НОД педагога-психолога с детьми старшей группы с ЗПР «Наши близкие соседи» |
Психология | |||
Автор: Чегаева Евгения Алексеевна | |||
03.04.2022 19:28 | |||
НОД педагога-психолога с детьми старшей группы с ЗПР «Наши близкие соседи» Цель: Расширять и закреплять представления детей о культуре русского и бурятского народа через ознакомление с национальными костюмами, обычаями и традициями в процессе познавательной деятельности. Задачи:
Предварительная работа:
Ход: Психолог: Громко дудочка поёт, Ребятишек в круг зовёт. Приветствие.
Здравствуй, небо голубое! (Смотрят вверх) Здравствуй, солнышко родное! (Руки вверх) Здравствуй, матушка Земля! (Кланяются) Здравствуй, ты, (Пожимают друг другу руки) И здравствуй, я! (Руки к груди) В центр круга выходят дети в русском и бурятском костюмах. 1 ребенок. Дорогих гостей встречаем Круглым, пышным караваем. Он на блюдце расписном С белоснежным рушником 2 ребёнок. Амар мэндээ! Дорогих друзей встречаем! Белой пищей угощаем. На рушнике небесно-голубом Гостю поднесём! Психолог: Круг- это символ единения. Он похож на солнце, которое почитают все народы на земле. Взявшись за руки, мы передаем друг другу добрую хорошую энергию. Ведь недаром и русский хоровод и бурятский «ехор» танцуют в кругу. Объединившись люди становятся как одна большая семья. Давайте и мы сейчас станцуем народные хороводы. (Звучит музыка, дети повторяют движения за психологом) После танца, под музыку психолог читает детям стихотворение: Сибирский край — моя земля Родимые просторы! У нас и реки, и поля, Озёра, степи, горы! Бурят и русский, как одна семья, Хотя язык их разный… Все дочери и сыновья родной земли прекрасны! Психолог: Ребята, вам понравилось стихотворение? О чём оно? (Ответы детей) Нам с вами посчастливилось жить в живописном крае, где бок о бок проживают люди разных национальностей. Скажите мне, пожалуйста, люди каких народностей проживают рядом с нами? (ответы детей) В Ольхонском живут не только буряты, но и русские. Да, все мы дружно живем на родной земле, люди у нас радушные, доброжелательные, гостеприимные. У каждого народа есть свой родной язык, свои национальные праздники, песни, сказки и стихи, давние традиции, культуру, искусство. –Ребята, у каждого народа есть традиции и обычаи, которые переходят из поколения в поколение. И сегодня мы с вами поговорим про некоторые из них у русских и бурят. А начнем мы с национальных праздников этих народов. Ребята, посмотрите на картинки, как вы думаете какой праздник отмечают? Сагалгаан – это национальный праздник какого народа? (бурят) А почему вы так думаете? (Ответы детей) А Баир нам расскажет о праздновании Нового года у бурят. Рассказ ребенка о празднике. «Сагалгаан – это буддийский Новый год или праздник Белого месяца. Он символизирует начало весны, обновление природы и человека. На Сагалгаан обязательно накрывают богатый стол с различными вкусностями. На столе обязательно должна быть белая пища, символ чистоты. Первый день Белого месяца встречают дома, в кругу семьи. На второй день, младшие поздравляют старших и дарят им подарки. Сагалгаан длится один месяц.» Психолог: Ребята, посмотрите на картинки, как вы думаете какой праздник отмечают? Масленица – это национальный праздник какого народа? (русских) А почему вы так думаете? (Ответы детей) Маша нам расскажет о праздновании Масленицы. Рассказ ребенка о празднике «Скоро конец зимы. Провожать Зимушку будем на празднике, который называется Масленица. Масленица – это веселый, народный праздник, длится он целую неделю. Любят его и взрослые и дети. Люди встречают весну, играют в игры на свежем воздухе и просят прощения друг у друга. А еще обязательно пекут блины. А почему вы думаете пекут именно блины, а не пироги с оладушками? Да потому, что круглый и золотистый блин похож на солнышко, а весны без солнышка не бывает. Психолог: Вот мы прослушали рассказы о этих двух праздниках, но не надо думать, что каждая народность отмечает только свой праздник, нет, например Сагалгаан омечают и буряты и русские. А почему? (потому что мы живем на одной земле и должны уважать традиции разных национальностей). Психолог: Ребята, а вы любите праздники? Почему? (ответы детей) Я тоже люблю праздники за весёлые и интересные игры. Давайте поиграем ИГРА «ПЕРЕДАЙ БЛИНЫ» (дети стоят в кругу, под музыку передают «блины» по кругу) Психолог: Молодцы, а теперь проверим вашу смекалку. ИГРА «РАЗБЕРИ ПРЕДМЕТЫ» (На столе находятся посуда, украшения, игрушки, музыкальные инструменты принадлежащие русской и бурятской культуре. Дети делятся на две команды и разбирают предметы на два столика.) Психолог: (показывает детям картинки разных национальных костюмов) Ребята, найдите бурятский и русский костюм. В чём их сходство? Различия? (ответы детей). Психолог показывает детям разрезные картинки с бурятской и русской одеждой. ИГРА (пазлы) «СОБЕРИ КОСТЮМ» Рефлексия.
|