СДВГ? Как помочь ребенку |
Психология | |||
Автор: Хубиян Этери Ашотовна | |||
30.03.2022 16:03 | |||
СДВГ? Как помочь ребенку Автор: Хубиян Этери Ашотовна, педагог-психолог ГБОУ Школа №1985 Разделы: Школьная психологическая служба Актуальность: В данной статье рассмотрена проблема СДВГ. Отражены основные аспекты поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Предложена схема нейропсихологического обследования. Даны рекомендации родителям. Ключевые слова: гиперактивность, нарушения внимания, эмоциональные нарушения Тематическая рубрика: дошкольное образование Любая проблема ребенка в большинстве случаев объясняется особенностями развития мозга. Дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти — это и есть СДВГ. Из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем нарушается эффективная деятельность и социальная адаптация ребенка. Наиболее ранним клиническим упоминанием о ребенке с синдромом дефицита внимания и гиперактивности может считаться описание, сделанное в 1798 году психиатром Александром Кричтоном. И уже в 1845 году немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман положил начало изучения проблемы, впервые описав чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, дав ему прозвище «непоседа Фил».
СДВГ – нейробиологическое состояние, характеризующееся неадекватным для данного возраста уровнями невнимательности, гиперактивности и импульсивности, которые проявляются в различных комбинациях в разных условиях: в детском саду, школе, дома и в иных социальных ситуациях. Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй — в 12-15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5-7 и 9-10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. У таких детей наблюдается нарушение сенсорной интеграции. Причины СДВГ могут быть разные. Одной из причин является наследственность (как правила у одного из родителей наблюдались подобные симптомы в детстве). К другим причинам относят родовую травму (смещение шейных позвонков), внутриутробную гипоксию, которая пагубно влияет на развитие головного мозга. Опасны травмы во время беременности, прием медикаментов в первой половине беременности, а также травмы и серьезные инфекционные заболевания в первые годы жизни ребенка. Важную роль играет питание, недостаток витаминов и минералов (витаминов Д, группы В, йода, магния, цинка). В последнее время число таких детей неуклонно растет и является одной из наиболее частых причин обращения родителей за помощью к психологу, неврологу, психиатру. Одни специалисты не считают это проблемой, другие – серьезным диагнозом. Родители чувствуют в обществе себя неловко с таким ребенком, испытывают трудности в воспитании. Не обращать на это внимание, рассчитывая, что все пройдет со временем, не правильно. Проблема ребенка с СДВГ усугубляется с поступлением в школу, когда наступает кризис семи лет. Ребенок становится неуправляемым, нуждается в помощи. Главное – не упустить время. В любом случае диагноз ставит психиатр, состояние здоровья оценивает невролог, психолог – когнитивные функции и поведенческие проявления. И только в комплексе со всеми специалистами и, иногда с медикаментозным лечением, можно добиться результата. Каковы же симптомы СДВГ? Это – нарушения внимания, гиперактивность, импульсивность. У некоторых детей отмечается парциальная несформированность высших психических функций. У детей с СДВГ часто наблюдаются и другие нарушения:
Чтобы определить характер и степень когнитивного нарушения и планировать дальнейшую работу с ребенком с СДВГ, я провожу нейропсихологическую диагностику, которая включает в себя ряд тестов, таких как:
По результатам диагностики составляется индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком. Главный фактор успешности – это организованность внимания. Поэтому особенно важно проводить занятия по развитию свойств внимания и произвольного компонента деятельности у детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. При планировании занятий учитываются психологические особенности гиперактивных детей, в ходе которых чередуются двигательные упражнения и интеллектуальные задачи, игры и совместная деятельность. Направления работы:
Нелегко приходится таким детям и в социуме. Дети с СДВГ испытывают трудности в общении. Часто становятся «изгоями» в группе — их не принимают в игру, дразнят. Задача взрослых — воспитателей, специалистов, родителей – помочь ребенку адаптироваться: привить социальные навыки, научить взаимодействовать со сверстниками, развить игровые способности. Ребенок не виноват в своих проблемах! Рекомендации родителям:
В запасе у родителей должен быть арсенал разнообразных развивающих игр, в которые можно играть всей семьей. Полезны прогулки на свежем воздухе, занятия в бассейне, аэройога – воздушная йога (под присмотром специалиста). Допустима также физическая активность, которая дополнит коррекционные занятия. Это:
Все эти меры помогут ребенку адаптироваться к социуму, успешно осваивать общеобразовательную программу. Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть! Список используемой литературы
|