с. 14]. Несмотря на то, что сверхвключенный тип имеет общие черты с каждым стилем воспитания по отдельности, он все равно остается уникальным феноменом. Проанализировав материалы исследований по данному стилю семейного воспитания можно сделать вывод о том, что родители сверхвключенного типа преследуют благородные цели, пытаются выбрать подходящую стратегию воспитания, однако данный стиль воспитания может привести к формированию неадекватной самооценки ребенка, как заниженной, так и завышенной. Думается, что в данном случае будет играть решающую роль то, какой из стилей будет превалировать в сверхвключенном родительстве. Так, если, несмотря на чрезмерную включенную в жизнь детей, родители все же в большей мере придерживаются демократического стиля воспитания, то шансы воспитания ребенка в адекватной самооценкой возрастают. Рекомендации для формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста На современном этапе к актуальным задачам деятельности педагогов, психологов дошкольных учреждений относится работа с родителями, предполагающая дифференцированный подход к семьям разного типа. Необходимо отметить, что в реальной жизни нелегко встретить семью, которая придерживается только одного стиля воспитания. В зависимости от особенностей самих родителей, от ситуации каждый из родителей применяет тот или иной стиль воспитания (например, мама использует демократический стиль, а отец – авторитарный). Поэтому для более глубокого понимания вопроса влияния стиля семейного воспитания на самооценку личности ребенка важным является детальное рассмотрение всех нюансов: как складываются взаимоотношения в семье, кто является лидером в семье, сколько детей в семье, какие используются методы наказания и поощрения, сколько времени семья проводит вместе и насколько продуктивно их общение, и многие другие [18, с. 167]. Поэтому программа коррекции неадекватной самооценки ребенка должна включать занятия с родителями, позволяющие изменить неэффективный стиль воспитания. Родителям следует рекомендовать литературу для повышения их психолого-педагогической грамотности. Для решения выявленных проблем можно предложить макет психолого-педагогической программы «Развитие адекватной самооценки старших дошкольников», которая будет включать следующие задачи:
- создание ситуаций объективизации уровня притязаний старших дошкольников с завышенной самооценкой. В подобную программу необходимо включение авторских игр и упражнений с целью гармонизация оценки и самооценки старших дошкольников для более результативного познания ребенком самого себя и своих возможностей. Применение подобных программ на практике в рамках дошкольных учреждений может оказать положительное влияние на снижение неадекватно завышенного уровня самооценки, а также повышение неадекватного низкого уровня до адекватного. Проведенный анализ позиций ученых о сущности самооценки личности ребенка позволяет сделать вывод о том, что большинство авторов отмечают значение оценки личностью своих поступков, своего поведения, а также соотнесение их с поступками и поведением других. На формирование самооценки в значительной степени оказывает влияние из вне, где особая роль принадлежит родителям. Среди ученых общепризнанным является признание семьи, как важного места формирования самооценки ребенка, однако по некоторым вопросам высказываются противоположные мнения. Так, если при рассмотрении положительной и заниженной самооценки все авторы выказывают схожие точки зрения, то нет единства мнений о таком типе самооценки, как завышенная самооценка ребенка. Сделан вывод о том, что для ребенка вредны, как и отсутствие критики со стороны родителей, так и чрезмерная строгость, поскольку в обоих случаях формируется неадекватная самооценка. Проведенный анализ различных стилей семейного воспитания показал, что он оказывает существенное влияние на самооценку ребенка и личность в целом. В статье было уделено внимание сверхвключенному стилю семейного воспитания, исследованием которого недавно занялись зарубежные ученые. При рассмотрении данного стиля воспитания сделан вывод о том, что здесь решающая роль принадлежит тому, какой из стилей (авторитарный, демократический или либеральный) будет превалировать в сверхвключенном родительстве. На сегодняшний день тема сверхвключенности родителей в жизнь детей занимает особое место в зарубежных исследованиях. Можно предположить усиление исследовательского интереса к данной теме будет, как со стороны зарубежных, так и со стороны российских ученых. Перспективным направлением может стать изучение тех аспектов, которые пока еще недостаточно исследованы: отцовская включенность; влияние родительской сверхвключенности на детей младшего возраста; сравнительный анализ типов родительской вовлеченности, учитывающий культурные и социально-экономические аспекты. Для совершенствования формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста необходима совместная деятельность родителей и сотрудников дошкольных учреждений. Предложена психолого-педагогическая программа, которая может использоваться педагогами-психологами при необходимости решения проблемы развития адекватности самооценки старших дошкольников. Список литературы
|