Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Рабочая программа педагога-психолога по реализации образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности содержания основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования
Психология
Автор: Угольникова Светлана Валерьевна   
23.09.2022 08:33

Рабочая программа педагога-психолога по реализации образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности содержания основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образованияРабочая программа педагога-психолога по реализации образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности содержания основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования

Срок реализации 1 год

Разработчик программы: Педагог-психолог Угольникова Светлана Валерьевна г. Березовский, 2022г 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ основной части и части формируемой участниками образовательных отношений

Пояснительная записка:

 

Скачать программу

Рабочая программа педагога-психолога по реализации образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности содержания основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад №12» (далее – Программа), разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад №12», на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рекомендованной МО РФ, с использованием следующих программно-методических комплексов:

  • «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2019.
  • Куражёвой Н.Ю., Вараевой Н.В., Тузаевой А.С., Козловой И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2019.
  • Краски эмоций. Базовый курс развития эмоционального интеллекта детей 5-7 лет: практикум для педагогов и родителей/ В.А. Шиманская, О.Я. Огородник, -М: Прсвещение, 2018.
  • Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011.
  • Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2008.

Нормативно – правовой основой для разработки Программы являются:

  • Конвенция о правах ребёнка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20. 11. 1989 г.; ратифицирована Верховным Советом СССР 13. 06. 1990г.;
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29. 05. 2015 года, № 996-р;
  • Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07. 05. 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 31. 07. 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования";
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования" (Разработаны ФГАУ «Федеральный институт развития образования»);
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 514н от 24 июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», действует до 01. 01. 2027;
  • Методические рекомендации МР 2.4. 0242-21 «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи « (утв. Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 17 мая 2021 г.);
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 2 марта 2016 г. № 07-871 “О психологической службе образования в Российской Федерации”;
  • Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года от 14. 12. 2017;
  • Приказ Минобразования РФ от 22. 10. 1999 N 636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации";
  • Планом мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года от 11 мая 2018 г.;
  • Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 № 514н «Об утверждении стандарта профессиональной деятельности «педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
  • ООП ДО БМАДОУ «Детский сад №12»;
  • Уставом, локальными, нормативными и распорядительными актами БМАДОУ «Детский сад №12».

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по следующим направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, коррекция и развитие, психологическое консультирование и психологическое сопровождение педагогического процесса в работе с детьми от 2 до 7 (8) лет, родителями воспитанников, педагогами и администрацией ДОУ.

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию психологического здоровья и коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.

Рабочая программа реализуется на государственном языке Российской Федерации — русский.

I.1. 1. Цели и задачи реализации Программы

Таким образом, целью программы психологического психолого-педагогического сопровождения освоения детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования БМАДОУ «Детский сад №12», является создание в образовательном учреждении социальной ситуации развития и психологических условий, обеспечивающих охрану психологического здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса и успешное формирование интегративных качеств в процессе освоения воспитанниками основных образовательных областей.

Данная цель конкретизируется задачами программы:

  • Изучать индивидуальные особенности детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления и выявлять динамику становления интегративных качеств на протяжении дошкольного возраста.
  • Содействовать личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе развития личности и создавать психологические условия для успешного освоения дошкольником образовательных областей.
  • Предупреждать возникновение проблем развития ребенка.
  • Устанавливать взаимоотношения между взрослыми и детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания.
  • Осуществлять профилактику эмоционального и профессионального выгорания педагогов ДОУ.
  • Повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов о возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.
  • Обеспечивать психологическое сопровождение реализации образовательных программ ДОУ.

I.1. 2. Принципы и подходы к формированию и реализации рабочей программы

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

Теоретико-методологическими основами программы являются:

  • Культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, А.Р. Лурия).
  • Деятельностный подход (Л. А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.).
  • Личностный подход (Л. И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.).
  • Идея психологической безопасности образовательной среды (Б. Г. Ананьев, К.А. Альбуханова-Славская).

Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:

  • сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
  • интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
  • формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
  • развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
  • развития потребности в реализации собственных творческих способностей.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

Рабочая программа основывается на принципах:

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Программа основывается на научные принципы ее построения:

  • принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом, с точки зрения непрерывности образования, является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентировано на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения в дальнейшем универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, универсальными и коммуникативными)

1. 1.3. Значимые характеристики для формирования и реализации Программы, возрастные и индивидуальные характеристики особенностей развития детей.

Возрастные особенности развития детей

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включения в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации, происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год