Развитие эмоциональной сферы детей 2-4 лет (из опыта работы) |
Психология | |||
Автор: Панфилова Татьяна Федоровна Слинько Карина Юрьевна | |||
24.01.2022 16:56 | |||
Развитие эмоциональной сферы детей 2-4 лет (из опыта работы) Панфилова Татьяна Федоровна, Слинько Карина Юрьевна МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47 г. Белгорода Младший дошкольный возраст это период, когда в ребенке закладываются все основные функции человека, в том числе психологические. Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем при становлении личности дошкольников. Эмоции оказывают мотивирующее воздействие на поведение и влияют на восприятие, обучение и производительность, способствуя адаптации человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков. Эмоциональная сфера является важнейшим этапом развития человека и помогает ему приспособится к жизни в социуме.
Мы считаем необходимым не только изучать, но и активно развивать эмоции с раннего возраста у детей, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка. Поэтому мы решили работать над эмоциональной сферой младших дошкольников в рамках темы по самообразованию. Основной задачей было познакомить детей с видами эмоций, обозначить их значимость, способствовать их открытому проявлению в общении со взрослыми и сверстниками, формировать понятия: о сопереживании близким, сверстникам, игровым персонажам, проявлять сочувствие и т.д. Если вовремя не уделить внимание на эмоциональное развитие маленького че-ловека, есть риск, что самостоятельно он не научится правильно выражать свои эмоции, закроется в себе и не будет делится своими чувствами с окружающими, что приведет к коммуникативному барьеру. В следствии чего, ребенок будет расти неактивным и неуверенным в себе. Эмоции не только помогают ребенку и отражаются в его характере и поведении, они могут так же мешать ему в правильном восприятии окружающей ситуации. Особенно сложно приходится детям раннего возраста, когда у них идет "кризис 3 лет", они очень импульсивны и взрослым необходимо в такие моменты направить ребенка в правильном направлении, развивать у них симпатию и антипатию, которые со временем будут складываться в такие чувства как взаимоуважение, любовь, дружба, понимание. Важно понимать, что характерное для возраста проявление требований "Я-сам!", прежде всего говорит о появлении у ребенка потребности в самостоятельности, а не о фактическом уровне его возможностей. Поэтому, придя в детский сад, ребенок сразу попадает в мир эмоций и здесь, необходимо активное включение окружающих его взрослых, в том числе воспитателей. Задача воспитателя поддержать ребенка в его стремлениях к самостоятельности, потому что она формируется в опыте со-трудничества с окружающими. Умение проявлять и контролировать свои эмоции у детей раннего возраста помогают им приспособиться к жизни в социуме. Нами была разработана технология эмоционального воспитания младших дошкольников. В первую очередь, мы определили, что в группах раннего развития, должна быть настроена доброжелательная атмосфера взаимодействия не только с детьми, но и со всеми взрослыми, кто присутствует в ней. Детей всегда необходимо встречать с улыбкой и в хорошем настроении. Если у ребенка нет настроения, необходимо в раздевалку положить яркие, интересные игрушки, которые смогут его привлечь и настроить положительно к проведению дня в детском саду. В течение дня, так же не стоит оставлять без внимания эмоциональное развитие детей. Всем известно, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игры обладают высокой эмоциональной насыщенностью, поэтому необходимо как можно чаще использовать игры в течение дня. Дидактическая игра «Эмоциональные зверята» Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать; снятие психоэмоционального напряжения. Описание игры:
«Найди такую же эмоцию» Цель: учить находить две одинаковые эмоции, Развивать у детей речь, внимание, логическое мышление. «Разрезные картинки» Цель: расширение представлений об эмоциях и их проявлениях, учить детей из частей составлять целое изображение. Данные игры приносят детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий. Мы для себя составили картотеку эмоциональных игр, которые наиболее интересны данному возрасту и эффективно применяются в течение дня. Важнейшим, в работе с ранним и младшим возрастом, является использование наглядности, поэтому, на занятиях или во время свободной деятельности можно использовать просмотр обучающих роликов, мультфильмов, чтение сказок, в которых отражаются педагогические ситуации о чувствах человека. В группах были по максимуму созданы условия, для благоприятного эмоционального развития детей. Освоение мира эмоций, происходит у детей и во время посещения куль-турно-массовых мероприятий, праздничных концертов, развлечений, тематических мероприятий. Здесь важна максимальная включенность детей в проведении мероприятия, так как у дошкольников появляется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его волноваться по поводу возможных результатов его деятельности. Не стоит так же забывать о том, что первоначальное формирование эмоций у ребенка происходит в семье. Поэтому очень важна работа с родителями и близкими родственниками воспитанников. Мы провели такие тематическую консультацию для родителей: «Эмоции моего ребенка». Очень важно и совместное проведение мероприятий для родителей и детей, здесь необходимо по-максимуму привлекать взрослых к участию, так как для детей очень важно присутствие его мамы или папы на мероприятии. Можно так же подключать родителей к созданию групповой атмосферы, предметной среды группы, позволяющей формировать положительные эмоции у детей. Такая работа с родителями напрямую покажет, что задача дошкольного образовательного учреждения это создание максимально комфортных и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, а положительный результат работы над формированием эмоциональной сферой ребенка может быть достигнут только совместными усилиями ДОУ и семьи. Исходя из опыта работы над эмоциональной сферой младших дошкольников, мы пришли к выводу, что в настоящее время в дошкольных учреждениях развитию эмоциональной сферы уделяется недостаточное внимание, так как в основном упор идет на интеллектуальное развитие. Однако, умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. В процессе работы, мы убедились, что эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Необходимо просто уметь слушать ребенка, сопереживать ему, давать волю в выражении своих эмоций. Педагоги в детских дошкольных образовательных учреждениях должны стремиться к созданию в группах благоприятного психологического климата, для установления тесных эмоциональных контактов с каждым воспитанником. Человеческие взаимоотношения, поступки людей — это источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других составляющих эмоциональной сферы. Нехватка времени у родителей, усталость, большая нагрузка в работе и быту, очень сильно отпечатывается на личностном развитии ребенка, в том числе его эмоциональной сфере. Именно поэтому, мы считаем, что необходимо внедрять в образовательные процессы программы по эмоциональному воспитанию детей, а так же, привлекать семьи к данному процессу, предполагая, что совершенствование раннего эмоционального воспитания будет иметь положительное влияние на всю жизнь ребенка: индивидуальное обучение, межличностные отношения, адаптацию, контроль импульсов и правильное преодоление трудностей, с которыми сталкивается жизнь
|