Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методический практикум «Этапы и приемы развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста» на заседании службы психолого-педагогического сопровождения ДОУ
Психология
Автор: Котелянец Елена Геннадьевна   
03.10.2022 09:40

Методический практикум «Этапы и приемы развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста» на заседании службы психолого-педагогического сопровождения ДОУМетодический практикум «Этапы и приемы развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста» на заседании службы психолого-педагогического сопровождения ДОУ

Подготовила: Котелянец Е.Г., учитель-логопед МБДОУ «Золотой ключик», г. Ноябрьск

Цель: способствовать овладению педагогами методами эффективного развития коммуникативных навыков общения детей.

Задачи:

  • Расширить представления педагогов о методах и приемах по организации и управлению коммуникативными играми.
  • Развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство педагогов.

Теоретическая часть

 

Общение — это важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет навыками общения, будет зависеть его успешность в процессе взросления. Залогом этого является хорошая речь.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, значит, происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе.

Однако, уровень развития навыков общения у большинства современных дошкольников часто не соответствует возрастной норме. Главной причиной является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их живых способов общения.

Общение взрослого с ребенком чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, чаще в виде замечаний, указаний. Также у современного ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Поэтому в первую очередь у дошкольников нужно развивать коммуникативные навыки, которые формируются в течение жизни, а наиболее сенситивным для этого является период дошкольного детства.

Относительно недавно появилось понятие коммуникация, которое часто отождествляют с общением. Давайте разграничим эти определения.

Коммуникация:

  • это процесс обмена информации посредством речи или иных знаковых систем;
  • это одна из сторон общения, его информационная составляющая.

Что же такое общение?

В современной педагогической и психологической литературе существует большое количество определений понятия «общение». В основном придерживаются понятия, которое даёт М.И. Лисина: «общение — это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата».

Таким образом, коммуникация является информационной составляющей общения.

Общение – это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров. В процессе такого активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, ребенок будет овладевать практическими речевыми навыками (которые в дальнейшем формируются в течение жизни): с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться своими впечатлениями, строить с людьми адекватные отношения. При этом отводится главная роль взрослому, который организует материальную и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть.

Задача педагога состоит в том, чтобы вовлечь ребенка в содержание, по поводу которого происходит общение. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности любой деятельности дошкольника (учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и др.). Все достижения ребенка в любой деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В дошкольном возрасте развитие навыков общения происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры и поэтому является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей.

Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:

  • активно вступать в диалог,
  • задавать вопросы,
  • слушать и понимать речь,
  • строить общение с учётом ситуации,
  • легко входить в контакт,
  • ясно и последовательно выражать свои мысли,
  • пользоваться формами речевого этикета,
  • регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Однако, какого бы возраста ни был ребенок, важнейшей условием для совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Если сделать вывод, то с точки зрения речевой деятельности, чем должен владеть или что должен уметь ребенок, чтобы активно и полноценно общаться? Иметь хороший словарный запас, уметь задавать вопросы, составлять предложения, пользоваться невербальными средствами.

Чтобы способствовать развитию навыков общения, в своей работе использую речевые коммуникативные игры.

Какая бы задача ни ставилась в игре, в любом случае она будет способствовать положительному эмоциональному взаимодействию между ее участниками. Также важно, чтобы во всех играх и упражнениях педагог был равным участником, тогда дети будут расположены на продуктивное общение.

Практическая часть

1. Этап — накопление и активизация словарного запаса и развитие словообразования.

Упражнение «Ласковое имя» (образование существительных в уменьшительно-ласкательном значении).

Каждому ребенку предлагается передавать из рук в руки мячик и при этом назвать ласковым именем соседа, сидящего справа, который должен поблагодарить говорящего. После первого круга упражнение выполняется в другую сторону (т. е. ласковым именем назвать теперь нужно соседа слева).

Упражнение «Вежливые слова» вводит правила поведения в коллективе.

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Содержание. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).

Игра «Собери чемодан»

Цель: развитие слухового восприятия.

Детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо? Уложить одежду в чемодан: «Подумайте: что нужно взять с собой в дорогу?». Первый путешественник называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет. Третий повторяет, что назвал второй путешественник, и называет свой. И т. д. Условие: повторяться нельзя.

2. Этап — формирование умений и навыков использовать невербальные средства общения в различных ситуациях.

На этом этапе используют элементы психогимнастики, которые помогают детям изображать и понимать различные эмоциональные состояния (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Также дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

Упражнение «Опиши друга».

Цель: развивать наблюдательность, внимание к окружающим людям, развивать умение составлять описательный рассказ по плану.

Содержание. С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

3. Этап – развитие диалогической речи. Что лежит в основе диалога? (вопросы) Задача — научить ребенка самому получать информацию, т.е. учить задавать вопросы.

Практическое обучение умению задавать вопросы мы начинаем, когда взрослый просит ребёнка задать вопрос другому ребёнку по образцу: «Костя, спроси у Толи с кем он пришел в детский сад». Костя подходит к Толе и, глядя в глаза, вежливо спрашивает: «Толя, с кем ты пришел в детский сад?» (педагог – ребёнок — ребёнок).

Следующий шаг – взрослый выступает в роли отвечающего, (ребёнок – педагог) и наоборот (педагог – ребёнок).

Цель следующего шага – самостоятельное общение детей (ребёнок — ребёнок). Педагог оказывает помощь на всех этапах общения.

Сундучок

Цель: учить детей задавать вопросы

На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т.д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке.

Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».

4. Этап — развитие монологической речи (через составление рассказа). Что такое монолог? Монолог это рассказ.

В основе диалога и монолога речи лежит умение детей составлять предложения.

Игра «Комплимент»

Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми, что он является частью коллектива.

Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.

Игра «Хорошие новости»

Дети садятся в круг. Каждый участник, передавая колючий мячик, делится своей хорошей новостью, начиная словами «У меня хорошая новость…»

Магазин

Цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично (развитие монологической речи)

Возраст: 4-5 лет

Один ребёнок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.

Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.

Рассказ по кругу

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и... ” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

Шкатулка желаний

На картоне разного цвета игроки рисуют свое желание. Картинки перемешиваются и складываются в сундучок. Затем раздаются игрокам. Каждый рассказывает, какое желание изобразил человек.

В заключении хочется отметить, что при недостаточном общении темп формирования психических процессов, и в первую очередь речи, замедляется. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Поэтому необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных навыков. Совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит речь и опыт детей, но и способна смягчить или устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год