Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Освоение ребенком пространства ближайшего окружения и личностная материализация своего «Я»
Психология
Автор: Рынова Юлия Васильевна   
10.12.2021 15:15

Освоение ребенком пространства ближайшего окружения и личностная материализация своего «Я»Освоение ребенком пространства ближайшего окружения и личностная материализация своего «Я»

Воспитатель 1 кв. категории «МБДОУ «ЦРР д/с «Колокольчик» г. Абакана Рынова Юлия Васильевна

С самого рождения для маленького малыша в окружающем мире Мама представляет весь мир. Но постепенно ребенок осваивает окружающее пространство и знакомится с многообразием мира, в котором его подстерегают различные опасности. Знакомство начинается с дома. Само понятие «дом» имеет несколько смыслов для человека в широком смысле этого слова. Это защита от внешнего мира, это тепло домашнего очага, где тебя любят и это опять же это место личного пространства. Говорят: «Вернутся домой – значит, вернутся к себе». Для ребенка понятие «дома» очень важно. Можно сказать, что понятие «дом» для человека является совокупностью вложенных друг в друга разновеликих пространств. От понятия собственного тела до пределов Родины, Земли и даже Космоса. И ребенку с раннего возраста важно понять и привить понятие «дом» в различных его многообразиях. Дом это место, где находятся самые близкие для ребенка люди, понятие «дом» это центр пространственного бытия ребенка.

 

В сказке о Маше и трех медведях очень хорошо представлен пример места каждого из героев в доме. И на примере Маши ребенок может прочувствовать эту тему на чужом опыте. Ведь именно Маша пришла в чужой дом и по-очереди занимала место медведя-отца, медведицы-мамы, медвежонка-сына. Маша искала для себя наиболее удобное пространство и только чашка, стульчик и кроватка медвежонка Мишутки пришлись ей в пору. Когда медведи вернулись домой, они сразу увидели, что в их доме кто-то побывал, нарушил их личное пространство. Взрослые гневно зарычали, а Мишутка заплакал безутешно, потому, что Маша пила из его чашки, сломала именно его стульчик и легла в его кроватку. Получилось, что Маша вытеснила Мишутку из его личного пространства, заняла его «место». Но у сказки «счастливый» конец, ведь Маша убежала, услышав рев медведей, и Мишутка не пострадал. На примере этой сказки ребенок может осмыслить свое место в доме, сравнить и «примерить» на себя роль Маши или роль Мишутки.

Для ребенка важно на чужом примере понять и прочувствовать, что нужно делать в такой ситуации. Ведь именно страх отсутствия своего «места» в доме влечет большое количество проблем в дальнейшем развитии ребенка. Если у ребенка есть своя кроватка, свой тайный уголок для игр и уединения, в хорошем случае, отдельная комната в доме, то ребенок легче воспринимает ситуации, когда кто-то пытается занять его место, он знает, что есть то «укромное» пространство, которое никто не займет – это его дом. И важная роль в материализации своего «Я» в пространстве у ребенка принадлежит родителям.

К сожалению, есть такие мамы, которые на протяжении всей своей жизни, воспринимают своего ребенка как неотделимую часть себя: «Мы пошли в детский сад!» «Мы хорошо учимся!», «Мы скоро школу окончим!», «Нам поступать в этом году!». Таким мамам тяжело признать, их ребенок это отдельный человек, самостоятельная личность и имеет право на отдельное существование. Поэтому очень и очень важно, чтобы ребенок закрепился и утвердился дома, расставляя знаки своего присутствия. С первых лет жизни понимал свое «Я» и его ценность.

В дружных, хорошо организованных семьях, где каждый член семьи уважаем и неповторим, а отношения выстроены, обычно все помнят о том, где чье место, кто любит, как сидеть, у кого какая любимая посуда. И в большинстве случаев, для ребенка важно выделить любимые вещи родных, акцентировать внимание на его вещах, тем самым подчеркнув важность и уважение каждого члена семьи. Обозначив тем самым место каждого. Из любимой кружки папы не будет пить случайный гость, любимую тарелку бабушки тоже никто не возьмет. Такие вещи – символы помогают закрепить положение каждого члена семьи и усилить эффект присутствия человека.

Именно дом становится для ребенка первым социальным пространством, где отношения членов семьи друг с другом символически закреплены в предметной среде. В ежедневном домашнем опыте маленький человечек познает смысл понятий: «твое», «мое», «мамино», «папино», «бабушкино». Ведь именно вещи олицетворяют каждого из членов семьи. Известно, что младшие дети мыслят понятиями – комплексами, которые представляют набор элементов, ассоциативно связанных друг с другом. Мир дома замкнут и устойчив. Самое защищенное пространство, в котором спокойно и безопасно. Дом – это всегда определенным образом организованное людьми пространство с постоянным набором вещей, стоящим на своих местах, и постоянными жителями – членами семьи.

Домашний мир для любого малыша – это важная и неотъемлемая часть его развивающегося мира, которая помогает научится выстраивать и организовывать пространство вокруг себя и свое время, создает предпосылки для развития успешности и уверенности ребенка в будущем. Личностное развитие и осмысление своего «я» начинается с раннего детства и формируется именно в пространстве семьи и дома.

Литература:

  • Выготский Л.С. Речь и мышление ребенка // Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.2. М., 1982. С. 140.
  • Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Издательство «Питер», 2020.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год