Проект «Моя Вселенная!» |
Психология | |||
Автор: Сластная Марина Михайловна | |||
05.11.2021 20:32 | |||
Проект «Моя Вселенная!» Составитель: педагог – психолог высшей квалификационной категории Сластная Марина Михайловна МБДОУ Детский сад №15 «Родничок» п. Мишелевка — 2020 г. Пояснительная записка: Душа ребенка – это целая Вселенная. Это удивительный загадочный мир, полный тайн и открытий, в то же время – это хрупкая, ранимая структура, которая требует бережного, заботливого отношения и умелых грамотных действий от педагогов ДОУ. Процессы созревания механизмов произвольной психической саморегуляции и самоконтроля личности начинается именно в дошкольные годы. Овладение психологическими компетенциями, поможет ребенку научиться распознавать свои эмоциональные состояния, укрепить нравственные ориентиры, развить в себе такие важные качества: как сочувствие и сопереживание, сделать первые шаги на пути принятия себя, окружающего мира и других людей. Формирование у детей осознанного отношения к реалиям своего существования, умения быть самостоятельным, инициативным, действовать по своему усмотрению и собственному побуждению, умения регулировать свою деятельность в соответствии с ситуацией на основе взаимопонимания и взаимоуважения. Открытость миру в стремлении ребенка активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач; чувствовать уверенность в своих силах. На таком фоне общей положительной самооценки формируется способность адекватно, в том числе критически, оценивать конкретные результаты собственных действий и действий других. Психическое развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикаторами» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Когда ребенок находится в гармоничном равновесии с самим собой, когда внутреннее его состояние окрашено положительными эмоциями, и он знает, что справится с любой ситуацией внутри себя, — это придает ему уверенности и формирует личность. Таким образом, решаются проблемы не только в эмоционально — нравственной сфере личности дошкольника, но и проблемы качественного и увлекательного обучения детей в саду. Психологический коррекционно-профилактический проект: «Моя Вселенная!» нацелен на психолого-педагогическое сопровождение, развитие психологических компетенций и компетентностей всех участников педагогического процесса в ДОУ. Актуальность проекта: Для создания благоприятной развивающей среды и психологической поддержки дошкольников в рамках ФГОС, в нашем детском саду оборудованы сенсорные зоны для проведения психолого-педагогических занятий и психологических тренингов. Оказание психологической помощи направлено на повышение психологической компетентности дошкольников с целью стабилизации психологического здоровья и преодоления психологических проблем в развитии детей. Сенсорные комнаты бывают двух видов: светлые и затемненные. Оба вида положительно воздействуют на психику ребенка: развивают моторику, обостряют чувство восприятия окружающего мира и тем самым приводят психоэмоциональное состояние в равновесие. Занятия в светлой сенсорной комнате носят элемент игрового тренинга, а значит, заряжают детей позитивом, бодростью духа и огромным зарядом энергии. Затемненная сенсорная комната имеет другую психологическую направленность, ее главная цель – восстановление психоэмоционального состояния ребенка и расслабление его нервной системы. Занятия проводятся при приглушенном свете, чтобы ребенку передавался весь спектр ощущений, при этом сенсорная комната напоминает волшебный мир. Благодаря сенсорным ощущениям, которые получает ребенок, исследуя все элементы комнаты, его внутреннее равновесие восстанавливается, а негативные эмоции исчезают. Для познания ребенком самого себя своего внутреннего «Я», для развития гармоничной личности дошкольника необходимо создавать благоприятные психолого-педагогические условия. С этой целью, разработан психолого-педагогический проект: «Моя Вселенная!». Актуальность обусловлена необходимостью создания оптимальных условий и психолого-педагогической поддержки воспитанников. Сенсорные зоны, как инновационная модель необходимы нашему учреждению: для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников и педагогов; познавательного и эмоционального развития детей, ранней профилактики и коррекции психического развития дошкольников, а особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их более качественного воспитания и образования, успешной адаптации и социализации. Для осуществления психологического направления работы в ДОУ, не достаточно рекомендуемой комплексной программы «Цветик – Семицветик», под редакцией авторов: Н. Ю. Куражевой, Н. В. Вараевой И. А., Козловой, А. С. Тузаевой, где в основе только психолого-педагогические и развивающие занятия, и не предусмотрена коррекционно-профилактическая работа с детьми, имеющими проблемы в психологическом аспекте развития, а также и для детей с ОВЗ Психологический коррекционно-профилактический проект «Моя Вселенная!» — нацелен не только на психолого-педагогическое сопровождение, а также на коррекцию и профилактику психологических проблем в развитии старших дошкольников, на формирование психологических компетенций и компетентностей всех участников педагогического процесса в ДОУ. Таким образом, решаются проблемы не только в эмоционально — нравственной сфере личности дошкольника, но и проблемы качественного и увлекательного обучения детей в саду. Психологическая коррекционно-профилактическая помощь осуществляется в трех взаимосвязанных формах:
Основными направлениями проекта являются:
Теоретической и методологической основой проекта являются:
Цель проекта: Сохранение и укрепление психологического здоровья, создание здоровьесберегающего пространства с применением инновационных психологических технологий, методов и приемов в профилактике и коррекции психического развития дошкольников. Задачи проекта: Образовательные: — Познакомить детей с элементарными психологическими знаниями о человеке, его внешнем и внутреннем мире;
Развивающие:
Коррекционные:
Психологический проект «Моя Вселенная!» включает в себя пять разделов: Раздел I «Я и мой внешний и внутренний мир» Психологическая азбука – совершенствование психических процессов. Раздел II «Я и мои чувства, взгляды, желания» Развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков общения Раздел III «Моя индивидуальность» Формирование личностной сферы: профилактика и коррекция личностных качеств Раздел IV «Я и другие: мы рядом — мы вместе!» Совершенствование эмоционально – волевой сферы и социальных навыков и умений Раздел V «Диагностический аспект»
развития детей: начальная диагностика, срезовая диагностика, итоговая диагностика;
Проект рассчитан на два возрастных этапа: старший дошкольный возраст 5 – 6 лет, и подготовительный дошкольный возраст 6 — 7 лет. На каждый возрастной этап предусмотрен примерный тематический план психологических занятий с детьми по подгруппам: светлая сенсорная зона – 10 – 12 детей; затемненная сенсорная зона – 6 детей. Ожидаемые результаты реализации проекта:
Используемая литература
|