Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Психология
Автор: Сергеева Татьяна Александровна   
15.01.2022 20:49

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Сергеева Т. А.

В статье рассмотрены особенности использования песочной терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития. Автором даются конкретные методические рекомендации по использованию упражнений песочной терапии на занятиях. Показано значение песочной терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников с нарушением интеллекта.

В разработанной нами программе психолого-педагогического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития одно из основных направлений имеется коррекция эмоционально-волевой сферы.

Д.А. Фомина отмечает, что эмоции детей с задержкой психического развития более поверхностны и неустойчивы в отличие от обычных дошкольников, вследствие чего дети еще более внушаемы и склонны к подражанию. Эти показатели могут влиять на воспитании ребенка с задержкой психического развития в целом [3].

 

В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг в своих работах по коррекции эмоциональных нарушений, отмечают, что можно с сочувственным интересом отнестись к части импульсивных действий и даже использовать внешние полевые тенденции для организации поведения ребенка в нужном направлении [3].

Отмечая результаты диагностики эмоционально волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития, можно указать, что часть детей демонстрирует агрессивное поведение: в рисунке большое количество торчащих и длинных иголок, близко расположенных друг к другу, преобладают отрывистые линии и сильный нажим. В беседе дети использовали агрессивные высказывания и желание «уколоть» того, кто окажется рядом.

В.В. Лебединский предлагает тактику психотерапевтических воздействий, которая должна строиться в зависимости от предполагаемой природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней его внимание, в другом — включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый социально приемлемый, эмоционально наполненный смысл; в третьем — не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом — активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или "растягиванию" агрессивных действий, в основе которых лежит страх (тревожность), и добиваться эмоционально положительного разрешения [3].

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко предлагают предоставить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе; направлять, не ограничивая. Авторы разработали комплексы игр с песком. Они утверждают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка[2].

Строя картины из песка, придумывая различные истории, ребенку передается социальный опыт поведенческих реакций на создавшуюся ситуацию. Чтобы этот процесс имел коррекционно-развивающий эффект, игры с песком должны подчиняться принципам обучения детей с задержкой психического развития.

По мнению Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой, принципами коррекционного обучения является активная позиция взрослого, который ставит цель, мотивирует детей на действия, анализ результата. При этом, авторы отмечают и активную позицию самого ребенка, который должен научиться принимать поставленную взрослым цель, вслед за анализом, проведенным взрослым, ориентироваться в условиях задачи, хотеть и уметь овладевать способами действий, действовать целенаправленно до получения результата, ориентироваться на оценку не только самого результата, но и способа действий. Важно сформировать у ребенка элементы самооценки и умение контролировать себя в процессе выполнения игровой и практической задачи [1].

Учитывая особенности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития были определены цели и задачи коррекции эмоционально – волевой сферы, используя упражнения с песком в форме песочной терапии:

- Формировать адекватное регулирование на ситуацию.

- Отвлечь детей от проявления агрессии, переключив на конструктивную деятельность.

- Научить осознавать свои агрессивные проявления, направляя поведение к социализации.

- Прервать влечения к агрессивным действиям.

- Увеличить чувственный контакт с окружающим.

Использование технологии песочной терапии в программе коррекции эмоционально-волевой сферы в условиях психолого-педагогической поддержки дошкольников с задержкой психического развития чередовалось с упражнениями в сенсорной комнате. Поэтому пять занятий имели конкретные упражнения игр с песком, решающие определенные задачи по коррекции эмоционально-волевой сферы:

Занятие № 4

‒ учить детей дифференцировать свои эмоции и эмоции окружающих;

– учить узнавать эмоцию грусть;

– воспитывать уважение к окружающим и их эмоциям

Песочная терапия: сюжет «Победить грусть».

Занятие № 7

‒ продолжать учить детей дифференцировать свои эмоции и эмоции окружающих;

– учить узнавать обиду;

– учить замечать последствия своих поступков;

Песочная терапия: волшебный песок поможет справиться с обидой.

Занятие № 9

– учить узнавать эмоцию злость и распознавать ее составные части;

– учить справляться со злостью;

Песочная терапия: сюжет «Добро всегда побеждает».

Занятие № 11

– учить продуцировать радость;

– учить делиться радостью;

– воспитывать уважение к окружающим и их эмоциям

Песочная терапия: работа в парах – постройка замка радости.

Занятие № 12

– повысить эмоциональный фон в группе;

‒ учить детей дифференцировать свои эмоции и эмоции окружающих;

– учить узнавать различные эмоции;

– учить справляться с негативными эмоциями и заражаться позитивными;

– воспитывать уважение к окружающим и их эмоциям

Песочная терапия: каждый отдельно строит свою волшебную страну эмоций, где хорошие эмоции помогают справляться с негативными эмоциями.

Организация занятий, направленных на коррекцию особенностей эмоционально-волевой сферы, предусматривает их проведение малыми группами.

Каждое изучаемое эмоциональное состояние предварительно рассматривается визуально, осознается через вербальное сопровождение и усиливается тактильными ощущениями. Поэтому песочница сразу имеет округлую форму, ассоциирующую с лицом человека или животного. Как правило, это глубокий поднос.

Например, сюжет «Победить грусть».

Сначала детям предоставляется возможность «подружиться» с песком – погладить его раскрытыми ладонями. На данном занятии уместно иметь чуть влажноватый песок, чтобы обострить неприятное ощущение.

Затем рассказывается история, в ходе которой взрослый рисует на песке (или лепит) картинки, сменяющие друг друга по сюжету. На данном занятии можно рассказать о маленьком мальчике, у которого не было ни сестренки, ни братика. Поэтому когда наступал вечер и на небе появлялся месяц, ему становилось грустно. Он казался мальчику таким же грустным как он сам. Мальчику очень хотелось развеселить месяц. Однако, он не знал как это можно сделать. Вдруг, он почувствовал на своих руках прохладу. Как будто что-то прикоснулось их, потом дотронулось до губ. «Что это» — подумал мальчик. И тут же услышал задорную песенку:

Я веселый ветерок, мой дружок.

Я лечу куда хочу, ой хочу.

Даже в небо улечу, посмотрю!

Хочешь, месяц покручу, поверну?

И он так подул на месяц, что тот повернулся в другую сторону. И вместо «грусти» появилась «радостная улыбка». При этом взрослый показывает, как тонкая полоска месяца из нависшей формы дуги поворачивается по кругу, проводя пальцем окружность. Разглаживая верхнюю часть окружности, появляется улыбка.

Спрашивая у детей, понравилась ли им история и хотят ли они послушать ее еще раз, то взрослый повторяет ее и призывает их помочь ей превращать грустный месяц в радостный. По ходу сюжета дети вместе с взрослым схематично изображают месяц, дуют на него, одновременно ведя палец по кругу.

Теперь можно предложить детям побыть грустным и радостным ветерками, попеременно.

Рассказ «Как волшебный песок помог справиться с обидой».

Однажды большой палец обиделся на остальные пальцы и спрятался в песок (Большие пальцы обеих рук углубить в песок). Остальные пальчики продолжали играть и веселиться: то на пианино поиграют (подушечками пальцев побарабанить по поверхности песка), то рыбками поплавают (подушечками пальцев подвигать из стороны в сторону по песку). А большой палец чувствует как веселятся его братья, выглянет из песка. А мириться не хочет, еще больше обижается, глубже в песок зарывается. Уже до самого дна достал, больше некуда. В глубине темно было, не уютно по твердому дню царапаться. Братья – пальцы испугались, что большой палец навсегда там останется. Стали они его искать, песок разгребать. Да никак не найдут, громко зовут: «Большой братец покажись, ты с обидой поборись». Нет, не отзывается большой палец. Загрустили они, стали друг друга обнимать да ласкать. Большому пальцу тоже так ласки захотелось, да и скучно одному быть, да и страшно в темноте оставаться. Стал он потихоньку из песка выкарабкиваться. А песочек понял, что большой палец помириться с братьями решил, нежно рассыпается, ноготочки щекочет, развеселить их хочет. Так волшебный песок помог обиду с другой стороны увидеть. С тех пор никогда на своих братьев не обижался, а только вместе с ними игрался (Прыжки подушечками пальцев по песку).

Сюжет «Добро всегда побеждает».

В данном сюжете целесообразно использовать прием разрушения постройки из песка. Например, вначале на поверхности рисуется мимика злости: брови сдвинуты к переносице, губы сжаты в полоску, волосы торчат в разные стороны. ( «Злюка» поселилась на лужайке. Солнце стало припекать ей бока). Затем песок собирается в горку, разглаживая бока ( «Злюка» прячется от солнца).

Хочешь радость ощутить,

Надо злость нам победить.

Что нам поможет

Злючку одолеть (Раздавливается гора двумя кистями).

Но колючка не сдается

Ежиком в клубок свернется (Надавливается ладонь с растопыренными пальцами несколько раз по кругу).

И сопит (Звуковое изображение).

Дождик добрых капель поливает

Злючку-колючку в радугу превращает (Песок сыпется из кулачка дуговыми движениями).

Радуга – дуга,

Дай нам добра!

Дай нам света и тепла.

Вот какая красота! (Проводиться дуга подушечками пальцев по всей площади песочницы).

Содержание историй и рассказов составлялись так, чтобы рисунки на песке были доступны дошкольникам с задержкой психического развития.

На итоговом этапе были отмечены позитивные изменения, касающиеся особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития. Снизилось количество детей демонстрирующих агрессивное поведение по отношению к сверстникам и взрослым; уменьшилось число дошкольников, проявляющих тревожность; испытуемые стали больше проявлять позитивные эмоции.

Таким образом, использование песочной терапии способствовало коррекции эмоционально-волевой сферы у дошкольников с задержкой психического развития, углубляя восприятие различных эмоциональных состояний тактильными ощущениями.

Литература

  1. Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева — М.: Просвещение, 2005. — 272 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко — Издательство: Речь, 2007. – 340 с.
  3. Фомина, Д.А. Развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития / Д.А. Фомина // Инновационная наука. — 2015. — № 5. – С. 265-268
  4. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 173 с.: https: //docplayer. ru/74217891-Lebedinskiy-v-v-nikolskaya-o-s-baenska
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год