Методы и приемы развития внимания дошкольников групп компенсирующей направленности старшего и подготовительного к школе возраста в работе педагога-психолога |
Психология | |||
Автор: Налиткина Татьяна Ивановна | |||
07.01.2022 21:31 | |||
Методы и приемы развития внимания дошкольников групп компенсирующей направленности старшего и подготовительного к школе возраста в работе педагога-психолога МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка» Налиткиной Татьяны Ивановны Всем педагогам известно, что внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – это выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. К особенностям внимания детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи относится его замедленное, с отставанием от нормы развитие.
Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на каком-либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного признака задержки психического развития. В той или иной мере они присутствуют у детей, с разными формами задержки психического развития. Проявления недостаточности внимания у дошкольников с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи обнаруживаются уже при наблюдении за особенностями восприятия ими окружающих предметов и явлений. Дети плохо сосредоточиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой другой деятельности, которой занимаются дети. Это не позволяет ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые ему предъявляются. В дальнейшем, в школе, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности могут привести таких детей к школьной неуспеваемости по одному или нескольким предметам. Поэтому в нашем детском саду ведется целенаправленная работа по коррекции недостаточности внимания у детей групп компенсирующей направленности. Недоразвитие всех высших психических функций у детей при ЗПР и ТНР не является всеобъемлющим, у них имеется фонд сохранных функций. Поэтому воспитанники с ЗПР и ТНР, в отличие от умственно отсталых – лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание. Эти особенности используются мною, педагогом-психологом, а также учителем-дефектологом и учителем — логопедом для оказания детям с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи комплексной психолого-педагогической помощи. Она включает в себя индивидуальные и групповые занятия детей с указанными специалистами. При условии своевременности и правильности подобной помощи недостатки познавательной деятельности и будущая школьная неуспеваемость могут постепенно преодолеваться и предупреждаться. В последующем такой ребёнок сможет удовлетворительно учиться по программе массовой школы. В группах компенсирующей направленности старшего и подготовительного в школе возраста для детей с ЗПР и ТНР мною, педагогом – психологом, развитие внимания дошкольников ведется в рамках трех коррекционно-развивающих программ: «Программы занятий по психологической подготовке воспитанников групп компенсирующей направленности к школьному обучению», «Психокоррекционной программы развития внимания у воспитанников с ОВЗ старшего дошкольного возраста», «Программы нейропсихологической коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности». Прежде всего, надо отметить, что невозможно решить сложные вопросы развития внимания у детей групп компенсирующей направленности без глубокой работы с родителями. Поэтому со всеми родителями в начале учебного года провожу разъяснительную работу об особенностях психофизического и соматического состояния ребёнка, о необходимости оказания квалифицированной помощи детям с отклонениями в развитии внимания. Ежегодно после входной психодиагностики воспитанников каждому родителю и воспитателям групп компенсирующей направленности я даю рекомендации по коррекции недостатков в развитии внимания дома и в условиях группы с учётом возрастных, индивидуальных и психофизических возможностях детей и как дополнение к коррекционно-развивающей работе психолога и других специалистов в детском саду. Для детей с ЗПР и ТНР характерен благоприятный прогноз развития внимания при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребёнку занимательной игровой форме. Очень важным является раннее начало коррекционной работы в детском саду и индивидуальный подход. Существенным аспектом является эмоциональный настрой самого специалиста, работающего с детьми. Чаще всего дошкольники отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные объекты. Занимаясь с ребенком, я не прячу свои эмоции в дальний угол, улыбаюсь, проявляю удивление, интерес, восторг к тому, что он делает! Я беру на себя руководство вниманием ребенка, вовлекаю его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Придумываю, нахожу новые, оригинальные средства организации детского внимания. Ведь наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно. Универсальное средство организации внимания — это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективна пошаговая инструкция. Она организует внимание малыша и будет способствовать планированию его деятельности. Поэтому давая задание малышу, я стараюсь, чтобы моя инструкция была доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей. Идеальный вариант представляет собой задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка. Такая ситуация стимулирует дальнейшее развитие дошкольника. Мои слова, тормозящие отвлечения детей на посторонние дела, не носят негативной эмоциональной окраски. Если торпедировать ребенка фразами: "Не отвлекайся!", "Не смотри по сторонам!", "Не трогай машинки!", вряд ли малыш с удовольствием будет завершать задание. Поэтому я использую такие высказывания: "Давай закончим строчку", "Сейчас закрасим шапочку и поиграем", "Посмотри, тебе осталось написать две буквы!", «Посмотри, как хорошо у тебя получилось, намного лучше, чем в прошлый раз!». Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора-двух раз. В тихой и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где идет оживленный разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе. Поэтому я всегда забочусь о хорошем физическом самочувствии малыша и его настроении. Стараюсь создать в комнате, где мы занимаемся, тишину, по возможности сокращаю количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов. Часто хвалю ребенка, шучу, улыбаюсь. С педагогами групп компенсирующей направленности мы тщательно бережем внимание детей. У нас есть правило: если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания. Концентрация внимания предполагает такую сосредоточенность на своем деле, что все происходящее вокруг не замечается. Для того чтобы у ребенка формировалось это свойство внимания, он должен обладать достаточной степенью устойчивости внимания. Развитию концентрации внимания в дошкольном детстве очень способствует наличие у ребенка хобби, увлечения, дела, которое ему особенно интересно. Поэтому я вместе с воспитателями стараюсь вовлечь детей в творческую деятельность. А потом их работы отсылаю на творческие конкурсы, потому что это очень стимулирует интерес детей к творчеству, а через него — развитие концентрации внимания. Сосредоточивая свое внимание на творческом занятии, малыш приобретает опыт все более высокой степени концентрации внимания. Психические ресурсы ребенка с ЗПР и ТНР очень истощает прерывание деятельности. Особенно вредны многократные прерывания, когда требуется вновь и вновь возвращаться к первоначальной деятельности. Подавляющее большинство наших детей в условиях многократного прерывания деятельности совсем не могут работать. Поэтому прерывание деятельности ребенка для меня табу. Но сначала я всегда изучаю, какой фактор наиболее отвлекающий для каждого конкретного ребенка. Для одного — звуки, для другого — зрительные раздражители. И утомление может у детей наступать по-разному. Например, работоспособность резко снижается, но потом уже не восстанавливается. Или колеблется в течение какого-то периода — от полной сосредоточенности до абсолютного "выпадения" из работы. Есть еще одно средство, которое я использую против рассеянности – это любознательность. Во время занятий я использую игры и упражнения, где дети наблюдают и замечают все значительное и ценное из того, что происходит вокруг: на улице, в мульфильмах, дома. И меня очень радует, если у детей возникают вопросы: "Что это такое?", "Что это значит?", "Почему так происходит?" Отвечая на них, я одновременно стараюсь побуждать их самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы. Одним из результатов реализации «Программы нейропсихологической коррекции детей с СДВГ» является, в том числе, и преодоление отставания в формировании произвольного внимания, достаточный объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания, а также успешное применение данных результатов на игровых занятиях и в другой деятельности дошкольников групп компенсирующей направленности. Результаты работы по «Психокоррекционной программе развития внимания у воспитанников с ОВЗ старшего дошкольного возраста» выражается в двух направлениях: тренировка основных свойств внимания: объема, распределения, концентрации, устойчивости и переключения и формирование внимательности как свойства личности у дошкольников старшего возраста групп компенсирующей направленности с помощью использования специальных упражнений. Одним из результатов реализации «Программы занятий по психологической подготовке воспитанников групп компенсирующей направленности к школьному обучению» также является предотвращение ошибок воспитания и обучения, которые могут привести к неразвитости произвольного поведения (умения делать то, что требуется, а не то, что захотелось). Структура занятия по каждой из программ особым образом выстроена. Каждое занятие проводится один раз в неделю по подгруппам не более 10 человек. В каждое занятие включены интеллектуально-развивающие игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия; дыхательно-координационные упражнения, направленные на снятие мышечного напряжения; упражнения – рисование симметричных рисунков, направленные на развитие координации движений и графических навыков; графические диктанты, направленные на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки; пальчиковая гимнастика, способствующая развитию психических функций (внимания, памяти, мышления и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук; упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления; растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения – релаксации. Все игры и упражнения в рамках реализации данных программ способствуют развитию и совершенствованию внимания, одного из главных психологических процессов, от которого зависит познавательная готовность ребенка к обучению в школе, успешность дальнейшей учебной деятельности ребёнка в школе.
|