Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Понятие «индивидуально — типологические особенности» в научной литературе
Психология
Автор: Слесарчук Вера Сергеевна Леонтьева Галина Степановна   
22.03.2022 17:31

Понятие «индивидуально — типологические особенности» в научной литературеПонятие «индивидуально — типологические особенности» в научной литературе

Для обозначения особенностей человека в психологии чаще всего используются такие понятия, как «индивидуальные различия», «психологические особенности», «индивидуальные особенности», «индивидуально-психологические особенности», «типологические» или «индивидуально-типологические особенности». Одним из противоречий при формулировке каждого из указанных понятий является сложность определения компонентного состава той области, которую определяют данные понятия. Сложность связана, прежде всего, с тем, что зачастую не только единичные характеристики, но и целые их группы относятся как к одному, так и к другому понятию, что мешает определению уникальности каждого в отдельности понятия.

Отечественная психология индивидуальных различий, занимающаяся изучением психологических различий, связана с исследованиями А.Ф. Лазурского. Создавая научную теорию индивидуальных различий, он предлагал изучать характер, темперамент человека как черты индивидуальности. Основную цель индивидуальной психологии А.Ф. Лазурский видел в том, чтобы «построить человека из его наклонностей, а также составить целую, естественную классификацию характера»

 

Помимо этого в отечественной психологии в контексте изучения основ индивидуальных различий и индивидуальности в целом основное внимание уделяется структуре психологических характеристик Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Б.М. Теплов.

В трудах Б.М. Теплова и его последователей (В. Д. Небылицын, В.М. Русалов и др.) индивидуальные различия, выявленные в дифференциальной психофизиологии, были связаны, с одной стороны, с работой мозга, с другой – с личностными проявлениями. Б.М. Теплов отмечал, что в индивидуальных различиях людей проявляется действие наиболее общих законов человеческого поведения, и, с другой стороны, «конкретное проявление любого общего закона психологии всегда включает в себя фактор индивидуальности». Понимая под индивидуально-психологическими особенностями «устойчивые свойства, которыми один человек отличается от других», Б.М. Теплов непосредственную их основу видит в устойчивых системах условных рефлексов, вырабатывающихся в процессе жизненного воспитания.

Автор отмечает, что возможны два подхода в научной характеристике индивидуальных различий: количественный и группировка по типам. В первом подходе, который можно охарактеризовать как аналитический, количественной характеристикой отдельных свойств является рост, вес, быстрота, прочность запоминания, чувствительность каждого из анализаторов и др. Второй подход – синтетический, он предполагает группировку индивидуумов, деление их на типы, которые в своей основе могут иметь различные свойства: память (зрительная, слуховая, двигательная, наглядно-образная, словесно-отвлеченная); типы строения тела (атлетический, астенический, пикнический) и др. Следуя первому подходу, в основу своей работы Б.М. Теплов кладет физиологические понятия о типологических свойствах нервной системы, открытых И.П. Павловым, ставя конечной целью слияние обоих подходов.

Свойства нервной системы, отмечал Б.М. Теплов, – это природные, врожденные особенности нервной системы. Они наиболее устойчивы, не изменяются в течение жизни человека, поэтому являются универсальными, базовыми и системообразующими чертами личности. Типологические свойства, согласно теории Б.М. Теплова, входят в состав природных основ развития способностей, в состав задатков, свойств нервной системы, они не определяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы, труднее – другие.

Б.Г. Ананьев, считал, что для понимания структуры психических свойств необходима интеграция знаний о человеке, поэтому его работы посвящены теоретическому обоснованию «синтетического или комплексного подхода к исследованию человека, т.е. возможности и необходимости исследования человека с точки зрения разных научных дисциплин». В основе подхода Б.Г. Ананьева лежало выделение в структуре индивидуальности природных и социально-детерминированных свойств человека. Соответственно этому он рассматривал в структуре психических свойств человека, с одной стороны, свойства индивида, а с другой – свойства субъекта деятельности и свойства личности.

Индивидные или природные свойства человека образуются тремя группами первичных характеристик: во-первых, принадлежностью к определенному полу, конституциональными характеристиками, (телосложение, биохимические свойства), во-вторых – нейродинамическими свойствами, в-третьих – билатеральными особенностями (симметрии организма). Именно эти характеристики образуют класс первичных свойств, которые он назвал индивидуально-типическими.

Б.Г. Ананьев считал, что генетически исходным является уровень индивидных, природно-биологических свойств человека, составляющий функциональную основу для развития психических функций, процессов, состояний и свойств личности. Половые, возрастные и индивидуально-типические свойства являются первичными индивидными свойствами и образуют трехмерное пространство, в котором формируются вторичные индивидные свойства – психофизиологические функции и структура органических потребностей. Ученый полагал, что «индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. Другой подход к исследованию индивидуальности представлен у В.С. Мерлина. Индивидуальность, по В.С. Мерлину, – это иерархически упорядоченная система свойств всех ступеней развития материи – от физических, биохимических, физиологических, нейродинамических (свойств организма), психодинамических (свойств индивида), личностных свойств и т. д. вплоть до групповых и общественно-исторических.

В.С. Мерлин определял эту концепцию как «интегральную теорию индивидуальности», подчеркивал, что понятие индивидуальности интегрирует в себе всю совокупность свойств человека. «Интегральная индивидуальность – это не совокупность особых свойств, а отличная или противоположная другой совокупности, обозначаемая как характеристики типичности человека. Интегральная индивидуальность – это особый, выражающий интегральное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека». А.Бине и В.Анри «индивидуальные особенности» человека понимают, как единичное, противопоставляются «общим особенностям» как общему и типичному для группы людей. В исследованиях А.Бине в основном уделяется внимание интеллектуальным и сложным индивидуально-психологическим различиям. В связи с этим и была выдвинута основа проблемы формирования интегральной индивидуальности как результата взаимодействия частных психических функций.

Таким образом, на основе исследований Б.Г. Ананьева, Б.М. Теплова можно считать, что индивидуально — типологические особенности – это своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, способностях, которые образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год