Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ. |
Психология | |||
Автор: Сибрина Ольга Владимировна | |||
24.03.2022 08:39 | |||
Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ. Дошкольный период является сенситивным для всех детей, а особенно для детей с разными нарушениями в развитии — различными по характеру и глубине отклонениями в развитии сенсорной сферы, а также речевого и интеллектуального развития. Эти особенности приводит ко многим затруднениям познания аномальными детьми окружающего мира и к ограничению средств их общения с другими людьми, сопровождают трудностями в их социальной, дошкольной и школьной адаптации. Перед педагогами детского сада стоят задачи: реабилитация, коррекция, компенсация. также не стоит забывать о здоровьесбережении. Многие исследователи в области психологии и педагогики подчеркивают важность развития сенсорной сферы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это и З. М. Богуславская, Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Подъяков, А. В. Усова. Авторы считают, что воспитание сенсорной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие с одной стороны составляет основной фундамент общего умственного развития ребенка, с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в дошкольном учреждении, в школе и для многих видах труда. В развитии сенсорной сферы большое значение имеет речь. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его, делают его более уверенным в своих действиях. Введение в словарь ребенка названий разных признаков помогает развить способность к сравнению — важнейшей мыслительной операции. Исходя из вышеперечисленного, обозначим задачи по сенсорному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья: формировать сенсорные эталоны; развивать восприятие детей, активно включая все анализаторы; развивать мелкую моторику; обучать способам обследования предметов; обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности; упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название; учить детей называть свойства предметов. Чтобы сенсорный опыт накапливался и обогащался планомерно и постоянно, детей необходимо научить действовать в определенной последовательности. то есть организовать перцептивное восприятие по заранее продуманному плану.
Усвоив тот или иной признак предмета в одном виде деятельности, ребенок использует его в остальных видах деятельности, поэтому важно, чтобы сенсорное воспитание включалось во все моменты жизни малыша, в разные виды деятельности. В процессе развития восприятия необходимо включать разные органы чувств, вызывать положительный эмоциональный отклик, побуждать к самостоятельности в различных видах деятельности. Для диагностики уровня сенсорных умений и навыков используются специальные тесты из программы (отдельно по каждому возрасту) и свои дидактические пособия. Выявили, что дети младшего возраста, как правило испытывают трудности в нескольких разделах: ориентировка в основных цветах (особенно трудно дается детям ориентироваться в определении синего и зеленого цветов); сравнение предметов по размеру, особенно сопоставление предметов на глаз. Таким образом в настоящее время специалисты, занимающиеся коррекционно-педагогической работой с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии, доказали, что ранняя и целенаправленная педагогическая работа способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии этих детей. Сибрина Ольга Владимировна (воспитатель)
|