Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Кризисные ситуации и их преодоление в жизни семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью
Психология
Автор: Борисова Екатерина Юрьевна   
12.11.2021 06:51

Кризисные ситуации и их преодоление в жизни семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностьюКризисные ситуации и их преодоление в жизни семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью

В настоящее время, количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата очень велико, и, к сожалению, эта тема становится актуальной каждый год. В Чувашской Республике в настоящее время проживает более 16, 8 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 4440 детей-инвалидов. В республике созданы условия для социализации, комплексной реабилитации, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, действует сеть образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальной защиты, открыты центры реабилитации, центры восстановительного лечения и др. [5, с. 98]

 

Л. С. Выготский предполагал, что физический недостаток вызывает совершенно особую социальную установку, чем у человека, не имеющего такого недостатка. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника жизни, все функции бытия перестраиваются под новым углом. Физический дефект, по мнению Л. С. Выготского, вызывает социальный вывих, который затрудняет социализацию ребенка, существенно влияет на его позицию, на его отношение к окружающему миру. Особенности личности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависят от успешности протекания процессов идентификации. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что дети с двигательными недостатками имеют ряд неразрешённых психологических проблем. Основополагающей причиной этого является отрицательное воздействия на них непосредственного окружения и психической травмы в связи с физической неполноценностью. Для таких детей характерны срывы и кризисы, проявляющиеся в перенапряжении эмоциональной сферы и поведенческих нарушениях. Согласно научным взглядам, «кризис» означает момент разбалансировки системы, потери соответствия (равновесия) между проблемами личности и ресурсами, существующими для их разрешения. [1, с. 30]

Кризисы жизни являются одной из составляющих нормального развития человеческой жизни. Жизненные кризисы всех семей условно можно поделить на два вида: Кризис развития. Это кризисы, предсказуемо возникающие в течение жизни и на разных стадиях развития семьи (рождение ребенка, вступление в брак, взросление детей и т. д.). Кризис ситуации. Большинство кризисов попадают в эту категорию и являются непредсказуемыми стрессовыми факторами (потеря работы, развод, конфликты и др.). Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями — это семья с особым статусом, особенности и проблемы, которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но в большей степени занятостью решением проблем ребенка. Все это приводит к закрытости семьи для внешнего мира, дефициту общения, частым отсутствием работ у матери, но главное — специфическому положению в семье ребёнка, которое обусловлено его болезнью. Ведь, согласно Э. Эриксону, основа для благополучного достижения интегрированной личности закладывается в детстве в процессах идентификации с родителями и значимыми близкими людьми. Фундамент моральных ценностей детей подросткового возраста преимущественно выражен в ценностях и морали их родителей. Также и самоотношение детей определяется в основном отношением к ним родителей. Ощущая и испытывая различные сложности возрастных изменений, подросткам хотелось бы видеть в родителях друзей и единомышленников, но взаимоотношения с родителями часто диаметрально противоположны — отягощены конфликтами, которые усложняют взаимопонимание. Ребенок взрослеет, и мир расширяет свои границы, для него становятся значимыми оценивание учителей и других взрослых, убеждения и ориентиры, разделяемые его сверстниками, которые в подростковом возрасте становятся референтной группой. Таким образом, кроме того, что подростки выносят из своего детства, дальнейшее развитие личности идет под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они идентифицируют себя в дальнейшем. Как нам всем известно, каждая семья в своем развитии проходит определенные кризисы, связанные первым годом семейной жизни, далее с появлением детей и другие. Семьи же, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, тоже проходят все эти кризисные этапы, но они осложнены гораздо более серьезными проблемами.

В некоторых семьях, если у ребёнка соматическое заболевание, то ребёнок поступает в школу и учится в ней, но позднее могут проявиться сложности других периодов. Жилье обычно не приспособлено для ребенка с ограниченными возможностями. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники. Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач. Услуги для ребенка в таких семьях преимущественно платные: лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты и многое другое. Поддержание здорового психологического климата в такой семье требует больших моральных сил, так как психологическая напряженность

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год