Рабочая программа педагога-психолога по реализации образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности содержания основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования
Срок реализации 1 год
Разработчик программы: Педагог-психолог Угольникова Светлана Валерьевна г. Березовский, 2022г
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ основной части и части формируемой участниками образовательных отношений
Пояснительная записка:
Скачать программу
Рабочая программа педагога-психолога по реализации образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности содержания основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад №12» (далее – Программа), разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад №12», на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рекомендованной МО РФ, с использованием следующих программно-методических комплексов:
- «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2019.
- Куражёвой Н.Ю., Вараевой Н.В., Тузаевой А.С., Козловой И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2019.
- Краски эмоций. Базовый курс развития эмоционального интеллекта детей 5-7 лет: практикум для педагогов и родителей/ В.А. Шиманская, О.Я. Огородник, -М: Прсвещение, 2018.
- Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2008.
Нормативно – правовой основой для разработки Программы являются:
- Конвенция о правах ребёнка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20. 11. 1989 г.; ратифицирована Верховным Советом СССР 13. 06. 1990г.;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29. 05. 2015 года, № 996-р;
- Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07. 05. 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 31. 07. 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования";
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования" (Разработаны ФГАУ «Федеральный институт развития образования»);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 514н от 24 июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», действует до 01. 01. 2027;
- Методические рекомендации МР 2.4. 0242-21 «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи « (утв. Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 17 мая 2021 г.);
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 2 марта 2016 г. № 07-871 “О психологической службе образования в Российской Федерации”;
- Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года от 14. 12. 2017;
- Приказ Минобразования РФ от 22. 10. 1999 N 636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации";
- Планом мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года от 11 мая 2018 г.;
- Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 № 514н «Об утверждении стандарта профессиональной деятельности «педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
- ООП ДО БМАДОУ «Детский сад №12»;
- Уставом, локальными, нормативными и распорядительными актами БМАДОУ «Детский сад №12».
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по следующим направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, коррекция и развитие, психологическое консультирование и психологическое сопровождение педагогического процесса в работе с детьми от 2 до 7 (8) лет, родителями воспитанников, педагогами и администрацией ДОУ.
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию психологического здоровья и коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
Рабочая программа реализуется на государственном языке Российской Федерации — русский.
I.1. 1. Цели и задачи реализации Программы
Таким образом, целью программы психологического психолого-педагогического сопровождения освоения детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад №12», является создание в образовательном учреждении социальной ситуации развития и психологических условий, обеспечивающих охрану психологического здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса и успешное формирование интегративных качеств в процессе освоения воспитанниками основных образовательных областей.
Данная цель конкретизируется задачами программы:
- Изучать индивидуальные особенности детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления и выявлять динамику становления интегративных качеств на протяжении дошкольного возраста.
- Содействовать личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе развития личности и создавать психологические условия для успешного освоения дошкольником образовательных областей.
- Предупреждать возникновение проблем развития ребенка.
- Устанавливать взаимоотношения между взрослыми и детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания.
- Осуществлять профилактику эмоционального и профессионального выгорания педагогов ДОУ.
- Повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов о возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.
- Обеспечивать психологическое сопровождение реализации образовательных программ ДОУ.
I.1. 2. Принципы и подходы к формированию и реализации рабочей программы
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
Теоретико-методологическими основами программы являются:
- Культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, А.Р. Лурия).
- Деятельностный подход (Л. А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.).
- Личностный подход (Л. И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.).
- Идея психологической безопасности образовательной среды (Б. Г. Ананьев, К.А. Альбуханова-Славская).
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:
- сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
- интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
- формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
- развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
Рабочая программа основывается на принципах:
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Программа основывается на научные принципы ее построения:
- принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом, с точки зрения непрерывности образования, является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентировано на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения в дальнейшем универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, универсальными и коммуникативными)
1. 1.3. Значимые характеристики для формирования и реализации Программы, возрастные и индивидуальные характеристики особенностей развития детей.
Возрастные особенности развития детей
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включения в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации, происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.
|