Не надо никого воспитывать, надо помогать ребенку лучше понять самого себя! |
Психология | |||
Автор: Пайвина Светлана Александровна | |||
06.04.2022 11:32 | |||
Не надо никого воспитывать, надо помогать ребенку лучше понять самого себя! Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №9 Подготовила: педагог-психолог Пайвина Светлана Александровна 2022 Аннотация: говоря о воспитании, каждый человек наполняет этот термин конкретным смыслом, опосредованным его субъективным опытом. Но так ли надежен этот опыт, ведь он зафиксирован нашим детским сознанием? И всегда ли нужно подходить к воспитанию целенаправленно? Возникает потребность разобраться.
Если попросить разных людей ответить на вопрос: «Что такое воспитание?», то можно услышать множество вариантов, которые описываются словами «культура», «ценности», «гуманность», «знания», «этика», «дисциплина» и т.д. Эти, и другие выражения носят, по большому счету, художественный, собирательный образ самого термина, однако, не наполняют его конкретным содержанием. Так что же такое воспитание и как оно должно осуществляться? Абсолютно все взрослые люди едины во мнении, что воспитание – это процесс, который всегда направлен сверху вниз, от старшего к младшему и подразумевает передачу накопленного опыта, с целью приспособления к социальному окружению того, кому такой опыт еще не доступен, то есть ребенку. В большинстве случаев этот процесс осуществляется целенаправленно и вместе с этим сопровождается неким окультуриванием ребенка, его обучением, начиная с того момента, как только мы даем ему в руку ложку. Но сталкиваясь с первыми трудностями, ребенок может испытывать гамму чувств, таких как, досада, злость, уныние и конечно, выражает их поведенчески. И от реакции взрослого на эту его неприятность формируется дальнейшая жизненная траектория ребенка. В одном случае, взрослый испытывает раздражение, недовольство, которое демонстрирует, и чем большее количество раз ребенок получил таких сообщений, тем сильнее у него формируется ощущение, что он плохой, неправильный. И в случае, одного психотипа, ребенок стремится защититься и становится агрессивным, упрямым, а в случае другого психотипа, безвольным, вялым, робким. Противоположная реакция взрослого – это сочувствие, сопереживание ребенку, помощь. В подобном взаимодействии, ребенок ощущает и понимает, что жизнь неизбежна связана с ограничениями, но только сталкиваясь с ними и испытывая досаду по их поводу, он получает возможность разделить горечь этой досады со взрослым и получить утешение от него, а значит ему не страшно попытаться вновь. При этом, очень важно, чтобы взрослый сам являлся носителем тех ценностей, которые транслировал бы ребенку, без ханжества, и с полной открытостью к любого рода сомнениям и критике по отношению к себе. Не призывал бы к честности, а создавал абсолютную доверительность, где безопасно признаться в любом своем несовершенстве, своих ошибках, не столкнувшись с осуждением и непринятием. Не боролся бы с ленью ребенка, а понимал, что за ней стоит неуверенность в своих силах и страх порицания за то, что ему пока недоступно. И если на первый план выходит не формальный, а искренний интерес к чувствам и потребностям ребенка, то у взрослого появляется возможность вести диалог о том, чего ребенок хочет больше всего на свете. О нем самом! Жизнь изобилует нормами и правилами. Сам социум даёт подсказку ребёнку, как себя вести и потребность быть в хороших отношениях с окружением и адаптироваться в нем является жизненно необходимой для него. И именно поэтому, роль взрослого состоит не в том, чтобы попытаться «вразумить глупое дитя», а в том, чтобы оказаться проводником любых его чувств, и особенно негативных, с целью лучшего понимания ребенком самого себя и других. Получается, успешный процесс воспитания невозможен без прочных доверительных отношений, которые не формируются сию же минуту. Это долгий, кропотливый труд. И поэтому очень важно прямо сейчас задаться вопросом: «А какие у меня отношения с собственным ребенком?» В противном случае, накапливающееся недоверие, выльется, либо в протест, либо в пассивность — некое обесценивание того, что взрослый захочет заложить и воспитать в ребенке. Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
|