Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СДВГ? Как помочь ребенку
Психология
Автор: Хубиян Этери Ашотовна   
30.03.2022 16:03

СДВГ? Как помочь ребенкуСДВГ? Как помочь ребенку

Автор: Хубиян Этери Ашотовна, педагог-психолог ГБОУ Школа №1985

Разделы: Школьная психологическая служба

Актуальность: В данной статье рассмотрена проблема СДВГ. Отражены основные аспекты поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Предложена схема нейропсихологического обследования. Даны рекомендации родителям.

Ключевые слова: гиперактивность, нарушения внимания, эмоциональные нарушения

Тематическая рубрика: дошкольное образование

Любая проблема ребенка в большинстве случаев объясняется особенностями развития мозга. Дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти — это и есть СДВГ. Из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем нарушается эффективная деятельность и социальная адаптация ребенка.

Наиболее ранним клиническим упоминанием о ребенке с синдромом дефицита внимания и гиперактивности может считаться описание, сделанное в 1798 году психиатром Александром Кричтоном. И уже в 1845 году немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман положил начало изучения проблемы, впервые описав чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, дав ему прозвище «непоседа Фил».

 

Скачать конспект

СДВГ – нейробиологическое состояние, характеризующееся неадекватным для данного возраста уровнями невнимательности, гиперактивности и импульсивности, которые проявляются в различных комбинациях в разных условиях: в детском саду, школе, дома и в иных социальных ситуациях. Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй — в 12-15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5-7 и 9-10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память.

У таких детей наблюдается нарушение сенсорной интеграции. Причины СДВГ могут быть разные. Одной из причин является наследственность (как правила у одного из родителей наблюдались подобные симптомы в детстве). К другим причинам относят родовую травму (смещение шейных позвонков), внутриутробную гипоксию, которая пагубно влияет на развитие головного мозга. Опасны травмы во время беременности, прием медикаментов в первой половине беременности, а также травмы и серьезные инфекционные заболевания в первые годы жизни ребенка. Важную роль играет питание, недостаток витаминов и минералов (витаминов Д, группы В, йода, магния, цинка).

В последнее время число таких детей неуклонно растет и является одной из наиболее частых причин обращения родителей за помощью к психологу, неврологу, психиатру. Одни специалисты не считают это проблемой, другие – серьезным диагнозом. Родители чувствуют в обществе себя неловко с таким ребенком, испытывают трудности в воспитании. Не обращать на это внимание, рассчитывая, что все пройдет со временем, не правильно.

Проблема ребенка с СДВГ усугубляется с поступлением в школу, когда наступает кризис семи лет. Ребенок становится неуправляемым, нуждается в помощи. Главное – не упустить время. В любом случае диагноз ставит психиатр, состояние здоровья оценивает невролог, психолог – когнитивные функции и поведенческие проявления. И только в комплексе со всеми специалистами и, иногда с медикаментозным лечением, можно добиться результата.

Каковы же симптомы СДВГ? Это – нарушения внимания, гиперактивность, импульсивность. У некоторых детей отмечается парциальная несформированность высших психических функций.

У детей с СДВГ часто наблюдаются и другие нарушения:

  • нарушение координации – тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, письмо), равновесие (трудно кататься на велосипеде, самокате), зрительно-пространственной координации (игровая деятельность)
  • эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость)
  • нарушение коммуникативной сферы (сложность в общении со сверстниками)
  • парциальная задержка развития (трудности в обучении: счет, письмо, чтение дается с трудом).

Чтобы определить характер и степень когнитивного нарушения и планировать дальнейшую работу с ребенком с СДВГ, я провожу нейропсихологическую диагностику, которая включает в себя ряд тестов, таких как:

  • таблица Шульте (5 таблиц с произвольно расположенными цифрами от 1 до 25)
  • тест Поппельрейтера (изображение контура, силуэта знакомых предметов, наложенных один на другой)
  • тест Д.Векслера (изображение предметов с недостающими деталями)
  • тест «заборчик» (С. Д. Забрамная)
  • тест движений пальцев рук (А. Р. Лурия).

По результатам диагностики составляется индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком. Главный фактор успешности – это организованность внимания. Поэтому особенно важно проводить занятия по развитию свойств внимания и произвольного компонента деятельности у детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. При планировании занятий учитываются психологические особенности гиперактивных детей, в ходе которых чередуются двигательные упражнения и интеллектуальные задачи, игры и совместная деятельность. Направления работы:

  • развитие дефицитарных функций (развитие произвольного внимания, функции двигательного контроля, самоконтроля)
  • отработка конкретных навыков взаимодействия со сверстниками (упражнения на развитие коммуникативных навыков)
  • работа с гневом (обучение приемам саморегуляции и выражения гнева).

Нелегко приходится таким детям и в социуме. Дети с СДВГ испытывают трудности в общении. Часто становятся «изгоями» в группе — их не принимают в игру, дразнят. Задача взрослых — воспитателей, специалистов, родителей – помочь ребенку адаптироваться: привить социальные навыки, научить взаимодействовать со сверстниками, развить игровые способности.

Ребенок не виноват в своих проблемах!

Рекомендации родителям:

  • вместо запретов предоставьте ребенку альтернативный выбор, переключите внимание на какое-либо действие, предмет
  • способствуйте повышению самооценки, хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркните даже незначительные успехи
  • озвучивая свои требования и инструкции ребенку, старайтесь соблюдать последовательность и реальность: «сейчас я буду тебя одевать» или «мы оденемся и пойдем на улицу»
  • не забывайте о том, что ваш ребенок не из вредности дергает ногой и вскакивает в транспорте, когда вы просите его спокойно посидеть. Да и невнимательным ребенок бывает не специально
  • старайтесь всегда держать под контролем его действия, а лучше — все совершать вместе, придерживаясь определенного ритма
  • не отвечайте ребенку однозначно и грубо: объясните, почему такое поведение недопустимо или обижает вас
  • старайтесь вести себя с ребенком адекватно: не завышайте планку своих требований, но и не старайтесь ему потакать
  • если у вас невнимательный ребенок, наберитесь терпения и спокойно повторяйте свои просьбы столько раз, сколько потребуется для того, чтобы вас услышали
  • старайтесь вызвать у ребенка интерес, подключив его тягу к соревнованию: «Давай, кто быстрее соберет игрушки — тот…»
  • всегда показывайте свою реакцию на слова и жесты ребенка, не игнорируйте его
  • не прибегайте к физическому наказанию, унижению.

В запасе у родителей должен быть арсенал разнообразных развивающих игр, в которые можно играть всей семьей. Полезны прогулки на свежем воздухе, занятия в бассейне, аэройога – воздушная йога (под присмотром специалиста). Допустима также физическая активность, которая дополнит коррекционные занятия. Это:

  • дыхательные упражнения по А.Стрельниковой (обеспечивает кровоток к головному мозгу, насыщая кислородом)
  • упражнения на балансире (развивает координацию движений)
  • перекаты на правый-левый бок, лежа на полу, согнув ноги в коленях
  • лежа на полу, вытянув руки вверх, 5-6 перекатов со спины на живот
  • прыжки со стула на мягкую поверхность (с подстраховкой)
  • подпрыгивания, сидя на гимнастическом мяче
  • сидя на полу – «езда на велосипеде» с сопротивлением (выполняется в парах).

Все эти меры помогут ребенку адаптироваться к социуму, успешно осваивать общеобразовательную программу.

Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть!

Список используемой литературы

  1. Дети с СДВГ, или «неудобные дети» И.Г. Моляк, журнал Справочник педагога-психолога, №8, 2014г.
  2. «Синдром дефицита внимания», Российский вестник перинтологии, №3 2000г
  3. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», Забрамная С.Д., Боровик О.В., Издательство «Владос», 2008г
  4. Программа развития внимания и произвольного компонента деятельности у детей с СДВГ «Школа Внимания», Международная общеобразовательная школа «Интеграция ХХI век», 2019г
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год