Арт-песочница в работе с детьми дошкольного возраста с РАС |
Психология | |||
Автор: Морозова Юлия Александровна, Кречетова Елена Анатольевна | |||
11.04.2022 13:23 | |||
Арт-песочница в работе с детьми дошкольного возраста с РАС Среди главных способов взаимодействия с детьми с расстройством аутистического спектра принято считать такие методы, как ABA-терапия, арт-терапия, иппо-терапия. Мы хотим рассказать про одну из нами используемых интерактивных форм работы, позволяющей при этом решить целый комплекс задач — это песочная арт-терапия. Песочная арт-терапия объединила в себе песочную терапию с рисованием. В нашей группе такая вполне доступная инновационная методика коррекции эмоциональной сферы детей с РАС, используется с 2020 года как развлечение, в конце тематической недели, для закрепления темы. Для рисования песком мы используем специальный световой стол (арт-песочницу) и особый очень мелкий цветной песок. Такое рисование на песке с использованием светового стола стало крайне популярным в последнее время. В песочной арт-терапии основной упор делается на творческое самовыражение ребенка. Так как мы работаем с неговорящими детьми, язык песочной картины помогает нам глубже понять внутренние процессы наших детей. Песок помогает детям выразить свои эмоции, чувства, раскрыться и передать то, что словами ребенок с аутизмом объяснить не может. Рисование песком дает возможность плавно снять эмоциональное напряжение и снижать уровень тревожности. Кроме того, в процессе работы с песком негативные эмоции у ребенка ослабевают, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние маленького человечка. Такие интерактивные развлечения с детьми с РАС у нас проводится как в индивидуальной форме, так и в малых подгруппах по два ребенка, что служит дополнительным фактором улучшения социального взаимодействия и развития коммуникативных функций. Песочная арт-терапия предполагает долгосрочное, систематическое психотерапевтическое воздействие, поэтому такие развлечения продолжительностью до 30 минут у нас проводятся еженедельно, по пятницам для закрепления темы недели.
Сопровождаются наши развлечения спокойными музыкальными произведениями классических композиторов или же звуками природы (ветер, вода, дождь, животные и т.п.), а сами световые столы излучают не только свет, но и мягкое тепло. Движения детей становятся более размеренными и плавными, синхронизируются с ритмом дыхания. Все это позволяет задействовать все сенсорные системы, быстро погружая ребенка в творческий процесс. Все развлечения имеют общую структуру: вводная часть (настраиваем детей на работу), основная часть (упражнения и игры), завершающая часть (рефлексия). Основные способы работы с песком – это разнообразные игры и игровые упражнения. В арт-песочнице можно:
Также мы стали использовать песок для изучения цифр и букв. Сначала мы учились рисовать буквы и цифры пальчиком, а теперь мы даем такие задания, где нужно повторить букву или цифру по образцу нарисовав их на песке. Рисовать на песке можно также двумя руками, симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга и полноценному их взаимодействию, а также успокаивает и расслабляет. Таким образом, использование песочной арт-терапии в тематических развлечениях позволяет не только лучше понять внутренний мир ребенка с РАС, но и снижает тревожные состояния у детей, гиперактивность, раздражительность и агрессивное поведение. Активирует мыслительные процессы, способствует развитию усидчивости и познавательного интереса, развивается эмоциональная стабильность.
воспитатели, МБДОУ «Детский сад 47», Томская область, город Северск
|