Использование методов сказкотерапии для развития эмоционального интеллекта дошкольников, как одно из условий психологического благополучия и социализации детей. |
Психология | |||
Автор: Рязанова Марина Александровна | |||
23.01.2022 21:57 | |||
Использование методов сказкотерапии для развития эмоционального интеллекта дошкольников, как одно из условий психологического благополучия и социализации детей. В современном обществе существует проблема дефицита общения родителей с детьми. Причины бывают разные: это загруженность родителей на работе; увлечение детей гаджетами, мультиками; многообразие развивающих центров, в которые родители помещают своих детей, заменяя «живое» общение обучением (приоритет умственного развития над эмоционально-личностным). Ребенок развивается по типу подражания близким значимым взрослым (родителям), а эта ситуация приводит к нарушению естественного процесса подражания и, соответственно, ребенок не обращает внимание на эмоциональное состояние других людей, не может его считывать и определять.
Понятие «Эмоциональный интеллект» означает— способность к пони-манию своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Благодаря эмоционально-му интеллекту мы понимаем, почему в конкретной ситуации у нас возникло то или иное чувство и повели себя определенным образом. Человек с высоким эмоциональным интеллектом –эта личность, которая понимает, когда проявление эмоций уместно и в каком виде. От природы дети не скрывают свои эмоции, выражают их открыто и непосредственно. Однако если у ребенка не развит эмоциональный интеллект, у него возникают трудности в общении из-за того, что он не может выразить свои чувства, не замечает переживаний окружающих или интерпретирует их неправильно. Дошкольное детство является сензитивным т. е., наиболее чувствительным периодом формирования эмоциональной сферы, именно поэтому, формирование эмоционального интеллекта нужно начинать уже с 4-5 лет. Главное для ребенка дошкольного возраста – научиться управлять своими эмоциями. Как показывает практика, дошкольникам трудно говорить об абстрактных чувствах, в силу преобладания наглядно-образного мышления. Помочь здесь может сказкотерапия. Метод сказкотерапии учитывает эмоциональный интерес ребёнка к сказкам, как специфической деятельности для данного возраста. В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребёнка в сказку и становится основой для идентификации с её героями. Таким образом, сказка является средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, модели поведения в различных сложных ситуациях. Идентификация ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Поэтому метод сказкотерапии способствует развитию эмоционального интеллекта дошкольника. Сказка строится на основе реальной проблемной ситуации. В целях облегчения идентификации ребёнка с персонажем герой характеризируется как близкий по возрасту, полу, поведенческим проявлениям ребёнку; сюжетная линия включает основные этапы развития конфликтной ситуации: завязку, нарастание конфликта, кульминацию, развязку. В заключении герой разрешает конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа строиться уже в форме беседы по рисунку, где идет обсуждение поведения и мотивов персонажа. Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает воз-можность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «отыграть» эмоции. Здесь взрослый может применить метод рассматривания своих лиц в зеркале в момент изображения различных эмоциональных состояний. Для ребенка, который чего-то боится, можно подобрать готовую или составить свою сказку, где метафорически зашифрована информация о страхе и способах его преодоления. Ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным героем сказки. Можно также предложить ему нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» с эмоциями, но и учится управлять ими. Разыгрывая с ребенком сказки и сюжеты из жизни, обсуждая происхо-дящее, мы помогаем ему озвучить собственные переживания, благодаря чему у него развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей. Таким образом вы будете способствовать развитию эмоционального интеллекта, как одного из основных условий психологического благополучия и социализации каждого ребенка. Рязанова Марина Александровна Педагог-психолог, МБДОУ детский сад № 19 г.о. г. Выкса Нижегородской области
|