Освоение ребенком пространства ближайшего окружения и личностная материализация своего «Я» |
Психология | |||
Автор: Рынова Юлия Васильевна | |||
10.12.2021 15:15 | |||
Освоение ребенком пространства ближайшего окружения и личностная материализация своего «Я» Воспитатель 1 кв. категории «МБДОУ «ЦРР д/с «Колокольчик» г. Абакана Рынова Юлия Васильевна С самого рождения для маленького малыша в окружающем мире Мама представляет весь мир. Но постепенно ребенок осваивает окружающее пространство и знакомится с многообразием мира, в котором его подстерегают различные опасности. Знакомство начинается с дома. Само понятие «дом» имеет несколько смыслов для человека в широком смысле этого слова. Это защита от внешнего мира, это тепло домашнего очага, где тебя любят и это опять же это место личного пространства. Говорят: «Вернутся домой – значит, вернутся к себе». Для ребенка понятие «дома» очень важно. Можно сказать, что понятие «дом» для человека является совокупностью вложенных друг в друга разновеликих пространств. От понятия собственного тела до пределов Родины, Земли и даже Космоса. И ребенку с раннего возраста важно понять и привить понятие «дом» в различных его многообразиях. Дом это место, где находятся самые близкие для ребенка люди, понятие «дом» это центр пространственного бытия ребенка.
В сказке о Маше и трех медведях очень хорошо представлен пример места каждого из героев в доме. И на примере Маши ребенок может прочувствовать эту тему на чужом опыте. Ведь именно Маша пришла в чужой дом и по-очереди занимала место медведя-отца, медведицы-мамы, медвежонка-сына. Маша искала для себя наиболее удобное пространство и только чашка, стульчик и кроватка медвежонка Мишутки пришлись ей в пору. Когда медведи вернулись домой, они сразу увидели, что в их доме кто-то побывал, нарушил их личное пространство. Взрослые гневно зарычали, а Мишутка заплакал безутешно, потому, что Маша пила из его чашки, сломала именно его стульчик и легла в его кроватку. Получилось, что Маша вытеснила Мишутку из его личного пространства, заняла его «место». Но у сказки «счастливый» конец, ведь Маша убежала, услышав рев медведей, и Мишутка не пострадал. На примере этой сказки ребенок может осмыслить свое место в доме, сравнить и «примерить» на себя роль Маши или роль Мишутки. Для ребенка важно на чужом примере понять и прочувствовать, что нужно делать в такой ситуации. Ведь именно страх отсутствия своего «места» в доме влечет большое количество проблем в дальнейшем развитии ребенка. Если у ребенка есть своя кроватка, свой тайный уголок для игр и уединения, в хорошем случае, отдельная комната в доме, то ребенок легче воспринимает ситуации, когда кто-то пытается занять его место, он знает, что есть то «укромное» пространство, которое никто не займет – это его дом. И важная роль в материализации своего «Я» в пространстве у ребенка принадлежит родителям. К сожалению, есть такие мамы, которые на протяжении всей своей жизни, воспринимают своего ребенка как неотделимую часть себя: «Мы пошли в детский сад!» «Мы хорошо учимся!», «Мы скоро школу окончим!», «Нам поступать в этом году!». Таким мамам тяжело признать, их ребенок это отдельный человек, самостоятельная личность и имеет право на отдельное существование. Поэтому очень и очень важно, чтобы ребенок закрепился и утвердился дома, расставляя знаки своего присутствия. С первых лет жизни понимал свое «Я» и его ценность. В дружных, хорошо организованных семьях, где каждый член семьи уважаем и неповторим, а отношения выстроены, обычно все помнят о том, где чье место, кто любит, как сидеть, у кого какая любимая посуда. И в большинстве случаев, для ребенка важно выделить любимые вещи родных, акцентировать внимание на его вещах, тем самым подчеркнув важность и уважение каждого члена семьи. Обозначив тем самым место каждого. Из любимой кружки папы не будет пить случайный гость, любимую тарелку бабушки тоже никто не возьмет. Такие вещи – символы помогают закрепить положение каждого члена семьи и усилить эффект присутствия человека. Именно дом становится для ребенка первым социальным пространством, где отношения членов семьи друг с другом символически закреплены в предметной среде. В ежедневном домашнем опыте маленький человечек познает смысл понятий: «твое», «мое», «мамино», «папино», «бабушкино». Ведь именно вещи олицетворяют каждого из членов семьи. Известно, что младшие дети мыслят понятиями – комплексами, которые представляют набор элементов, ассоциативно связанных друг с другом. Мир дома замкнут и устойчив. Самое защищенное пространство, в котором спокойно и безопасно. Дом – это всегда определенным образом организованное людьми пространство с постоянным набором вещей, стоящим на своих местах, и постоянными жителями – членами семьи. Домашний мир для любого малыша – это важная и неотъемлемая часть его развивающегося мира, которая помогает научится выстраивать и организовывать пространство вокруг себя и свое время, создает предпосылки для развития успешности и уверенности ребенка в будущем. Личностное развитие и осмысление своего «я» начинается с раннего детства и формируется именно в пространстве семьи и дома. Литература:
|