Семинар-практикум «Развитие навыков бесконфликтного общения педагогов с родителями» |
Психология | |||
Автор: Мельничук Марина Викторовна | |||
07.05.2022 06:40 | |||
Семинар-практикум «Развитие навыков бесконфликтного общения педагогов с родителями» Цель: Повышение коммуникативной компетентности педагогов, преодоление трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, выделение причин коммуникативных проблем; организация построения взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества, и осмысление своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности. Ход проведения. 1. Вступление. Общение воспитателя и родителей — тема деликатная и ответственная. Все родители разные, и к каждому нужно найти определенный подход, потому, что от того как складывается это общение, зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в группе, творческий труд и позитивный настрой воспитателей.
Есть множество причин порождающих сложные отношения. Одной из причин может выступать недостаточная коммуникативная компетентность, в частности, проблемы в общении с родителями из-за неумения адекватно, с позиции партнера воспринимать родителей; неумения планировать общение с родителями, строить взаимоотношений с ними на основе сотрудничества. Некоторые воспитатели пугаются общаться родителями, поскольку не уверены в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе. Сегодня предлагаю вам попробовать через наш семинар-практикум осознать свои личные достижения и проблемы в общении с родителями, повысить свою коммуникативную компетентность. И начнем мы с упражнения, которое называется «Войди в круг» Упражнение: «Войди в круг». Цель: демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями. Участники образуют круг – это круг «родителей». Один участник остаётся за кругом — это «воспитатель». Он должен так убедить «родителей» впустить его в круг, чтобы они захотели это сделать. Далее игра повторяется с другим участником, играющим роль воспитателя. (Желательно проиграть в игру 2-3 раза). Анализ упражнения. Вопросы к «воспитателю»:
Самые универсальные – это:
3. Упражнение «Самый трудный родитель» (1 вариант) Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников. У каждого из вас в группе есть родители, встреча с которыми всегда приятны, но есть и такие, с которыми не хотелось бы встречаться и общаться. Предлагаю Вам в группах создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у Вас негативные чувства. Воспитателям предлагается в группах по 3-4 человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками. Обсуждение:
После выполнения упражнения в группах ведущий выписывает качества «трудного родителя». «Трудные» родители (расшифровка к первому вопросу на слайде):
Упражнение «Список претензий к родителям» (2 вариант). Цель упражнения: осознание воспитателями невозможности построения общения на взаимных претензиях. Процедура выполнения. В ходе этого упражнения участники должны осознать, что общаться с родителями, постоянно обращая внимание на их недостатки, невозможно. А тем более постоянно высказывать свои претензии. Окружающие имеют право быть самими собой. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть. Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас чем – то не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем наше «недовольство» родителями воспитанников. И назовем это списком претензий, которые должны быть четкими и конкретными. Претензии нужно вносить в таблицу напротив фамилии родителя (участники объединяются в микрогруппы и пишут список претензий). На работу отводится до 10 минут. Ведущий подчеркивает необходимость быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно конкретными, а также отмечает: чтобы принять людей, нужно понять, чем они нас не устраивают. На втором этапе участники обсуждают результаты анализа между собой. Участники групп помогают друг другу разобраться в том, чем же каждого не устраивают родители и как решить эту проблему. Обсуждение:
Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо? 4. Упражнение «Осознание уровня удовлетворенности в общении с родителями» Цель: выяснение удовлетворенности воспитателей общением с родителями воспитанников и ее причин. Процедура выполнения Педагоги представляют идеального родителя, с которым было бы приятно и легко общаться. Затем выделяют и пишут в столбик 5 наиболее важных качеств, которыми должен обладать такой родитель. После этого в воображении необходимо воссоздать образ одного из реальных родителей, с которым общение выстраивается наиболее легко. Приняв условно выраженность каждого из пяти качеств за 100%, нужно оценить в процентах степень выраженности каждого свойства у этого родителя. Полученные условные проценты записываются слева, напротив каждого качества идеального родителя. Затем педагог воссоздает в воображении образ того родителя, общение с которым наименее приятно, и проводит аналогичным образом оценку его качеств, записав их справа. Далее воспитателям предлагается сложить все процентные данные по родителю, который нравится больше других, разделить их на 5, тем самым получив условный средний процент удовлетворенности родителем, общение с которым наиболее приятно. То же самое следует сделать в отношении родителя, который нравится наименее. Педагоги сравнивают средние проценты, находят разницу между ними. Чаще бывает так, что средний процент удовлетворенности родителем, который нравится наиболее, значительно больше, чем средний процент удовлетворенности общением с родителем, который нравится менее других. Чем выше полученная разность, тем в большей степени педагогу свойственно создавать некоторую идеальную модель и «подгонять» под нее конкретных родителей. Эта установка выражена, если получаемая разница выше 40%. Затем воспитателям предлагается выделить качество (или качества) личности, по которому расхождение индексов наибольшее. Ведущий. Такое различие свидетельствует о том, что, вероятно, именно этому качеству придается особое значение в общении с родителями. Например, таким качеством является желание слушать Ваши советы. Родителями, которые безоговорочно следуют Вашим советам, Вы удовлетворены, другими удовлетворены в меньшей степени. В процессе общения пытаетесь «подогнать» родителей именно под это качество. Подумайте, не бывает ли так, что родитель, который не соответствует Вашему идеалу, вызывает у Вас раздражение, а отсюда к нему возникает отрицательное отношение. Попробуйте проанализировать, почему тому или иному свойству Вы придаете такое значение. Не связано ли это с собственным эгоцентризмом. Например, с родителем, который во всем соглашается с Вами, общаться проще, такой родитель доставляет Вам меньше отрицательных эмоций. Подумайте, не важнее ли для Вас собственное эмоциональное благополучие, чем переживание по поводу того, что Вам не нравится в родителе. Желающие могут поделиться своими наблюдениями. Анализ упражнения
На первой фазе общения с «трудными» родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь». Почувствовав вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами. Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем. 5. Упражнение «Неудачные и желательные фразы» Исход любой беседы зависит от того, с какой фразы мы ее начнем. Существует ряд абсолютно неудачных фраз для начала беседы (зачитываются). Также существуют желательные фразы для начала беседы, например: вместо «Я бы хотела…», лучше сказать «Вы хотите…». Для эффективного общении с «трудными» родителями и не только можно использовать разные речевые штампы, при этом:
- использование местоимения «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями; нацеливание родителя на совместное решение проблемы: «Давайте вместе попробуем поступить... (так или так)», «Давайте вместе подумаем, как...», «Мы с вами могли бы помочь Саше...», «Как мы можем помочь вам в том чтобы...». Ваша задача – найти «нежелательные для начала беседы» фразы и подобрать каждой ее смысловую пару – «желательную фразу». Варианты фраз
Неудачные фразы: «Извините, если я помешала…», «Я бы хотела еще раз услышать…», «Давайте с вами быстренько обсудим…», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…», «А у меня на этот счет другое мнение…». Нежелательные фразы и замена их на желательные: «Я бы хотела…» — «Вы хотите…». «Вероятно, вы об этом еще не слышали…» — «Вы, наверное, уже об этом слышали…». «Мне представляется интересным то, что…» — «Вам будет интересно узнать…». «Я пришла к такому выводу, что…» — «Думается, ваша проблема заключается в том, что…». «Хоть вам это и неизвестно…» — «Конечно, вам уже известно…». «Вы, конечно, об этом еще не знаете…» — «Как вы знаете…». 6. Упражнение «Сэндвич». Цель: отработка навыка сообщения с использованием техники «сэндвича» Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича». По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы). При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся.» Сравните (Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается). Начать с хорошего. Продолжить сложным и неприятным. Закончить хорошим. Участники делятся на пары: родитель-воспитатель. «Воспитателям» и «родители» раздают на карточках ситуации с проблемным поведением ребенка, задача: сообщить «родителям» информацию используя технику «сэндвича». По окончании упражнения «родители» высказываются о том, какие эмоции у них возникли в процессе беседы с «воспитателем». Затем участники меняются ролями. Проблемные ситуации: ребенок постоянно кусает других детей; ребенок не сидит на занятии, постоянно отвлекает других детей и мешает воспитателю проводить занятие; ребенок не реагирует на замечания; ребенок мешает играть другим детям. Обсуждение: 6. Упражнение «Поймите меня правильно» Цель: отработка техники постановки вопросов в стиле «адвокат». Одной из эффективных техник речевого общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор». Любая профессиональная деятельность, которой занимаются в течение длительного периода времени, накладывает отпечаток на развитие личностных качеств. Помимо положительных свойств, которые формируются у педагогов, следует отметить и некоторые отрицательные. Например, у педагогов со стажем появляется особая манера общения с окружающими, они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, так как во-первых, собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а во-вторых, негативная информация о ребенке, о его поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается родителями болезненно или иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь одной из главных целей воспитателя является обвинение (ребенка или его родителей). Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту педагогом ребенка (или его родителей). Так, стиль «адвокат» рекомендуется использовать педагогу в общении с родителями тогда, когда:
Процедура проведения. Одна половина группы играет роль «родителей», а другая половина — «воспитателей детских садов». Группа разыгрывает различные ситуации. «Родитель» приходит к воспитателю со своей проблемой, а воспитатель пытается выяснить, что же происходит. Например, «родитель» приходит к воспитателю и жалуется: «Мой ребенок не имеет в группе друзей, поэтому у него плохое поведение и он не хочет ходить в садик». В ответ на это «воспитатель» может сказать: «Я считаю, что он плохо себя ведет по другой причине. Вы спрашивали его, как он ведет себя на занятиях?» — это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между воспитателем и родителем. Придерживаясь стиля «адвокат, можно ответить: «Я тоже считаю, что ваш ребенок может вести себя лучше. Спасибо, что вы пришли с этой проблемой. Как вы думаете, это единственная причина, по которой он не хочет ходить в садик? С кем бы из ребят он бы хотел дружить? и т.д.». После этого участники делятся на две равные подгруппы. Каждый участник первой подгруппы (родитель) получает карточку с кратким описанием какой-либо ситуации, после ознакомления, с которой все участники начинают свободно перемещаться по аудитории. Время от времени участник первой подгруппы останавливается перед любым участником второй подгруппы (воспитателем) и рассказывает ему свою ситуацию, в ответ участник второй подгруппы задает ему вопрос, стараясь использовать стиль «адвокат». После этого происходит смена партнеров в паре. На поставленный вопрос можно не отвечать. Затем игра приостанавливается для того, чтобы ведущий раздал карточки с ситуациями участникам второй подгруппы, и все начинается сначала. Перечень различных ситуаций: 1. ребенок не умеет правильно держать карандаш; 2. ребенок плохо разговаривает; 3. ребенок говорит плохие слова. Анализ упражнения:
Правила эффективного общения:
Эти правила будет легче и успешнее использовать, если первоначально в целом понять, чего хочет родитель от педагога. А хочет он:
Литература:
|