Реализация коррекционно-развивающей программы «Радуга эмоций» направленная на развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с ОВЗ |
Психология | |||
Автор: Зуева Татьяна Александровна | |||
24.12.2021 18:31 | |||
Реализация коррекционно-развивающей программы «Радуга эмоций» направленная на развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с ОВЗ Зуева Татьяна Александровна, педагог-психолог СП «Детский сад Аленушка» ГБОУ СОШ №3 г. Похвистнево Эмоции — это калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей с ОВЗ, так как никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого человека и управлять своими эмоциями. Большое значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств. Как писал Выготский Л.С. «Эмоции являются центральным «звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка». Исследованием эмоций детей с ОВЗ занимались: Занков Л.В., Эльконин Д.Б., Бреслав Г.Ф., Певзнер М.С. и другие. Дети с ОВЗ – это дети, которым требуется больше внимания со стороны взрослых, нестандартных подходов в обучении и воспитании. Так как, от неумения общаться, незнания, как себя вести, неумения выражать свои чувства, и от отсутствия социального опыта, у детей иногда может возникать «агрессивное» или «странное» поведение. «Особым» детям нужна помощь психолога: научить их выражать свои чувства и желания, общаться с людьми вербальным и невербальным способом, посредством символов, жестов, мимики и пантомимики, дать возможность реализовать себя в этом мире. Практика работы с детьми с ОВЗ показывает, что сама по себе эмоциональная сфера стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать. Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:
В нашем детском саду для развития эмоциональной сферы дошкольников в группах созданы уголки психологической разгрузки:
Также реализуется коррекционно-развивающая программа «Радуга эмоций» направленная на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Цель программы — снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста путем снятия эмоционального и телесного напряжения. Задачи:
Каждая совместная деятельность с детьми по данной программе посвящено отдельной эмоции. На занятиях используются такие игровые упражнения: «Передай привет по кругу». Каждый здоровается тем способом, который показал взрослый, или придумывает свой способ, отличный от других. «Ветер дует на…» Дети подбегают к тому игроку, которого назвали по имени. «Назови соседа ласково». Передавая мяч по кругу, надо назвать своего соседа ласково. Эти игровые упражнения помогают детям познакомиться, снять страх тактильных контактов, сформировать позитивное отношение к ситуации игрового взаимодействия со сверстниками. Дети дошкольного возраста часто не замечают эмоциональное состояния другого человека. Задача педагога в этих случаях состоит в том, чтобы привлечь их внимание к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом для этого является воспроизведение чужих слов или действий, эмоциональных состояний. Проводятся такие игры, как «Угадай эмоцию», «Закончи предложение», «Собери настроение», «Покажи эмоцию», «Театр», «Азбука настроения». Так же в совместной деятельности с детьми, используются различные этюды, которые обсуждаются и проигрываются. Они вызывают разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка. В ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Практическая значимость коррекционно-развивающей работы отмечается в том, что дети стали более внимательными и доброжелательными друг к другу, у них улучшилась эмоционально – волевая сфера, наметились положительные сдвиги в поведении и общении. Таким образом, эмоциональное развитие детей с ОВЗ — очень сложный и длительный процесс, требующий целенаправленной, практической работы всех педагогов ДОО. В результате у детей приобретается бесценный опыт в общении. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации. Литература
|