Семинар для педагогов «Как помочь тревожному ребенку» |
Психология | |||
Автор: Шайхуллина Разиля Рифгатовна | |||
05.05.2022 19:56 | |||
Семинар для педагогов «Как помочь тревожному ребенку» Цель: Повышение психологической грамотности педагогов при работе с тревожными детьми Задачи:
Игра-энергизатор: «Нас с вами объединяет…» Цель: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе. Материал: мягкая игрушка «сердечко» Содержание игры: Участники сидят лицом в круг, у ведущего в руках «сердечко». Ведущий говорит: «Сейчас давайте поговорим о том, что у нас общего друг с другом», передает игрушку соседу справа и говорит: «Нас с вами объединяет то, что мы сейчас находимся в детском саду», следующий участник проговаривает свою версию и передает игрушку следующему участнику и т.д. (Предполагаемые ответы: «Нас объединяет то, что наши дети одного возраста», «Наши дети девочки» и т.д.)
Сообщение психолога «Тревожный ребенок» Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Это дети с повышенным беспокойством, эмоционально неустойчивые, растороможенные в речевой и двигательной сфере, застенчивые, неуверенные, замкнутые. Спутниками таких детей могут быть проявление невротических реакций (беспокойный сон, либо его отсутствие, энурезы, энкопрез, сосание пальца, каких либо других предметов, заикание, тики и т.д.) В группе состояние таких детей может проявляться в различных реакциях ребенка: пугливости, мышечном напряжении, плаксивости, вялости, медлительности, упрямстве, повышенной активности, агрессивности, в ябедничестве. Так же для них характерны соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы горла, затруднение поверхностного дыхания, и др. Во время проявления тревоги они ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение. Таким образом, выглядит тревожный ребенок. Термин «тревога» скрывает в себе понятие волнение, беспокойство. В психологии следует различать понятие тревоги, как состояния и тревожность как черта или свойство личности. За состояние принято считать особое психологическое проявление, выражающееся в волнении, растерянности, подкрепляемое эмоциональной напряженностью, т.е. тревожность это ответная реакция чаще защитного свойства на какой-либо раздражитель, вызывающий опасность для организма. Тревожность как свойство личности – постоянные переживания тревоги, которые фиксируются в сознании человека и становятся устойчивыми, вследствие чего любой раздражитель отрицательного и положительного свойства вызывает тревожное состояние. В категорию тревожных детей входят те, которые чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, за исключением узкого круга близких людей, неуверенные в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные. В психологической медицинской практике таких детей относят к тревожной и тревожно-мнительной группе. Такие дети постоянно находятся в ожидании неудачи ил неприятности, пребывают в состоянии непрерывного напряжения, граничащего со стрессом и в дальнейшем пополняют ряды невротиков и астеников. Критерии определения тревожности у ребенка.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении. С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.). Признаки тревожности: Тревожный ребенок
Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность — 15-20 баллов. Средняя — 7-14 баллов. Низкая — 1-6 баллов. Тревожность как устойчивая психологическая особенность может проявляться у ребенка достаточно рано и к младшему дошкольному возрасту уже заметно определяет его поведение. В результате бесед с родителями, и анализа медицинских карт можно выделить «группу риска» — дети, у которых это качество отмечается и может в дальнейшем прогрессировать. К «группе риска» относятся:
Учитывая выше изложенные разъяснения, работа педагога должна направляться на профилактику и коррекцию проявлений тревожности у дошкольников, должна строиться с учетом специфики их нервной системы, возрастных и личностных особенностей, а также стиля семейного воспитания т.к. причинами проявления тревожности у детей являются с одной стороны, нарушение центральной нервной системы, минимальная мозговая дисфункция, а с другой — социальные предпосылки, прежде всего неодобрение значимых для них людей: близких, педагогов и сверстников. Основными правилами педагога при взаимодействии с тревожными детьми являются:
Следует мягко приободрить ребенка, выбирая слова, которые его не травмируют. Если другие дети не заметили неудач неуверенного ребенка, то и не надо привлекать их внимание. При выполнении различных заданий рекомендуется объединять тревожных детей в пары с теми, кто легко справляется с заданиями и при этом обладает доброжелательным и спокойным характером. Это позволяет неуверенному ребенку включаться в деловое общение со сверстником, сравнивать свою работу с другими и отнести похвалу педагога не только к соседу, но и к себе, что естественно повышает внутреннюю самооценку тревожного ребенка. Для эмоционального комфорта тревожного ребенка в группе следует вовлекать его в игры других детей, хотя бы на второстепенные роли, поощрять малейшие проявления инициативы. Часто остальные дети не принимают такого ребенка в игру, поскольку как партнер он мало интересен, тогда сам педагог может временно включиться в игру и придумать в ней роль для отвергнутого ребенка. Благоприятно сказывается на снижении тревожности включение робких и застенчивых детей в различные праздничные, театральные и досуговые мероприятия. Пусть сначала такой ребенок будет только зрителем, по мере привыкания ему можно поручать простейшие роли, затем можно перейти к второстепенным. Включать в небольшие танцы, действия. Если есть возможность, следует таким детям приготовить красивые костюмы маски и прочую атрибутику, это им позволит почувствовать себя более красивыми и уверенными. Очень удобным моментом для приучения тревожных детей быть в центре внимания является празднование дня рождения в группе, когда все по очереди поздравляют именинника, говорят ему приятные слова, радуются вместе с ним. В другие дни, когда он окажется уже не в роли именинника, а в роли поздравляющего, приятное воспоминание о своем дне рождении поможет ему сказать несколько теплых слов другим детям, т.е. вступить с ними в общение, выразить свои чувства, что обычно для таких детей очень трудно. Нежелательно включать неуверенных в себе детей в игры соревновательного характера, т.к. их неустойчивая самооценка может привести к новому всплеску тревожности и вместо радости может принести только страх неудачи. Это же относится и к физкультурным занятиям. Если в группе много тревожных детей соревнований надо проводить меньше или же к участию в них привлекать только желающих, другие же могут выступать в роли болельщиков или судей, в данном случае все дети окажутся, вовлечены в общее дело. Как помочь тревожному ребенку. Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений. Повышение самооценки. -Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка. -Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как "Комплименты", "Я дарю тебе...", которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя "глазами других детей". А чтобы о достижениях каждого воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада или в классе можно оформить стенд "Звезда недели", на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка. Обучение детей умению управлять своим поведением. Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них. Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их. Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка. Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним. Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация "боюсь воспитателя, учителя" даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация "боюсь войны" позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребенок). Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка — роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции, а вам — сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, "казаки-разбойники") ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни. Снятие мышечного напряжения. Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела. Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия. Игры с тревожными детьми Упражнения на релаксацию и дыхание. «Воздушный шарик» Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза. «Корабль и ветер» Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали. «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза. «Подарок под елкой» Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз. «Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь». После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает. «Дудочка» Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!» Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами. Танцующие руки» Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст им (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. «Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2—3 минуты). Игра проводится под музыку. «Слепой танец» Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения. «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет „слепой“. Другой останется „зрячим“ и сможет водить „слепого“. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку». В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению. Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе. «Гусеница» Цель: Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту «. Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы». «Смена ритмов» Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение. Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре… Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре… Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее. «Зайки и слоники» Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется „Зайки и слоники“. Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра…» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему. «Волшебный стул» Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле. Итоговая игра «Пирог» Цель: Осмысление качественных изменений, происходящих с участниками. Материал: каждому участнику набор из желтого, белого и черного куска пирога. Инструкция: итогом нашей встречи является пирог, но мы, не знаем, получился ли он. Сейчас вы мысленно ответите себе на вопросы:
Желтый – наше общение принесло пользу, во мне произошли изменения; Белый – я еще не определился; Черный – встреча ничего не принесла, пустая трата времени. После того, как все выбрали нужный кусок пирога, ведущий подводит итог, о том, какой получился пирог.
|