Мастер-класс для педагогов по арт-терапии «Нескучное рисование» |
Психология | |||
Автор: Васильева Татьяна Викторовна | |||
03.04.2022 19:42 | |||
Мастер-класс для педагогов по арт-терапии «Нескучное рисование» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников занятия через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологиий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса. Задачи: познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике; создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, музыкотерапию, танцетерапию) как одну из форм организации мастер-класса; способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Современная арт-терапия включает множество направлений. В работе с детьми и взрослыми можно успешно применять такие арт-терапевтические методы как музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, изотерапия. Необходимое оборудование: аудиозапись спокойной музыки со звуками природы, гуашь по количеству участников, набор цветных карандашей по количеству участников, кисточки, баночки с водой, клей-карандаш по количеству участников, небольшие свечи, вырезанные маленькие рыбки. Практическая часть Сегодня предлагаю познакомиться с некоторыми методами арт-терапии, которые вы сможете самостоятельно применять на практике. Эффективность методов арт-терапии нельзя недооценить. Например, если вы устали после трудового дня – вы можете включить диск со спокойной музыкой. Слушая музыкальные фрагменты, Вы можете расслабиться и избавиться от плохого настроения, вот вам и использование музыкотерапии! Возможны и другие варианты, чтобы отдохнуть: возьмите лист бумаги, карандаши или краски и займитесь рисованием; возьмите фотоаппарат, выйдите на улицу и займитесь фотоохотой — фотографированием всего, что привлечет Ваше внимание. Капризничает ребенок? Возьмите книгу с любимыми сказками или достаньте с полки игрушки, помогите ребенку отреагировать с помощью игры на негативную ситуацию; возможно, выйти с ним на улицу и в песочнице поиграть с песком. Итоговые результаты не замедлят сказаться, они просто впечатляют! Арт-терапия — это скорее обретение гармонии, развитие личности, чем лечение. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии. Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, работа за гончарным кругом, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т. д. Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Суть ее состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. А сейчас я предлагаю Вам на себе прочувствовать некоторые из методов арт-терапии, которые, применяют для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса. А теперь встанем все в круг. Предлагаю вам упражнение «Веселое приветствие». Упражнение «Веселое приветствие». Инструкция: тихо звучит музыка как фон, свободно ходят по залу. По моему сигналу вы будет здороваться с ближайшим к вам коллегой. Сначала поздороваемся рукопожатием, потом локтями, потом коленками и пяточками. После игры можно сесть на стулья. Следующее упражнение, которое я предлагаю вам выполнить, относится к музыкотерапии и называется «Дождь в лесу». Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии. Инструкция: Участники сидят по кругу; друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия. Фоном играет спокойная музыка со звуками природы. - «В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливаем движение пальцев по спине). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводим ладошками по спине стоящего впереди). Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни». Какие ощущения вы испытали? Теперь вашему вниманию предлагаю упражнение, которое называется "Волшебный рисунок". Инструкция: необходимо свечой нарисовать на листе какой-то рисунок, затем передать соседу его справа для закрашивания. На них изображены волшебные рисунки. Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему выбору. Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у вас получились, дайте им название. Сейчас мы выполним упражнение, которое также относится к изотерапии, но при этом имеет положительное влияние на сплочение группы. Упражнение «Групповое рисование по кругу». Инструкция: на листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел. После выполнения участники рассказывают о своих чувствах. Упражнение «Каракули». Инструкция: это самое доступное из графических упражнений, поскольку для него необходим только один цветной карандаш. По желанию можно взять несколько. В течение заранее оговоренного времени (минута или две) участники свободно рисую любые линии у себя на листе. По окончании времени необходимо в этих линиях разглядеть какой-то контур и закрасить получившейся рисунок. В другом варианте исполнения этого упражнения листы с «каракулями» можно передать соседу справа или слева. Обсуждение упражнения. В заключение нашей встречи предлагаю выполнить коллаж «Золотая рыбка». Инструкция: нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Загадайте своё сокровенное желание. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» (участники встречи приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи). И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» вам во всех ваших начинаниях будут сопутствовать удача и успех! Релаксация «Цветок в ладошках». А сейчас я вас попрошу удобно сесть, закрыть глаза и представить, что вы на зеленом лугу (звучит релаксационная музыка со звуками природы). «Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках, и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он- точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться». Какие ощущения вы испытали? Рефлексия Что нового для себя вы узнали на нашем занятии? Что вам понравилось и что не понравилось? Прощание участников.
|