Методический практикум «Этапы и приемы развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста» на заседании службы психолого-педагогического сопровождения ДОУ |
Психология | |||
Автор: Котелянец Елена Геннадьевна | |||
03.10.2022 09:40 | |||
Методический практикум «Этапы и приемы развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста» на заседании службы психолого-педагогического сопровождения ДОУ Подготовила: Котелянец Е.Г., учитель-логопед МБДОУ «Золотой ключик», г. Ноябрьск Цель: способствовать овладению педагогами методами эффективного развития коммуникативных навыков общения детей. Задачи:
Теоретическая часть
Общение — это важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет навыками общения, будет зависеть его успешность в процессе взросления. Залогом этого является хорошая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, значит, происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе. Однако, уровень развития навыков общения у большинства современных дошкольников часто не соответствует возрастной норме. Главной причиной является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их живых способов общения. Общение взрослого с ребенком чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, чаще в виде замечаний, указаний. Также у современного ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Поэтому в первую очередь у дошкольников нужно развивать коммуникативные навыки, которые формируются в течение жизни, а наиболее сенситивным для этого является период дошкольного детства. Относительно недавно появилось понятие коммуникация, которое часто отождествляют с общением. Давайте разграничим эти определения. Коммуникация:
Что же такое общение? В современной педагогической и психологической литературе существует большое количество определений понятия «общение». В основном придерживаются понятия, которое даёт М.И. Лисина: «общение — это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата». Таким образом, коммуникация является информационной составляющей общения. Общение – это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров. В процессе такого активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, ребенок будет овладевать практическими речевыми навыками (которые в дальнейшем формируются в течение жизни): с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями, строить с людьми адекватные отношения. При этом отводится главная роль взрослому, который организует материальную и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Задача педагога состоит в том, чтобы вовлечь ребенка в содержание, по поводу которого происходит общение. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности любой деятельности дошкольника (учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и др.). Все достижения ребенка в любой деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи. В дошкольном возрасте развитие навыков общения происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры и поэтому является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
Однако, какого бы возраста ни был ребенок, важнейшей условием для совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Если сделать вывод, то с точки зрения речевой деятельности, чем должен владеть или что должен уметь ребенок, чтобы активно и полноценно общаться? Иметь хороший словарный запас, уметь задавать вопросы, составлять предложения, пользоваться невербальными средствами. Чтобы способствовать развитию навыков общения, в своей работе использую речевые коммуникативные игры. Какая бы задача ни ставилась в игре, в любом случае она будет способствовать положительному эмоциональному взаимодействию между ее участниками. Также важно, чтобы во всех играх и упражнениях педагог был равным участником, тогда дети будут расположены на продуктивное общение. Практическая часть 1. Этап — накопление и активизация словарного запаса и развитие словообразования. Упражнение «Ласковое имя» (образование существительных в уменьшительно-ласкательном значении). Каждому ребенку предлагается передавать из рук в руки мячик и при этом назвать ласковым именем соседа, сидящего справа, который должен поблагодарить говорящего. После первого круга упражнение выполняется в другую сторону (т. е. ласковым именем назвать теперь нужно соседа слева). Упражнение «Вежливые слова» вводит правила поведения в коллективе. Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Содержание. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно). Игра «Собери чемодан» Цель: развитие слухового восприятия. Детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо? Уложить одежду в чемодан: «Подумайте: что нужно взять с собой в дорогу?». Первый путешественник называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет. Третий повторяет, что назвал второй путешественник, и называет свой. И т. д. Условие: повторяться нельзя. 2. Этап — формирование умений и навыков использовать невербальные средства общения в различных ситуациях. На этом этапе используют элементы психогимнастики, которые помогают детям изображать и понимать различные эмоциональные состояния (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Также дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой. Упражнение «Опиши друга». Цель: развивать наблюдательность, внимание к окружающим людям, развивать умение составлять описательный рассказ по плану. Содержание. С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется. 3. Этап – развитие диалогической речи. Что лежит в основе диалога? (вопросы) Задача — научить ребенка самому получать информацию, т.е. учить задавать вопросы. Практическое обучение умению задавать вопросы мы начинаем, когда взрослый просит ребёнка задать вопрос другому ребёнку по образцу: «Костя, спроси у Толи с кем он пришел в детский сад». Костя подходит к Толе и, глядя в глаза, вежливо спрашивает: «Толя, с кем ты пришел в детский сад?» (педагог – ребёнок — ребёнок). Следующий шаг – взрослый выступает в роли отвечающего, (ребёнок – педагог) и наоборот (педагог – ребёнок). Цель следующего шага – самостоятельное общение детей (ребёнок — ребёнок). Педагог оказывает помощь на всех этапах общения. Сундучок Цель: учить детей задавать вопросы На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т.д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет». 4. Этап — развитие монологической речи (через составление рассказа). Что такое монолог? Монолог это рассказ. В основе диалога и монолога речи лежит умение детей составлять предложения. Игра «Комплимент» Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми, что он является частью коллектива. Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми. Игра «Хорошие новости» Дети садятся в круг. Каждый участник, передавая колючий мячик, делится своей хорошей новостью, начиная словами «У меня хорошая новость…» Магазин Цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично (развитие монологической речи) Возраст: 4-5 лет Один ребёнок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать. Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю. Рассказ по кругу Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения. Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и... ” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу. Шкатулка желаний На картоне разного цвета игроки рисуют свое желание. Картинки перемешиваются и складываются в сундучок. Затем раздаются игрокам. Каждый рассказывает, какое желание изобразил человек. В заключении хочется отметить, что при недостаточном общении темп формирования психических процессов, и в первую очередь речи, замедляется. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Поэтому необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных навыков. Совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит речь и опыт детей, но и способна смягчить или устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.
|