Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Народные игры-потешки как средство стимулирования активной речи детей 2-3 года жизни
Психология
Автор: Архипова Тамара Юрьевна   
27.01.2022 18:17

Народные игры-потешки как средство стимулирования активной речи детей 2-3 года жизниНародные игры-потешки как средство стимулирования активной речи детей 2-3 года жизни

Архипова Тамара Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 17» г. Чебоксары Чувашская Республика

В наше время электронные помощники – гаджеты, смартфоны и т.п. не могут заменить ласковые мамины руки, ее любимый голос. Четкая мамина артикуляция и правильное речевое дыхание – все это важно для полноценного развития ребенка еще с раннего возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы и практическая работа в дошкольном учреждении позволили выявить, что в последнее время ежегодно увеличивается количество малышей, нуждающихся в ранней психолого-педагогической помощи, а именно развития речи детей 2-3 года жизни. Развитие таких двух неразрывно связанных между собой психических процессов как мышления и речи является одной из задач интеллектуального развития детей раннего возраста.

Скачать конспект 

Ранний возраст – совершенно особый период – период созревания всех органов и систем. По мнению многих ученых, как отечественных, так и зарубежных, умственное развитие ребенка приходится на первые три года его жизни. Выдающиеся педагоги Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин определяют период раннего возраста как период бурного сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, начального формирования личности ребенка.

Еще выдающийся психолог Л.С. Выготский отмечал, что «…ранний возраст сенситивен во всем», а о детской речи писал, что ребенок имеет особую чувствительность к речевому восприятию и речевому обучению Развитие такого социального показателя, как активная речь, имеет определенную связь с биологическим анамнезом: протекание беременности матери и роды ребенка, диагноз невропатолога при рождении ребенка. Немаловажное значение имеет и социальный анамнез в развитии ребенка, формировании его личности [4].

Ведущую роль в формировании личности и развития ребенка раннего возраста играет взрослый. Ранний возраст характеризуется быстрым темпом развития и несовершенной нервной системой, т.е. скачкообразностью развития, скачкообразно развивается также и речь. Быстрый темп развития возможен при большой пластичности организма, его возможностях при развитии таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать.

Мою профессию психолога можно назвать «инженером детских душ». К большому сожалению, наблюдения за детьми показывают, что в период 2-х лет уже можно наблюдать задержку в речевом развитии ребенка, часто дети пользуются облегченными словами, а родители не культивируют дальнейшее развитие речи своего малыша, бывает и так, что ребенок почти не пользуется речью, ведь «мама и папа все понимают по жестам и мимике».

Взрослый для маленького ребенка – это источник радости, защиты, заботы и лишь постоянное непосредственное общение взрослого с ребенком может обеспечить полноценное развитие малыша. В исследованиях М.И. Лисиной отмечено о важности общения ребенка со взрослым, как жизненно важной потребности малыша. Необходимо взрослому разговаривать с ребенком, а именно использовать мимику, жесты, менять интонацию, напевать, приговаривать в рифму. При этом эмоциональное общение с ребенком должно проходить в атмосфере сотрудничества и доверия, малыш должен почувствовать, что взрослый любит его, не принуждает к выполнению каких-либо действий и только тогда ребенок сам, будучи заинтересованным, станет активным исследователем окружающего его мира.

Использование малых форм фольклора, как разнообразных игр с речевым сопровождением (песенки, потешки, стишки) являются базовым средством для эмоционального, интеллектуально-речевого развития маленьких детей, они налаживают эмоционально-тактильный контакт ребенка с родителями, отвлекают от грустного, развлекают.

Наблюдения показывают, что малышам нравится рифмованная речь, ее звучание, они с большим удовольствием слушают потешки. Не зря советский педагог Е.И. Тихеева в своих трудах не раз подчеркивала эту особенность детей: «Потребность в ритмической рифмованной речи, несомненна, присуща их возрасту и обоснована ходом их развития». В своей работе с детьми раннего возраста я использую произведения народного творчества, основной целью потешек (игр) является: приучать ребенка слушать речь, понимать смысл потешки, соотносить свои действия с текстом. Потешки можно использовать везде: после сна, во время умывания, одевания на прогулку. Например, во время умывания ребенка, мытья рук можно напевая прочитать:

Водичка-водичка,

Умой мое личко.

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Маленькие дети очень любят играть со звуками. Почти все народные потешки построены на диалогах и часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши могут произноситься в различном темпе и разной интонацией.

«Ладушки»

Слова

Движения

- Ладушки, ладушки!

Где были? - У бабушки.

- Что ели? – Кашку!

- Что пили? – Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Ш-у-у-у – полетели!

На головку сели!

Сели, посидели,

Прочь улетели!

Вместе со взрослым ребенок тихонько хлопает в такт словам потешки

Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова «Прочь улетели!» разводят руки и опускают на колени.

Главной особенностью потешки - сокровищницы народной педагогики, является то, что слова сопровождаются действиями, движениями пальчиков, рук и ног. Совместное выполнение взрослого с ребенком действий с текстом потешки включит в маленьком человечке подражательность, поможет побудить малыша к правильной речи. Так, на занятиях сначала рассматриваем картинку с изображением, например, козы, а дети сидят на стульях, я сажусь напротив:

«Коза»

Слова

Движения

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест, молока кто не пьет – Забодает, забодает, забодает

Вместе со взрослым дети делают «рожки» - выставив указательный палец и мизинец, над головой.

Ножками топают.

Глазками моргают.

При слове «забодает» дети убегают от козы, а взрослый догоняет

Еще советский педагог Н.К. Крупская в своих педагогических сочинениях отмечала о большой роли словесной игры, как важнейшем средстве всестороннего воспитания дошкольников: «…игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». Для стимулирования активной речи малышей и развития движений для пальцев, вспоминая слова В.А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», широко использую с детьми народные игры-потешки (пальчиковые), например:

«Сорока»

Слова

Движения

Сорока-белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Ты воду не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!

Ничего не дали!      

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают большой, указательный, средний, безымянный пальцы левой руки.

Мизинец не загибаем.

Указательным пальцем правой руки грозим мизинцу левой руки

Руки разводим в стороны

Польза от потешек многогранна, это и сенсорное развитие, и развитие речи, и развитие мелкой моторики, и развитие музыкального слуха и ритма, и, главное, эмоционально-тактильный контакт малыша и взрослого.

Пусть Ваши дети растут счастливыми. Здоровья Вам и Вашим детям!

Использованная литература:

  1. Бондаренко А.К. Словесные игры для детей в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд.2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1977.
  2. Воспитание детей раннего возраста / Под ред.Г.М. Ляминой. Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1976.
  3. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  4. Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста: Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  5. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманитар. изд. Центр Владос, 2004.
  6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». - СПб: Лань, 1999.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год