Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Психология
Автор: Сибрина Ольга Владимировна   
24.03.2022 08:39

Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ.Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Дошкольный период является сенситивным для всех детей, а особенно для детей с разными нарушениями в развитии — различными по характеру и глубине отклонениями в развитии сенсорной сферы, а также речевого и интеллектуального развития. Эти особенности приводит ко многим затруднениям познания аномальными детьми окружающего мира и к ограничению средств их общения с другими людьми, сопровождают трудностями в их социальной, дошкольной и школьной адаптации. Перед педагогами детского сада стоят задачи: реабилитация, коррекция, компенсация. также не стоит забывать о здоровьесбережении.

Многие исследователи в области психологии и педагогики подчеркивают важность развития сенсорной сферы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это и З. М. Богуславская, Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Подъяков, А. В. Усова. Авторы считают, что воспитание сенсорной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом.

 

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие с одной стороны составляет основной фундамент общего умственного развития ребенка, с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в дошкольном учреждении, в школе и для многих видах труда.

В развитии сенсорной сферы большое значение имеет речь. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его, делают его более уверенным в своих действиях. Введение в словарь ребенка названий разных признаков помогает развить способность к сравнению — важнейшей мыслительной операции.

Исходя из вышеперечисленного, обозначим задачи по сенсорному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья: формировать сенсорные эталоны; развивать восприятие детей, активно включая все анализаторы; развивать мелкую моторику; обучать способам обследования предметов; обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности; упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название; учить детей называть свойства предметов.

Чтобы сенсорный опыт накапливался и обогащался планомерно и постоянно, детей необходимо научить действовать в определенной последовательности. то есть организовать перцептивное восприятие по заранее продуманному плану.

  1. Восприятие целостного образа предмета.
  2. Выявление основных частей предмета и определение свойств.
  3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга.
  4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
  5. Повторное целостное восприятие предмета.

Усвоив тот или иной признак предмета в одном виде деятельности, ребенок использует его в остальных видах деятельности, поэтому важно, чтобы сенсорное воспитание включалось во все моменты жизни малыша, в разные виды деятельности. В процессе развития восприятия необходимо включать разные органы чувств, вызывать положительный эмоциональный отклик, побуждать к самостоятельности в различных видах деятельности.

Для диагностики уровня сенсорных умений и навыков используются специальные тесты из программы (отдельно по каждому возрасту) и свои дидактические пособия. Выявили, что дети младшего возраста, как правило испытывают трудности в нескольких разделах: ориентировка в основных цветах (особенно трудно дается детям ориентироваться в определении синего и зеленого цветов); сравнение предметов по размеру, особенно сопоставление предметов на глаз.

Таким образом в настоящее время специалисты, занимающиеся коррекционно-педагогической работой с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии, доказали, что ранняя и целенаправленная педагогическая работа способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии этих детей.

Сибрина Ольга Владимировна (воспитатель)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год