РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ |
Психология | |||
Автор: Ломакина Наталья Леонидовна Дурова Лина Сергеевна | |||
31.03.2022 16:15 | |||
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ Дурова Лина Сергеевна педагог-психолог Ломакина Наталья Леонидовна педагог-психолог МБДОУ д/с № 58 г. Белгород Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста является фактором, укрепляющим психическое и эмоциональное здоровье ребенка, это основа развития положительной адаптации и социализации в детском коллективе и в обществе в целом. Ребенок учится выражать чувства с помощью интонации, мимики, пантомимики; понимать переживания другого человека; управлять своими эмоциями в трудных ситуациях. Положительное эмоциональное состояние детей относится к числу важнейших условий развития личности. Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность детей дошкольного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других — чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия. Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.
Ранний возраст — время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств и эмоций, ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание. Только благодаря положительным эмоциям, совершенствуется способность запоминать информацию и говорить. Восприятие детей раннего возраста отличается от восприятия старшего дошкольника тем, что его развёрнутая деятельность нуждается во внешних опорах. В своей работе с детьми мы используем технологию развития эмоционального интеллекта на основе сказкотерапии посредством русско-народных сказок. Таких как, Курочка-Ряба, Репка, Теремок, Колобок, Рукавичка. Эмоциональный интеллект ребенка развивается весьма продуктивно. Ребенок активно сопереживает главным героям, ставит себя на их место, вербализирует эмоции естественным образом в процессе монологов и диалогов. Помимо этого, активно развивается способность к эмоциональному воображению: ребенок вместе с героем проживает все происходящее. Сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребёнком художественного произведения, каждый ребёнок открывает в ней свое собственное решение жизненных проблем. В этом возрасте у детей персонажами сказок являются животные. Характеры и поступки зверей дети соотносят с собой. Сказка очень близка ребёнку эмоционально, по мироощущению, поскольку ребёнок в некотором смысле находится ближе к животному миру, чем к миру взрослых. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Каждое педагогическое мероприятие с детьми раннего возраста с использованием сказкотерапии имеет свою структуру. Рассмотрим структурные компоненты на примере сказки «Курочка-Ряба». Сюрпризный момент – создает эффект неожиданности, который заинтриговывает, вызывает интерес, ребенок ждет продолжения, а что же дальше будет. Введение в ситуацию – на этом этапе использование потешек, прибауток, малых фольклорных форм помогает педагогу легко установить с ребёнком эмоциональный контакт. Во время проигрывание сказки вместе с детьми отражаем мимически и жестово характер героев, проговариваем их эмоции и примеряем на себя их черты характера. Рефлексию для детей раннего возраста целесообразно провести в форме беседы с детьми с целью эмоционального отреагирования на сказочный сюжет. Продуктивная деятельность является стимулом к развитию творческой активности ребенка, способствует развитию воображения, что играет значительную роль в его общем психическом развитии. На сегодняшний день в ДОУ 35 воспитанников раннего возраста. Использование технологии РЭИ посредством сказкотерапии существенно сократило время адаптационного периода к новым условиям ДОУ, способствовало снятию эмоционального и мышечного напряжения, снижению импульсивности, тревоги, развитию навыков взаимодействия детей друг с другом, развитию внимания, восприятия, речи, воображения, развитию общей и мелкой моторики, координации движений. В работе с детьми по методу сказкотерапии в процессе адаптации легкая и средняя степень адаптации составила 97 %. Таким образом, использование сказкотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста является эффективным средством развития эмоционального интеллекта.
|