Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование в коррекционной работе приемов межполушарного взаимодействия
Психология
Автор: Килина Ирина Юрьевна Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна   
28.09.2022 12:16

Использование в коррекционной работе приемов межполушарного взаимодействияИспользование в коррекционной работе приемов межполушарного взаимодействия

«Движение может заменить лекарство, но ни одно лекарство не заменит движения». Ж. Тассо.

Мозг имеет ключевое значение в организме. Он выполняет ряд важных функций.

Мозг человека выполняет высшую функцию — мышление. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи. Кроме того, головной мозг регулирует и координирует работу всех мышц человека.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. И причины корнями уходят глубоко в детство: практически вся детская обувь на липучках, нет шнуровок, дети руками уже не стирают, крупу не перебирают, пуговицы не пришивают, в уличные детские игры массово не играют.

 

В дошкольном и младшем школьном возрасте происходит интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации). В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Начинают вступать в строй высшие корковые уровни организации движений, что обеспечивает прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций.

Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Последнее является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Выполнение упражнений Гимнастики Мозга требует осмысленности и высокого уровня саморегуляции. Осуществление такого движения и доведение его до автоматизма возможно только при условии создания в коре головного мозга новых нейронных сетей, что в свою очередь расширяет резервные возможности мозга.

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20–35 мин. в день. Заниматься необходимо ежедневно, в доброжелательной обстановке. Упражнения можно выполнять в любом порядке и сочетании. Длительность занятий– 45–60 дней.

Упражнения должны проводиться в эмоционально-комфортной обстановке, если есть возможность под спокойную музыку. Все указания даются четко, спокойно. Дети могут выполнять упражнения стоя или сидя за столом. В случае, когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, упражнения рекомендуется применять перед началом работы. Для постепенного усложнения можно использовать ускорение темпа выполнения упражнения, и выполнение с закрытыми глазами (исключение зрительного контроля).

Двуручное рисование. Детям предлагается двумя руками одновременно провести по линиям проговаривая любой автоматизируемый звук. Или проговаривая чистоговорку с автоматизируемым звуком.

Одновременно двумя руками попросить ребенка выложить буквы цветными магнитами разными цветами или написать одновременно двумя руками простые слова. Одновременно показать и назвать букву, показать букву и картинку, которая начинается на заданный звук, одновременно рисовать, обводить пальчиками узор. Детям предлагается выложить одновременно двумя руками узоры из камней, пуговиц. Одновременно, двумя руками предлагается выложить буквы при дифференциации звуков, правой рукой – З, а левой Ж. Выложить картинки цветными крышками. Можно брать крышки одного цвета, а можно задание усложнить и попросить ребенка брать крышки разных цветов.

Игра «Поймай звук»

При дифференциации звуков, например С и Ш логопед ставит перед ребенком задачу, если он услышит звук С, то берет камушек зеленого цвета левой рукой, если услышит звук Ш – то красный камень — правой рукой. А если в слове встретятся два этих звука, то кладет камни двумя руками одновременно.

Игра: «Собери дорожку» Ребенку предлагается построить дорожки из крышек. Задача такая: Правой рукой делает дорожку из красных крышек, а левой рукой из синих.

Игры с пинцетом

Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять помпоны разного цвета и положить в нужную тарелочку. Например, левой рукой, зеленый, правой желтый помпон.

При дифференциации звуков в словах. Предложить ребенку правой рукой взять желтым цветом помпон, если в слове есть звук ж, левой рукой зеленым цветом помпон — если в слове звук З.

Игры с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку)

Например, на звук Ш отбить мяч правой рукой, на звук Ж левой.

Или прокатить мячик между ладоней, если звук Ш то сверху правая рука, если Ж – то левая.

Упражнения с использованием эспандеров.

Задания могут быть такими: — если услышишь звук Ш, сожми колечко правой рукой, если Ж– левой, если Ч то двумя руками.

- при проговаривании чистоговорок на автоматизацию звука, задается определенный ритм, который ребенок должен повторить, сжимая колечко.

- при определении места звука в слове, ребенку предлагается сжать правой рукой, если услышит звук в начале слова, и левой если звук находится в конце.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик коррекционного воздействия. Установлено, что систематическое выполнение кинезиологических упражнений способствует функциональному развитию головного мозга, увеличению количества невральных связей, улучшению памяти и внимания, приводят к стабильной динамике улучшения качества устной и письменной речи детей.

Эти методы не требуют материальных затрат, удобны в применении, органично вписываются в структуру занятий, а главное, дети выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным фактором для роста мотивации обучения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год