Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Не надо никого воспитывать, надо помогать ребенку лучше понять самого себя!
Психология
Автор: Пайвина Светлана Александровна   
06.04.2022 11:32

Не надо никого воспитывать, надо помогать ребенку лучше понять самого себя!Не надо никого воспитывать, надо помогать ребенку лучше понять самого себя!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №9

Подготовила: педагог-психолог Пайвина Светлана Александровна 2022

Аннотация: говоря о воспитании, каждый человек наполняет этот термин конкретным смыслом, опосредованным его субъективным опытом. Но так ли надежен этот опыт, ведь он зафиксирован нашим детским сознанием? И всегда ли нужно подходить к воспитанию целенаправленно? Возникает потребность разобраться.

 

Если попросить разных людей ответить на вопрос: «Что такое воспитание?», то можно услышать множество вариантов, которые описываются словами «культура», «ценности», «гуманность», «знания», «этика», «дисциплина» и т.д. Эти, и другие выражения носят, по большому счету, художественный, собирательный образ самого термина, однако, не наполняют его конкретным содержанием. Так что же такое воспитание и как оно должно осуществляться?

Абсолютно все взрослые люди едины во мнении, что воспитание – это процесс, который всегда направлен сверху вниз, от старшего к младшему и подразумевает передачу накопленного опыта, с целью приспособления к социальному окружению того, кому такой опыт еще не доступен, то есть ребенку. В большинстве случаев этот процесс осуществляется целенаправленно и вместе с этим сопровождается неким окультуриванием ребенка, его обучением, начиная с того момента, как только мы даем ему в руку ложку. Но сталкиваясь с первыми трудностями, ребенок может испытывать гамму чувств, таких как, досада, злость, уныние и конечно, выражает их поведенчески. И от реакции взрослого на эту его неприятность формируется дальнейшая жизненная траектория ребенка. В одном случае, взрослый испытывает раздражение, недовольство, которое демонстрирует, и чем большее количество раз ребенок получил таких сообщений, тем сильнее у него формируется ощущение, что он плохой, неправильный. И в случае, одного психотипа, ребенок стремится защититься и становится агрессивным, упрямым, а в случае другого психотипа, безвольным, вялым, робким.

Противоположная реакция взрослого – это сочувствие, сопереживание ребенку, помощь. В подобном взаимодействии, ребенок ощущает и понимает, что жизнь неизбежна связана с ограничениями, но только сталкиваясь с ними и испытывая досаду по их поводу, он получает возможность разделить горечь этой досады со взрослым и получить утешение от него, а значит ему не страшно попытаться вновь.

При этом, очень важно, чтобы взрослый сам являлся носителем тех ценностей, которые транслировал бы ребенку, без ханжества, и с полной открытостью к любого рода сомнениям и критике по отношению к себе. Не призывал бы к честности, а создавал абсолютную доверительность, где безопасно признаться в любом своем несовершенстве, своих ошибках, не столкнувшись с осуждением и непринятием. Не боролся бы с ленью ребенка, а понимал, что за ней стоит неуверенность в своих силах и страх порицания за то, что ему пока недоступно. И если на первый план выходит не формальный, а искренний интерес к чувствам и потребностям ребенка, то у взрослого появляется возможность вести диалог о том, чего ребенок хочет больше всего на свете. О нем самом!

Жизнь изобилует нормами и правилами. Сам социум даёт подсказку ребёнку, как себя вести и потребность быть в хороших отношениях с окружением и адаптироваться в нем является жизненно необходимой для него. И именно поэтому, роль взрослого состоит не в том, чтобы попытаться «вразумить глупое дитя», а в том, чтобы оказаться проводником любых его чувств, и особенно негативных, с целью лучшего понимания ребенком самого себя и других.

Получается, успешный процесс воспитания невозможен без прочных доверительных отношений, которые не формируются сию же минуту. Это долгий, кропотливый труд. И поэтому очень важно прямо сейчас задаться вопросом: «А какие у меня отношения с собственным ребенком?» В противном случае, накапливающееся недоверие, выльется, либо в протест, либо в пассивность — некое обесценивание того, что взрослый захочет заложить и воспитать в ребенке.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

  1. https: //www. nkj. ru/archive/articles/3103/
  2. Бренифье, Оскар Большая книга характеров. Все о человеке и об отношениях между людьми / Оскар Бренифье. — М.: Клевер-Медиа-Групп, 2012. — 331 c.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год