Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие эмоциональной сферы детей 2-4 лет (из опыта работы)
Психология
Автор: Панфилова Татьяна Федоровна Слинько Карина Юрьевна   
24.01.2022 16:56

Развитие эмоциональной сферы детей 2-4 лет (из опыта работы)Развитие эмоциональной сферы детей 2-4 лет (из опыта работы)

Панфилова Татьяна Федоровна, Слинько Карина Юрьевна МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47 г. Белгорода

Младший дошкольный возраст это период, когда в ребенке закладываются все основные функции человека, в том числе психологические. Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем при становлении личности дошкольников.

Эмоции оказывают мотивирующее воздействие на поведение и влияют на восприятие, обучение и производительность, способствуя адаптации человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков. Эмоциональная сфера является важнейшим этапом развития человека и помогает ему приспособится к жизни в социуме.

 

Мы считаем необходимым не только изучать, но и активно развивать эмоции с раннего возраста у детей, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка. Поэтому мы решили работать над эмоциональной сферой младших дошкольников в рамках темы по самообразованию. Основной задачей было познакомить детей с видами эмоций, обозначить их значимость, способствовать их открытому проявлению в общении со взрослыми и сверстниками, формировать понятия: о сопереживании близким, сверстникам, игровым персонажам, проявлять сочувствие и т.д. Если вовремя не уделить внимание на эмоциональное развитие маленького че-ловека, есть риск, что самостоятельно он не научится правильно выражать свои эмоции, закроется в себе и не будет делится своими чувствами с окружающими, что приведет к коммуникативному барьеру. В следствии чего, ребенок будет расти неактивным и неуверенным в себе.

Эмоции не только помогают ребенку и отражаются в его характере и поведении, они могут так же мешать ему в правильном восприятии окружающей ситуации. Особенно сложно приходится детям раннего возраста, когда у них идет "кризис 3 лет", они очень импульсивны и взрослым необходимо в такие моменты направить ребенка в правильном направлении, развивать у них симпатию и антипатию, которые со временем будут складываться в такие чувства как взаимоуважение, любовь, дружба, понимание. Важно понимать, что характерное для возраста проявление требований "Я-сам!", прежде всего говорит о появлении у ребенка потребности в самостоятельности, а не о фактическом уровне его возможностей. Поэтому, придя в детский сад, ребенок сразу попадает в мир эмоций и здесь, необходимо активное включение окружающих его взрослых, в том числе воспитателей. Задача воспитателя поддержать ребенка в его стремлениях к самостоятельности, потому что она формируется в опыте со-трудничества с окружающими. Умение проявлять и контролировать свои эмоции у детей раннего возраста помогают им приспособиться к жизни в социуме.

Нами была разработана технология эмоционального воспитания младших дошкольников. В первую очередь, мы определили, что в группах раннего развития, должна быть настроена доброжелательная атмосфера взаимодействия не только с детьми, но и со всеми взрослыми, кто присутствует в ней. Детей всегда необходимо встречать с улыбкой и в хорошем настроении. Если у ребенка нет настроения, необходимо в раздевалку положить яркие, интересные игрушки, которые смогут его привлечь и настроить положительно к проведению дня в детском саду. В течение дня, так же не стоит оставлять без внимания эмоциональное развитие детей. Всем известно, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игры обладают высокой эмоциональной насыщенностью, поэтому необходимо как можно чаще использовать игры в течение дня.

Дидактическая игра «Эмоциональные зверята»

Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать; снятие психоэмоционального напряжения.

Описание игры:

  • Изобрази радостного зайчика (медвежонка, лягушонка и т. д.)
  • Изобрази сердитого (грустного, веселого и т. д.) медвежонка (зайчонка и т. д.)
  • Превратимся в лесных зверюшек и изобразим разные настроения.

«Найди такую же эмоцию»

Цель: учить находить две одинаковые эмоции, Развивать у детей речь, внимание, логическое мышление.

«Разрезные картинки»

Цель: расширение представлений об эмоциях и их проявлениях, учить детей из частей составлять целое изображение.

Данные игры приносят детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий. Мы для себя составили картотеку эмоциональных игр, которые наиболее интересны данному возрасту и эффективно применяются в течение дня.

Важнейшим, в работе с ранним и младшим возрастом, является использование наглядности, поэтому, на занятиях или во время свободной деятельности можно использовать просмотр обучающих роликов, мультфильмов, чтение сказок, в которых отражаются педагогические ситуации о чувствах человека. В группах были по максимуму созданы условия, для благоприятного эмоционального развития детей.

Освоение мира эмоций, происходит у детей и во время посещения куль-турно-массовых мероприятий, праздничных концертов, развлечений, тематических мероприятий. Здесь важна максимальная включенность детей в проведении мероприятия, так как у дошкольников появляется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его волноваться по поводу возможных результатов его деятельности.

Не стоит так же забывать о том, что первоначальное формирование эмоций у ребенка происходит в семье. Поэтому очень важна работа с родителями и близкими родственниками воспитанников. Мы провели такие тематическую консультацию для родителей: «Эмоции моего ребенка». Очень важно и совместное проведение мероприятий для родителей и детей, здесь необходимо по-максимуму привлекать взрослых к участию, так как для детей очень важно присутствие его мамы или папы на мероприятии. Можно так же подключать родителей к созданию групповой атмосферы, предметной среды группы, позволяющей формировать положительные эмоции у детей. Такая работа с родителями напрямую покажет, что задача дошкольного образовательного учреждения это создание максимально комфортных и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, а положительный результат работы над формированием эмоциональной сферой ребенка может быть достигнут только совместными усилиями ДОУ и семьи.

Исходя из опыта работы над эмоциональной сферой младших дошкольников, мы пришли к выводу, что в настоящее время в дошкольных учреждениях развитию эмоциональной сферы уделяется недостаточное внимание, так как в основном упор идет на интеллектуальное развитие. Однако, умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.

В процессе работы, мы убедились, что эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Необходимо просто уметь слушать ребенка, сопереживать ему, давать волю в выражении своих эмоций. Педагоги в детских дошкольных образовательных учреждениях должны стремиться к созданию в группах благоприятного психологического климата, для установления тесных эмоциональных контактов с каждым воспитанником. Человеческие взаимоотношения, поступки людей — это источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других составляющих эмоциональной сферы. Нехватка времени у родителей, усталость, большая нагрузка в работе и быту, очень сильно отпечатывается на личностном развитии ребенка, в том числе его эмоциональной сфере. Именно поэтому, мы считаем, что необходимо внедрять в образовательные процессы программы по эмоциональному воспитанию детей, а так же, привлекать семьи к данному процессу, предполагая, что совершенствование раннего эмоционального воспитания будет иметь положительное влияние на всю жизнь ребенка: индивидуальное обучение, межличностные отношения, адаптацию, контроль импульсов и правильное преодоление трудностей, с которыми сталкивается жизнь

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год